Корсунская Богородица: когда празднуется и чем знаменита икона
22 октября православные храмы отмечают память иконы Божией Матери Корсунской. По одному из преданий этот святой образ был написан самим евангелистом Лукой, который считается основателем иконописной традиции. Более того, согласно легенде, Дева Мария сама одобрила этот образ, увидев его.
Издание «Новый очаг» ориентировано на широкий круг читателей, среди которых есть и верующие, активно участвующие в религиозной жизни. Для них важно находить исчерпывающие ответы на интересующие вопросы. Мы обратились к Юлии Шумилко и священнику Андрею Синицыну с просьбой подготовить гид по церковным ритуалам и традициям, стараясь придерживаться объективного и информативного стиля.
История иконы
Легенда утверждает, что икона была привезена князем Владимиром из Корсуни (это современный Херсонес, находящийся не далеко от Севастополя) в 988 году, когда произошло крещение Руси. В этом же городе прошла церемония бракосочетания между Владимиром и Анной.
После завершения праздничных мероприятий молодожены отправились в Киев, где их сопровождала та самая Корсунская икона Божией Матери, которую князь взял с собой. Икона прошла через Новгород перед тем, как оказаться в Москве, где была размещена в Успенском соборе Кремля.
Этот исторический момент ознаменовал начало импорта икон из Византии в Россию, который продолжался на протяжении нескольких следующих столетий. Позже в России возникли многочисленные иконописные мастерские и школы, которые стали центрами по созданию сакрального искусства.
Общие сведения об образе
Икона Божьей Матери Корсунская почитается как чудотворная и играет особую роль в жизни христиан. На ней изображена Дева Мария с Младенцем, а стиль иконописи относится к типу, который называют Умиление или Елеуса. Второе название этой святыни — Корсунская икона Божьей Матери, что указывает на её византийские корни. Это определение имеет общий характер.
По старинным меркам, оригинал Корсунской иконы Божией Матери имел ширину в 14 вершков и длину в 1 аршин и 2 вершка. На святом полотне Богородица изображена в темно-синих одеждах с красным верхним платьем. Она прижимается щекой к своему Сыну, выражая материнскую любовь. Спаситель, в свою очередь, облачен в темно-зеленую одежду. Обратная сторона иконы традиционно украшена образом святого, здесь это Николай Мирликийский, Чудотворец. Святой образ излучает свет, доброту и благодать. Несмотря на то что Ефесская (Корсунская) икона со временем потускнела, старые краски всё еще сохраняли различимость на стыке XIX и XX века, хотя и не были особенно яркими.
История образа
Согласно древнему церковному преданию, Корсунская икона Божией Матери была создана евангелистом Лукой, что служит доказательством её большой давности. До этого икона долгое время хранилась в Эфесе, что объясняет её название. С иконы был сделан список, который князь Владимир, креститель Руси, привез в Киев. Это произошло 9 октября 988 года, что привело к возникновению второго названия образа — Корсунский.
Позже икона оказалась на новгородской земле. Во время правления Ивана Грозного ею было декретировано, чтобы Эфесская икона Божьей Матери была размещена в Успенском соборе Московского Кремля за престолом, где она остаётся и по сей день. Первые упоминания об этом образе встречаются в исторических документах XVII века.
Существует и другая версия происхождения Ефесской иконы Божией Матери. По этой гипотезе святой образ родом из Греции и попал в Россию благодаря святой Евфросинии Полоцкой в 1162 году. Эта святая активно пропагандировала строительство храмов на территории Руси, в том числе возведением церквей и монастырей, включая Спасский монастырь в Полоцке. Узнав о существовании икон, написанных Лукой, она стремилась приобрести один из таких образов.
Евфросиния написала письмо греческому патриарху с просьбой прислать чудотворный образ, предложив ему богатые дары. С просьбой согласились, и Ефесская икона отправилась в Россию. По пути она задержалась на год в Корсуни, где ее почитали и полюбили, что дало ей второе название — Корсунская. Прибыв в Полоцк, Евфросиния поместила икону в церкви, посвященной Богородице, украсив ее лик драгоценными самоцветами и металлом. Пребывание Ефесской иконы в храме началось в 1173 году и продолжалось около шести десятилетий.
В первой половине XIII века местоположение святого образа изменилось из-за свадьбы полоцкой княжны Параскевы с князем Александром Невским. Она забрала Корсунскую икону с собой в Торопец, где она была установлена в Богородицком соборе. По молитвам жителей города к Ефесской иконе произошло множество чудес, в том числе и исцелений. Икона была особенно прославлена за защиту Божьей Матери во время польского вторжения в 1611 году.
После 1917 года, с приходом к власти большевиков, судьба иконы резко изменилась. Она попала в Ленинград и оказалась в Русском музее, в то время как в Торопце чудотворный образ так и не вернулся. В этом городе до сих пор доступен для поклонения список с Корсунской иконой Божией Матери, находящийся в Всехсвятском храме.
Икона Божией Матери и чудеса
Икона Божией Матери славится множеством чудес. В летописях задокументирована её помощь жителям Торопца во времена польско-литовского нашествия в 1611 году. Чудотворный образ впоследствии неоднократно спасал город от бедствий, таких как французское вторжение в 1812 году и различные эпидемии.
К примеру, в 1771 году в Романове (ныне Тутаев в Ярославской области) вспыхнула эпидемия чумы. Жители обратились за помощью к селу Пилатики, где хранился чудотворный список Корсунской иконы. Она прославилась своими чудесами с 1642 года, и крестный ход с иконой остановил распространение болезни.
Известно, что святой праведный Иоанн Кронштадтский видел именно эту икону, когда посещал дом Александры Алексеевой, где ранее хранился Эфесский образ. Он провел полчаса перед ней, не в силах отвести взгляд от её величия и красоты, всё это время молясь вслух.
Где находится святой лик Божией Матери
Оригинал этой знаменитой иконы на протяжении долгого времени хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Даже сейчас сюда приходят многочисленные посетители, желающие увидеть святыню. Верующие приходят, чтобы приложиться к чудотворной иконе и получить поддержку и утешение.
У этого образа православные верующие молятся о:
- облегчении страданий;
- прощении грехов;
- исцелении;
- раскаянии в грехах.
Тропарь, глас 4
Днесь светло красуется древний град Торопец, /и с ним вся земля Русская ликовствует, /прославляющи чудотворную икону Твою, Владычице, /яко заря солнечная от земли Греческия возсиявшую. /Источает бо нам неоскудныя милости /Пресвятая Богородица, /и сохраняет вся грады и страны христианския /невредимы от всех навет вражиих. /Сего ради с любовью возопиим: /молитвами Твоими избави нас от всякия нужды и печали, /и спаси души наша.
Яко солнце незаходимое /возсия во граде Торопце икона Твоя, Богородице Дево, /святым апостолом Лукою написанная, /и страну Российскую лучами благодати и милосердия Твоего озарившая, /к нейже притекающе с любовию вернии /от всяких болезней исцеляются, /в скорбех утешение, в бедах избавление приемлют. /Ты же, Всемилостивая Владычице, сохрани град Твой /и вся грады и веси земли нашея от всякаго зла, /да зовем Ти, Небесе и земли Царице: /радуйся, Невесто Неневестная.
Величание
Досто́йно есть велича́ти Тя, Богоро́дице, /честне́йшую Херуви́м /и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м.
О Всемилостивая Госпоже, Мати Господа и Спасителя нашего, Небесе и земли Царице! Ты благоизволила еси даровати стране нашей образ Твой, святым апостолом и евангелистом Лукою написанный, и град Торопец пришествием Твоим возвеличила еси, повелевающи всем притекати к Тебе с верою и надеждою на скорую помощь и заступление. Приими хвалебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Сына Твоего и Бога, да милостив будет нам грешным, с верою и любовью покланяющимся чудотворному образу Твоему, воспоминающе многая и дивная чудеса, во граде сем и во иных весех и градех земли Русския явленных и являемых. Спаси и сохрани, Владычице, Церковь Русскую Православную, страну нашу Российскую, град наш и вся грады и страны христианския от глада, смертоносные язвы, огня, меча, междоусобные брани, даруй нам воздуха благорастворение и земли плодоносие. О Пресвятая Дево, Благая Одигитрие, указуй нам правый путь ко спасению, еретическая возстания низложи, заблуждшия во едино Христово стадо собери, уврачуй язвы душ и телес наших, просвети наш ум, омраченный страстьми, даруй нам время на покаяние и исправление греховныя нашея жизни, и избави нас от скорбей, бед и болезней, от внезапные смерти и вечные муки, да спасаеми всесильным Твоим заступлением, Царствие Небесное унаследуем, и со всеми святыми воспоем Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и Твое к нам милосердие во веки веков. Аминь.
ВСТУПЛЕНИЕ
Отныне будут ублажать Меня все роды
(Песнь Богородицы. Лк. 1, 48)
Человек! Пройди умом своим все творения и посмотри: существует ли что-либо, что может сравниться или превзойти Святую Деву Богородицу? Исследуй все: пройди по земле, осмотри море, удостоверься в воздухе, углубись в небеса, испытай все невидимые силы и скажи, есть ли хоть одно подобное чудо среди всех тварей. Того, Кого с трепетом восхваляет каждая тварь, Она непостижимо приняла в Свой чертог.
Святой Прокл, Патриарх Константинопольский (V век).
Похвальное слово Пресвятой Богородице.
На протяжении двух тысячелетий от земли устремляется к небесам молитвенный зов человеческой души к Матери Божией. Заботясь о своих детях, Пресвятая Богородица избрала иконы как средство постоянного и близкого общения с людьми. Живопись является такой же истинной, как и письменные слова в книгах, и Божественная благодать пребывает на ней, ведь свято всё, что она изображает, — утверждал святой Симеон Солунский об иконах.
По своей бесконечной любви к человечеству Божия Матерь явила миру множество своих ликов, но к некоторым из них особенным образом проявила свою благосклонность. Среди них есть чудотворные иконы Божией Матери, которые имеют особое значение в судьбах человечества. Одному из таких изображений — Корсунской иконе Пресвятой Богородицы — посвящена наша статья. Благословив святого апостола и евангелиста Луку на написание некоторых ее изображений ещё в дни своего земного существования, Божия Матерь оставила невидимый след в истории иконописи. Преподобный Иоанн Дамаскин в своем послании к Феофилу сообщает, что святой апостол Лука, во время пребывания Пресвятой Матери в Иерусалиме, смог создать ее образ, чтобы будущие поколения смогли созерцать Ее, как в зеркале. Когда Лука показал ее этот рисунок, она произнесла слова: “С этого момента все роды будут ублажать Меня. Да будет благодать и сила Рождённого от Меня с этим образом”. Это великое творческое слово действительно открыло канал благодати через образы Пречистой Матери, которая ощущается во всем мире и по сей день.
Предание о том, что сам евангелист Лука написал первые изображения Божией Матери, стало частью богослужебных текстов, связанных с праздниками некоторых икон Богородицы. В одной из стихир на вечерней службе Владимирской иконы повторяются слова святого Иоанна: когда Божия Матерь увидела образ, написанный апостолом Лукой, она произнесла: “С этого момента все роды будут меня ублажать”. Эту мысль также подчеркивают тексты канона, где говорится о том, что евангелист Лука, создав этот божественный образ, изобразил Творца всех на руках Пресвятой Матери. Эти тексты акцентируют внимание на преемственности благодати и силы, заключенных в иконах, которые воспроизводят подлинные черты Божией Матери, сохраненные в трудах евангелиста.
Данное обетование теперь распространяется на все верные образы Девы Марии, поскольку их прототипами являются иконы, написанные самим святым апостолом Лукой. Образ становится особой реальностью, которая не тождественна ни небесному, ни земному бытию, а является таинственным сочетанием небесного в земном и земного в небесном.
Предание приписывает евангелисту Луке создание от трех до сорока икон Божией Матери, среди которых находятся известные как Владимирская, Влахернская, Милостивая, Киккская, Ченстоховская, Тихвинская, Смоленская и Филермская, включая Корсунскую. Конечно, не следует понимать это утверждение как прямое авторство, ведь евангелист Лука был автором оригинала, с которого сделаны эти иконы и которые сохранили дух первообраза.
ПОЧИТАНИЕ ИКОН БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Широкое почитание икон Божией Матери основано на многовековом духовном опыте общения с Царицей Небесной через её святые иконы. Подобно тому, как малые ручейки формируют великие реки, личный опыт каждого православного человека питает эту общенациональную веру. Русь-Россия издревле являлась домом для Богородицы, воздавая Ей славу устами лучших проповедников и певцов. Участие Божией Матери в истории Русской Церкви и государства всегда сопровождалось её чудотворными иконами, которые служили большим благословением для русского народа.
Возникновение любви и благоговения к иконам стало важным аспектом духовной жизни русского народа с момента принятия христианства. К ним относились как к необходимым атрибутам не только церковной жизни, но и повседневной, они освятили дома, стали неотъемлемой частью общественной и личной жизни. Церковь всегда была важной, и иконы стали символами защиты. Важнейшие события в истории страны или отдельных княжеств отмечались строительством новых храмов и установлением праздников в честь чудотворных икон. Летописи описывали церковные события наравне с общественными, включая создание и восстановление икон. Русский календарь олицетворял связь с церковными праздниками, а иконы сопровождали человека на каждом шагу его жизни — от рождения и вплоть до конца.
Чудеса и знамения, которыми прославлены русские иконы Божией Матери, невозможно перечислить. Благодаря её чудотворным образам отдельные города и регионы многократно избавлялись от вражеских вторжений, природных катастроф и эпидемий. Русская Православная Церковь насчитывает более шестисот чудотворных икон. Это прекрасно свидетельствует о глубокой вере православного народа, который полагается на щедрое благословение Царицы Небесной через её святые образы. Причины этого буйства могут быть частью приближения самой Богородицы к судьбам нашего Отечества, но также и результатом всенародной любви к её иконам, которые окружены благоговением в России.
На протяжении всей истории русский народ ощущал близость Божией Матери и её любовь к своим детям. Убежденность в том, что Пресвятая Богородица участвует в нашей земной жизни, ярко выражается в словах тропаря празднику Успения: «Во Успении мира не оставила еси Богородице!» В житие блаженного Андрея, который удостоился видения Покрова Божией Матери во Влахернском храме, имеется упоминание, что когда Ангел проводил Андрея по райским обителям, он поинтересовался, почему не видно той, которую он желал бы увидеть больше всего. Ангел ответил: «Ты хочешь видеть Царицу Небесных Сил? Она отсутствует здесь. Она спустилась в мир, полный скорбей, чтобы помочь страдающим и утешить печальных». В акафисте Успению мы также можем услышать слова: «Радуйся, Обрадованная, во Успении Своем нас не оставляющая».
Наша статья посвящена милостям Божией Матери, проявленным через великую святыню Православия — икону Одигитрию Корсунскую (Ефесскую).