Ефесская икона Божией Матери 22 октября: история светлого праздника

Корсунская Богородица: когда празднуется и чем знаменита икона

22 октября православные храмы отмечают память иконы Божией Матери Корсунской. По одному из преданий этот святой образ был написан самим евангелистом Лукой, который считается основателем иконописной традиции. Более того, согласно легенде, Дева Мария сама одобрила этот образ, увидев его.

Издание «Новый очаг» ориентировано на широкий круг читателей, среди которых есть и верующие, активно участвующие в религиозной жизни. Для них важно находить исчерпывающие ответы на интересующие вопросы. Мы обратились к Юлии Шумилко и священнику Андрею Синицыну с просьбой подготовить гид по церковным ритуалам и традициям, стараясь придерживаться объективного и информативного стиля.

История иконы

Легенда утверждает, что икона была привезена князем Владимиром из Корсуни (это современный Херсонес, находящийся не далеко от Севастополя) в 988 году, когда произошло крещение Руси. В этом же городе прошла церемония бракосочетания между Владимиром и Анной.

После завершения праздничных мероприятий молодожены отправились в Киев, где их сопровождала та самая Корсунская икона Божией Матери, которую князь взял с собой. Икона прошла через Новгород перед тем, как оказаться в Москве, где была размещена в Успенском соборе Кремля.

Этот исторический момент ознаменовал начало импорта икон из Византии в Россию, который продолжался на протяжении нескольких следующих столетий. Позже в России возникли многочисленные иконописные мастерские и школы, которые стали центрами по созданию сакрального искусства.

Общие сведения об образе

Икона Божьей Матери Корсунская почитается как чудотворная и играет особую роль в жизни христиан. На ней изображена Дева Мария с Младенцем, а стиль иконописи относится к типу, который называют Умиление или Елеуса. Второе название этой святыни — Корсунская икона Божьей Матери, что указывает на её византийские корни. Это определение имеет общий характер.

По старинным меркам, оригинал Корсунской иконы Божией Матери имел ширину в 14 вершков и длину в 1 аршин и 2 вершка. На святом полотне Богородица изображена в темно-синих одеждах с красным верхним платьем. Она прижимается щекой к своему Сыну, выражая материнскую любовь. Спаситель, в свою очередь, облачен в темно-зеленую одежду. Обратная сторона иконы традиционно украшена образом святого, здесь это Николай Мирликийский, Чудотворец. Святой образ излучает свет, доброту и благодать. Несмотря на то что Ефесская (Корсунская) икона со временем потускнела, старые краски всё еще сохраняли различимость на стыке XIX и XX века, хотя и не были особенно яркими.

История образа

Корсунская икона Божией Матери

Согласно древнему церковному преданию, Корсунская икона Божией Матери была создана евангелистом Лукой, что служит доказательством её большой давности. До этого икона долгое время хранилась в Эфесе, что объясняет её название. С иконы был сделан список, который князь Владимир, креститель Руси, привез в Киев. Это произошло 9 октября 988 года, что привело к возникновению второго названия образа — Корсунский.

Позже икона оказалась на новгородской земле. Во время правления Ивана Грозного ею было декретировано, чтобы Эфесская икона Божьей Матери была размещена в Успенском соборе Московского Кремля за престолом, где она остаётся и по сей день. Первые упоминания об этом образе встречаются в исторических документах XVII века.

Существует и другая версия происхождения Ефесской иконы Божией Матери. По этой гипотезе святой образ родом из Греции и попал в Россию благодаря святой Евфросинии Полоцкой в 1162 году. Эта святая активно пропагандировала строительство храмов на территории Руси, в том числе возведением церквей и монастырей, включая Спасский монастырь в Полоцке. Узнав о существовании икон, написанных Лукой, она стремилась приобрести один из таких образов.

Корсунская икона Божией Матери

Евфросиния написала письмо греческому патриарху с просьбой прислать чудотворный образ, предложив ему богатые дары. С просьбой согласились, и Ефесская икона отправилась в Россию. По пути она задержалась на год в Корсуни, где ее почитали и полюбили, что дало ей второе название — Корсунская. Прибыв в Полоцк, Евфросиния поместила икону в церкви, посвященной Богородице, украсив ее лик драгоценными самоцветами и металлом. Пребывание Ефесской иконы в храме началось в 1173 году и продолжалось около шести десятилетий.

Это интересно:  Ирина Мягкова

В первой половине XIII века местоположение святого образа изменилось из-за свадьбы полоцкой княжны Параскевы с князем Александром Невским. Она забрала Корсунскую икону с собой в Торопец, где она была установлена в Богородицком соборе. По молитвам жителей города к Ефесской иконе произошло множество чудес, в том числе и исцелений. Икона была особенно прославлена за защиту Божьей Матери во время польского вторжения в 1611 году.

После 1917 года, с приходом к власти большевиков, судьба иконы резко изменилась. Она попала в Ленинград и оказалась в Русском музее, в то время как в Торопце чудотворный образ так и не вернулся. В этом городе до сих пор доступен для поклонения список с Корсунской иконой Божией Матери, находящийся в Всехсвятском храме.

Икона Божией Матери и чудеса

Икона Божией Матери славится множеством чудес. В летописях задокументирована её помощь жителям Торопца во времена польско-литовского нашествия в 1611 году. Чудотворный образ впоследствии неоднократно спасал город от бедствий, таких как французское вторжение в 1812 году и различные эпидемии.

К примеру, в 1771 году в Романове (ныне Тутаев в Ярославской области) вспыхнула эпидемия чумы. Жители обратились за помощью к селу Пилатики, где хранился чудотворный список Корсунской иконы. Она прославилась своими чудесами с 1642 года, и крестный ход с иконой остановил распространение болезни.

Известно, что святой праведный Иоанн Кронштадтский видел именно эту икону, когда посещал дом Александры Алексеевой, где ранее хранился Эфесский образ. Он провел полчаса перед ней, не в силах отвести взгляд от её величия и красоты, всё это время молясь вслух.

Где находится святой лик Божией Матери

Оригинал этой знаменитой иконы на протяжении долгого времени хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Даже сейчас сюда приходят многочисленные посетители, желающие увидеть святыню. Верующие приходят, чтобы приложиться к чудотворной иконе и получить поддержку и утешение.

У этого образа православные верующие молятся о:

  • облегчении страданий;
  • прощении грехов;
  • исцелении;
  • раскаянии в грехах.

Тро­парь, глас 4

Днесь светло кра­су­ет­ся древ­ний град Торо­пец, /​и с ним вся зем­ля Рус­ская ликов­ству­ет, /​про­слав­ля­ю­щи чудо­твор­ную ико­ну Твою, Вла­ды­чи­це, /​яко заря сол­неч­ная от зем­ли Гре­че­ския воз­си­яв­шую. /​Исто­ча­ет бо нам неоскуд­ныя мило­сти /​Пре­свя­тая Бого­ро­ди­ца, /​и сохра­ня­ет вся гра­ды и стра­ны хри­сти­ан­ския /​невре­ди­мы от всех навет вра­жи­их. /​Сего ради с любо­вью возо­пи­им: /​молит­ва­ми Тво­и­ми изба­ви нас от вся­кия нуж­ды и печа­ли, /​и спа­си души наша.

Яко солн­це неза­хо­ди­мое /​воз­сия во гра­де Тороп­це ико­на Твоя, Бого­ро­ди­це Дево, /​свя­тым апо­сто­лом Лукою напи­сан­ная, /​и стра­ну Рос­сий­скую луча­ми бла­го­да­ти и мило­сер­дия Тво­е­го оза­рив­шая, /​к ней­же при­те­ка­ю­ще с любо­вию вер­нии /​от вся­ких болез­ней исце­ля­ют­ся, /​в скор­бех уте­ше­ние, в бедах избав­ле­ние при­ем­лют. /​Ты же, Все­ми­ло­сти­вая Вла­ды­чи­це, сохра­ни град Твой /​и вся гра­ды и веси зем­ли нашея от вся­ка­го зла, /​да зовем Ти, Небе­се и зем­ли Цари­це: /​радуй­ся, Неве­сто Неневестная.

Вели­ча­ние

Досто́йно есть велича́ти Тя, Богоро́дице, /​честне́йшую Херуви́м /​и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м.

О Все­ми­ло­сти­вая Гос­по­же, Мати Гос­по­да и Спа­си­те­ля наше­го, Небе­се и зем­ли Цари­це! Ты бла­го­из­во­ли­ла еси даро­ва­ти стране нашей образ Твой, свя­тым апо­сто­лом и еван­ге­ли­стом Лукою напи­сан­ный, и град Торо­пец при­ше­стви­ем Тво­им воз­ве­ли­чи­ла еси, пове­ле­ва­ю­щи всем при­те­ка­ти к Тебе с верою и надеж­дою на ско­рую помощь и заступ­ле­ние. При­и­ми хва­леб­ное пение сие от нас, недо­стой­ных раб Тво­их, и воз­не­си молит­вы наша ко Пре­сто­лу Сына Тво­е­го и Бога, да мило­стив будет нам греш­ным, с верою и любо­вью покла­ня­ю­щимся чудо­твор­ному обра­зу Тво­е­му, вос­по­ми­на­ю­ще мно­гая и див­ная чуде­са, во гра­де сем и во иных весех и гра­дех зем­ли Рус­ския явлен­ных и явля­е­мых. Спа­си и сохра­ни, Вла­ды­чи­це, Цер­ковь Рус­скую Пра­во­слав­ную, стра­ну нашу Рос­сий­скую, град наш и вся гра­ды и стра­ны хри­сти­ан­ския от гла­да, смер­то­нос­ные язвы, огня, меча, меж­до­усоб­ные бра­ни, даруй нам воз­ду­ха бла­го­рас­тво­ре­ние и зем­ли пло­до­но­сие. О Пре­свя­тая Дево, Бла­гая Оди­гит­рие, ука­зуй нам пра­вый путь ко спа­се­нию, ере­ти­че­ская воз­ста­ния низ­ло­жи, заблужд­шия во еди­но Хри­сто­во ста­до собе­ри, увра­чуй язвы душ и телес наших, про­све­ти наш ум, омра­чен­ный страстьми, даруй нам вре­мя на пока­я­ние и исправ­ле­ние гре­хов­ныя нашея жиз­ни, и изба­ви нас от скор­бей, бед и болез­ней, от вне­зап­ные смер­ти и веч­ные муки, да спа­са­е­ми все­силь­ным Тво­им заступ­ле­ни­ем, Цар­ствие Небес­ное уна­сле­ду­ем, и со все­ми свя­ты­ми вос­по­ем Пре­свя­тую Тро­и­цу, Отца, и Сына, и Свя­та­го Духа, и Твое к нам мило­сер­дие во веки веков. Аминь.

Это интересно:  Сергей Евгеньевич Жуков

ВСТУПЛЕНИЕ

Отныне будут ублажать Меня все роды
(Песнь Богородицы. Лк. 1, 48)

Человек! Пройди умом своим все творения и посмотри: существует ли что-либо, что может сравниться или превзойти Святую Деву Богородицу? Исследуй все: пройди по земле, осмотри море, удостоверься в воздухе, углубись в небеса, испытай все невидимые силы и скажи, есть ли хоть одно подобное чудо среди всех тварей. Того, Кого с трепетом восхваляет каждая тварь, Она непостижимо приняла в Свой чертог.
Святой Прокл, Патриарх Константинопольский (V век).
Похвальное слово Пресвятой Богородице.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ КОРСУНСКАЯ (ЕФЕССКАЯ) АКАФИСТ. ОБЛОЖКА

На протяжении двух тысячелетий от земли устремляется к небесам молитвенный зов человеческой души к Матери Божией. Заботясь о своих детях, Пресвятая Богородица избрала иконы как средство постоянного и близкого общения с людьми. Живопись является такой же истинной, как и письменные слова в книгах, и Божественная благодать пребывает на ней, ведь свято всё, что она изображает, — утверждал святой Симеон Солунский об иконах.

По своей бесконечной любви к человечеству Божия Матерь явила миру множество своих ликов, но к некоторым из них особенным образом проявила свою благосклонность. Среди них есть чудотворные иконы Божией Матери, которые имеют особое значение в судьбах человечества. Одному из таких изображений — Корсунской иконе Пресвятой Богородицы — посвящена наша статья. Благословив святого апостола и евангелиста Луку на написание некоторых ее изображений ещё в дни своего земного существования, Божия Матерь оставила невидимый след в истории иконописи. Преподобный Иоанн Дамаскин в своем послании к Феофилу сообщает, что святой апостол Лука, во время пребывания Пресвятой Матери в Иерусалиме, смог создать ее образ, чтобы будущие поколения смогли созерцать Ее, как в зеркале. Когда Лука показал ее этот рисунок, она произнесла слова: “С этого момента все роды будут ублажать Меня. Да будет благодать и сила Рождённого от Меня с этим образом”. Это великое творческое слово действительно открыло канал благодати через образы Пречистой Матери, которая ощущается во всем мире и по сей день.

Предание о том, что сам евангелист Лука написал первые изображения Божией Матери, стало частью богослужебных текстов, связанных с праздниками некоторых икон Богородицы. В одной из стихир на вечерней службе Владимирской иконы повторяются слова святого Иоанна: когда Божия Матерь увидела образ, написанный апостолом Лукой, она произнесла: “С этого момента все роды будут меня ублажать”. Эту мысль также подчеркивают тексты канона, где говорится о том, что евангелист Лука, создав этот божественный образ, изобразил Творца всех на руках Пресвятой Матери. Эти тексты акцентируют внимание на преемственности благодати и силы, заключенных в иконах, которые воспроизводят подлинные черты Божией Матери, сохраненные в трудах евангелиста.

Это интересно:  Алиса Признякова

Данное обетование теперь распространяется на все верные образы Девы Марии, поскольку их прототипами являются иконы, написанные самим святым апостолом Лукой. Образ становится особой реальностью, которая не тождественна ни небесному, ни земному бытию, а является таинственным сочетанием небесного в земном и земного в небесном.

Предание приписывает евангелисту Луке создание от трех до сорока икон Божией Матери, среди которых находятся известные как Владимирская, Влахернская, Милостивая, Киккская, Ченстоховская, Тихвинская, Смоленская и Филермская, включая Корсунскую. Конечно, не следует понимать это утверждение как прямое авторство, ведь евангелист Лука был автором оригинала, с которого сделаны эти иконы и которые сохранили дух первообраза.

ПОЧИТАНИЕ ИКОН БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Широкое почитание икон Божией Матери основано на многовековом духовном опыте общения с Царицей Небесной через её святые иконы. Подобно тому, как малые ручейки формируют великие реки, личный опыт каждого православного человека питает эту общенациональную веру. Русь-Россия издревле являлась домом для Богородицы, воздавая Ей славу устами лучших проповедников и певцов. Участие Божией Матери в истории Русской Церкви и государства всегда сопровождалось её чудотворными иконами, которые служили большим благословением для русского народа.

ПРОТОКОЛ ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА РПЦ С РАЗРЕШЕНИЕМ НА ИЗДАНИЕ АКАФИСТА

Возникновение любви и благоговения к иконам стало важным аспектом духовной жизни русского народа с момента принятия христианства. К ним относились как к необходимым атрибутам не только церковной жизни, но и повседневной, они освятили дома, стали неотъемлемой частью общественной и личной жизни. Церковь всегда была важной, и иконы стали символами защиты. Важнейшие события в истории страны или отдельных княжеств отмечались строительством новых храмов и установлением праздников в честь чудотворных икон. Летописи описывали церковные события наравне с общественными, включая создание и восстановление икон. Русский календарь олицетворял связь с церковными праздниками, а иконы сопровождали человека на каждом шагу его жизни — от рождения и вплоть до конца.

Чудеса и знамения, которыми прославлены русские иконы Божией Матери, невозможно перечислить. Благодаря её чудотворным образам отдельные города и регионы многократно избавлялись от вражеских вторжений, природных катастроф и эпидемий. Русская Православная Церковь насчитывает более шестисот чудотворных икон. Это прекрасно свидетельствует о глубокой вере православного народа, который полагается на щедрое благословение Царицы Небесной через её святые образы. Причины этого буйства могут быть частью приближения самой Богородицы к судьбам нашего Отечества, но также и результатом всенародной любви к её иконам, которые окружены благоговением в России.

На протяжении всей истории русский народ ощущал близость Божией Матери и её любовь к своим детям. Убежденность в том, что Пресвятая Богородица участвует в нашей земной жизни, ярко выражается в словах тропаря празднику Успения: «Во Успении мира не оставила еси Богородице!» В житие блаженного Андрея, который удостоился видения Покрова Божией Матери во Влахернском храме, имеется упоминание, что когда Ангел проводил Андрея по райским обителям, он поинтересовался, почему не видно той, которую он желал бы увидеть больше всего. Ангел ответил: «Ты хочешь видеть Царицу Небесных Сил? Она отсутствует здесь. Она спустилась в мир, полный скорбей, чтобы помочь страдающим и утешить печальных». В акафисте Успению мы также можем услышать слова: «Радуйся, Обрадованная, во Успении Своем нас не оставляющая».

Наша статья посвящена милостям Божией Матери, проявленным через великую святыню Православия — икону Одигитрию Корсунскую (Ефесскую).

РЕЦЕНЗИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОГО СОВЕТА РПЦ НА АКАФИСТ КОРСУНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Оцените статью
wow-lab.ru
Добавить комментарий