Испанская майолика: История и современное значение
Майолика — это особый вид искусно расписной керамики, которая может быть изготовлена либо из красной глины, что называется гончарной майоликой, либо из белой фаянсовой массы, известной как фаянсовая майолика. Этот материал стал самым распространённым отделочным средством в восточных и средиземноморских странах, где мастера превратили роспись керамической плитки в настоящее искусство, создавая уникальные произведения.
Истоки этой техники уходят в глубокую древность — изделия с декоративной росписью возникли ещё в Древнем Египте, Вавилоне, Финикии и других восточных культурах. Росписи, выполненные на плитках, использовались для украшения дворцов и религиозных зданий на востоке, в северной Африке и Азии, сочетая их со сложными мозаиками из глазурованной плитки различных форм, размеров и цветов.
На сегодняшний день плитка майолика продолжает оставаться актуальной и востребованной, что ярко иллюстрируют облицовочные материалы из Испании. Эта продукция заслужила признание не только в России, но и во многих европейских странах.
Если вы стремитесь привнести в свой дом красоту древнего Востока, вам стоит обратить внимание на майолику ручной работы от мастерской «Веста-Керамика». Эта мастерская успешно сочетает традиции древнего ремесла с современными дизайнерскими тенденциями, создавая уникальные изделия.
Благодаря высокому уровню профессионализма технологов компании, «Веста-Керамика» активно участвует в реставрационных работах, где требуется тщательный подбор цветов для восстановления исторических фасадов или элементов интерьеры, таких как камины или печи.
Майолика в Большой Ханской мечети
Понятие майолика обязано своим появлением острову Майорка
Вазы Альгамбра представляют собой образцы керамики из Малаги
Происхождение термина «майолика»
Название «майолика» происходит от острова Майорка, который исторически играл ключевую роль в торговле между странами Магриба и Италией. На этом острове располагалась своего рода перевалочная база, с которой арабские купцы отправляли глиняные изделия, покрытые оловянно-свинцовой глазурью. Эти авторские кувшины, блюда и вазы, украшенные изысканными узорами, служили знаковыми элементами интерьеров парадных залов домов знати.
Таким образом, мусульмане незаметно передали испанцам две выдающиеся технологии керамического производства:
- непрозрачное глазурование с помощью оловянной глазури, создающей приглушенный белый цвет и позволяющей изготавливать сложные и многообразные росписи на изделиях;
- покрытие люстром, имитирующее радужные эффекты и металлические оттенки.
Виды и характерные черты майолики
- Итальянская майолика. Изготавливается из красной и розовой глины, покрывается эмалью и украшена в стилистике Ренессанса, включая растительные и геометрические узоры, а также гротески. Ранее при изготовлении глазури использовалось олово, а орнамент наносился с помощью красок на основе синего кобальта. Готовая итальянская майолика покрывалась прозрачной глазурью и подвергалась обжигу.
- Арабская и турецкая майолика. Эти изделия обычно делаются из красной или желтовато-белой глины, покрытой белой глазурью и орнаментами, которые включают геометрические мотивы, растительные узоры, а также каллиграфические элементы. Декор таких изделий базируется на контрасте цветов. В турецкой майолике преобладают изображения звезд и цветущих садов. В настоящее время эта майолика часто используется для оформления кухонных пространств.
- Португальская майолика. Итальянская кухня также имеет свою разновидность майолики из красной и розовой глины. Основное отличие — роспись по белому фону с использованием синих барокко-орнаментов и сюжетных изображений. Эта техника называется «азулежу».
- Северная майолика (Франция, Германия, Англия). В ее состав входят белые полуфаянсовые или фаянсовые черепки, куда добавляют каолин и другие компоненты. Эта разновидность глины, ставшая известной благодаря мастерам города Фаэнца, получила название фаянса.
- Русская майолика. Московские изделия можно отличить по характерному желтому оттенку глины и голубой эмали. Производство этой майолики изначально основывалось на заимствованном европейском опыте, но вскоре получило уникальные национальные черты.
Первоначально мастера использовали чистую глину. Современные технологии включают добавление синтетических модификаторов для повышения прочностных характеристик материала. Заготовки керамики проходят двойной обжиг:
- во время первого обжига заготовка принимает задуманную мастером форму, после чего покрывается глазурью и росписью;
- при втором обжиге глазурь и надглазурные краски фиксируются на поверхности изделия.
Важно заранее знать состав глазури, так как после обжига цвет может измениться из-за оксидов, входящих в ее состав.
Применение майолики в архитектуре
Керамика активно используется для оформления стен и перегородок, особенно при создании кухонных фартуков. Однако из-за гигроскопичности для санузлов она не подходит. Отделка легко отличима от других форм плитки благодаря характерному красному цвету глины, который виден на торце или с излома.
Теперь вы знаете, что такое майолика и как кратко, но точно описать это явление. Это изделия из крупнопористой глины с особенностью росписи, состоящей из последовательного нанесения глазури, затем росписи и финального слоя глазури. В результате получаются не только произведения искусства, но также прочные и износостойкие покрытия, заслуживающие внимания.
История майолики
Отделка майоликой была невероятно популярна в середине 19 века.
Глазурованные керамические изделия впервые возникли в Древней Месопотамии и странах Ближнего Востока. Изделия из пористой цветной глины покрывали красками с содержанием различных металлов и обжигали при высокой температуре. Позднее технологии глазурования и росписи были привезены арабами в Италию с испанского острова Майорка (Мальорка), откуда и произошло название этого материала. Итальянцы адаптировали звучание сложного чуждого термина, что привело к образованию слова «майолика».
Начиная с 15 века, итальянская майолика стала серийно производиться в стране, причем искусство ее изготовления постепенно стало характерным ремеслом для жителей Италии, особенно небольших городов. В руках опытных мастеров керамика обрела изящество и совершенство.
С течением времени технология совершенствовалась, и в 17 веке при производстве керамики стали использовать исключительно мягкую цветную глину. Узор наносили с использованием синего кобальта, благодаря чему майолика эпохи Возрождения приобрела характерные синие и зеленые тона. В росписях находили отражение орнаменты с геральдическими символами, изображения портретов и животных, а также восточные узоры. Готовые изделия покрывали непрозрачной белой глазурью, в состав которой входило олово, и обжигали. Это придавало краскам мягкость и тепло, а изделиям дйжность.
При правлении Петра I майолика начала свое распространение в Россию. Плитка стали изготавливать в Москве, Гжели и Ярославле из красной глины и глазури с добавлением олова. Майолика использовалась для украшения фасадов домов, облицовки печей и дверных проемов, а также для декора церквей.
Сегодня в России продолжают функционировать заводы, производящие майолику, и качество их продукции соответствует мировым стандартам.
Как изготавливают плитку майолику?
Процесс изготовления майолики начинается с подготовки глины. Сначала глину измельчают в порошок и помещают в воду, чтобы достичь состояния, позволяющего замесить её в тесто. Затем массу тщательно вымешивают вручную для удаления всех пузырьков воздуха, что критически важно для предотвращения дефектов в готовых изделиях.
После этого глину заливают в формы и оставляют на воздухе для первоначального высыхания. Как только она немного подсохнет, изделия извлекаются из форм и продолжают сушиться. Важно, чтобы сохение происходило естественным образом. Для этого изделия помещают в тёмное место на 8 дней и более, а затем на полное солнце — период зависимости от размера изделия.
Далее последует первый обжиг, который длится около 30 часов при температуре 850ºC.
После завершения этой операции изделия тщательно покрываются эмалью, а потом мастер вручную добавляет уникальные рисунки, используя керамические глазури, эмали и краски, которые начинают проявлять свой истинный цвет только после повторного обжига.
Продолжительность росписи зависит от сложности узоров и размеров изделий. Наконец, каждая работа помещается обратно в печь для второго обжига, который проходит при 890ºC, благодаря чему эмаль и декоративные элементы плавятся. В результате каждая плитка становится уникальной как по рельефу, так и по цветовой гамме, что делает её настоящим произведением искусства!
Где можно использовать майолику?
Наиболее часто майолика используется для оформления ванной комнаты или кухни, а также для декорирования печей и каминов. На наиболее популярный вопрос: возможно ли использовать майолику на полу, ответ будет положительным. Коллекции плитки могут быть напольными и настенными. Они отличаются толщиной, причем у напольной плитки она больше. Однако при выборе майолики для полов следует помнить, что это гладкая плитка, и в случае намокания она может быть скользкой.
Напольная майолика Doremail, коллекция MAJOLICA
Прекрасным занятием становится поиск сочетаний для декорирования стен с помощью майолики. Например, в интерьере ванной майолика хорошо смотрится в комбинации с зеркалами, что визуально увеличивает количество узоров. Классическим вариантом является сочетание майолики с деревом. Часто также используют комбинации с самой же майоликой: фоновая плитка с бордюрами и узоры, в возможности которых легко создавать интересные комбинации.
На изображении представлена майолика в интерьере ванной комнаты, плитка Doremail
В кухне майолика обычно применяется для оформления фартуков и, в редких случаях, столешниц.
Майолика Doremail в оформлении фартука и столешницы кухни
Бюджетные способы использования майолики
Вот несколько профессиональных рекомендаций по экономному применению майолики в интерьере.
1. Узорные вставки и бордюры:
Ремесленные узорные изделия стоят дороже однотонных плиток. Поэтому дизайнеры часто прибегают к уловкам: они обрабатывают пространство однотонной майоликой, а бордюр добавляется в горизонтальном или вертикальном направлении.
Плитка майолика в интерьере кухни, коллекция LES TUNISIENNES. Узорный бордюр в оформлении фартука и однотонная изумрудная майолика в оформлении столешницы
Плитка майолика в интерьере кухни, коллекции LES MEXICANES и LES UNIS
2. Декор предметов:
Майолику можно использовать для оформления старых предметов, таких как столы или зеркала, а также для создания небольших панно, которые будут служить акцентами в интерьере. Такие элементы не останутся незамеченными.
Зеркало, обрамленное майоликой
В данной кухне оформлена лишь небольшая часть стены с использованием майолики — но уже создает испанское настроение. Кухня из телепроекта “Школа ремонта”
3. Плитка с имитацией «под майолику»:
Некоторые производители керамогранита предлагают плитку с имитацией майоликовых узоров. Эти узоры наносятся механически, но фабрики удаются передать характер ручной росписи, включая даже трещинки и неровные линии. Такую плитку можно встретить от новых китайских фабрик, таких как Eleven Co, Color Bridge и Exotic River.
Плитка «под майолику» от Exotic River, коллекция BRIGHT — DECOLOR
Разновидности майолики
Разные художественные направления могут распространяться по миру с различной скоростью. Причины неравномерного освоения географии становятся предметом исследования культурологов.
Однако технологии и методы этих направлений не просто преодолевают расстояния. В каждой стране они приобретают уникальный, местный колорит.
Производство майолики не стало исключением. Мастера разных стран стремились добавить что-то уникальное в свои изделия, и потому керамические изделия, такие как вазы, статуэтки, плитки и прочие предметы, несут отпечаток национальной культуры.
Эти изделия легко узнаваемы, что позволяет классифицировать пористую керамику по ее видам.
- Русская майолика. Установить начало формирования какого-либо керамического стиля порой сложно. Обычно такое событие связывают с каким-либо знаковым моментом. Началом развития майолики в России считается открытие двух фабрик. Первая была основана князем Меньшиковым в Стрельне, а другая — купцом Гребенщиковым в Москве. Фабрика в Стрельне строилась по голландским проектам и выпускала декорированные изразцы для украшения домов и храмов. На заводе Гребенщикова майоликовые плитки декорировались монохромной росписью. Московская продукция отличается характерным желтоватым оттенком глины и голубой эмали. Кроме плитки на заводе также производилась кухонная утварь. На первый взгляд, российскую майолику не следует рассматривать как отдельный вид керамики, так как ее производство основывалось на заимствованном опыте европейских мастеров. Однако вскоре декор и технологии начали получать уникальные национальные черты, что позволяет говорить о становлении нового, уникального стиля.
- Португальская майолика. Визитной карточкой португальских керамистов стали изразцы «азулежу», оформленные в бело-голубых тонах. Эти изразцы представляют собой основание из глины в форме плитки, покрытой глазурью. До сих пор в различных португальских городах можно встретить остатки ручного производства, которому уже несколько сотен лет. Современные образцы «азулежу» используются для создания масштабных полотен, которые украшают станции метро, дворцовые стены и целые дома. Португальцы с необычайной преданностью и страстью относятся к своей майолике.
- Итальянская майолика. В Италии майолика изначально не имела такого вида, как мы ее знаем сегодня. Итальянские мастера начинали с однократного обжига, предварительно покрывая глиняные изделия жидкой белой глиной с добавлением оксида олова. После обжига изделия декорировались примитивным орнаментом — крестами и звездами. Эти изделия называли полумайоликой, и они не отличались особой изысканностью, а используемая краска была не слишком прочной. На свое настоящее обличие итальянская майолика преобразована к началу 14 века, а её расцвет пришелся на 17 век, когда технология работы с пористой глиной распространилась с Апеннинского полуострова по всей Европе. К этому времени в Италии уже функционировали фабрики по производству керамики в крупных городах. Название города Фаэнца стало синонимом термина «фаянс». Для работы с майоликой итальянские мастера применяли мягкую глину, а добавление олова в глазурь стало традицией. Узор рисовали красителями на основе синего кобальта. Практически вся керамика эпохи Возрождения отличалась характерным сине-зеленым оттенком росписи, но это не мешало мастерам разрабатывать свои уникальные рецепты и технологии, которые в первую очередь касались декорирования. Схема получения черепка из пористой глины оставалась неизменной. В росписи часто использовались геральдические символы, восточные мотивы и изображения животных. Готовое изделие покрывалось слоем прозрачной глазури, после чего черепок обжигался, а краски становились после обжига более насыщенными и теплыми.
- Восточная майолика. Арабские плитки из пористой глины имеют желтые и красные оттенки черепка. Их роспись уникальна и изобилует элементами каллиграфии, где декор построен на цветовом контрасте. Яркие краски используются для передачи элементов декоративной геометрии. Турецкая майолика славится изображениями звезд, цветущих садов и каллиграфических узоров. В современном дизайне плитка в турецком стиле пользуется популярностью для отделки стен кухонь.
Майолика в интерьере
Использование майолики в оформлении интерьеров жилых помещений придаёт особенности дизайну и делает его более оригинальным и стильным. Этот декоративный материал подходит почти для любого типа комнаты.
Широкая цветовая гамма росписей на майолике позволяет успешно использовать ее для стилизации пространства. Особенно эффектно она смотрится в сочетании с природными материями, такими как дерево, камень и текстиль.
Известная коллекция керамической плитки «Виченца» представлена в городе с тем же названием, который славится архитектурными произведениями Андреа Палладио.
Майолика находит применение в самых различных дизайнерских решениях, ведь с ее помощью можно подчеркнуть многие аспекты, способствующие созданию нужного стиля. Многие известные художественные проекты включают в себя целые серии панно или напольных плиток.
Стены зданий также могут украшаться специальными фасадными плитками, которые отличаются повышенной прочностью, так как служат для отделки внешних стен. Модифицированной версией майолики является керамогранит.
Технология его производства достаточно сложна, но он объединяет все преимущества пористого материала.
Важно отметить, что майолика также может быть использована для создания бижутерии. Например, бусины из глины, покрытые глазурью, могут внешне имитировать натуральный жемчуг.