Пять деревьев-оберегов, которые наши предки сажали около своих домов
Наши предки, жившие в гармонии с окружающей природой, вполне осознанно отмечали влияние различных растений на свою жизнь. Некоторые деревья для славян имели особое значение, и им приписывались магические свойства — верили, что посаженные около дома деревья служат защитой для жилищ и семей.
Калина
У славян калина являлась символом праздника Коляды. Возле кустов этого растения не пасли скот, а вырубать калиновую поросль было строго запрещено местными традициями. Белоснежные цветы калины олицетворяли невинность и беззащитность, в то время как поникающие вниз побеги были связаны с тоской девушек. Красные ягоды считаются символом крови молодых женщин, которые, рискуя своей жизнью, спасали род от врагов. Они заманивали злодеев в густые леса и болота, из которых те не могли выбраться.
Считалось, что калина защищает от порчи и сглаза. Зрелые плоды предки оставляли на подоконниках, а веточки и гроздья развешивали по уголкам дома. В настое ягод окунали новорожденных; по поверью, если ребенка качали в люльке из калины, он вырастал певучим. Бусы из ягод калины развивали интуицию и способствовали принятию правильных решений.
Если девушка ожидала вестей от своего любимого, который внезапно пропал без известий, она сажала у себя в дворе куст калины. Вскоре долгожданный молодой человек возвращался или как-то давал о себе знать. Сорванный цветок, приложенный к груди, часто приносил утешение, облегчая душевные страдания и муки.
Калину также высаживали на кладбищах. Историк Н. Костомаров отмечал, что присутствие калины на могиле символизирует любовь — независимо от ее формы, будь то супружеская, материнская или к родине. Пылающие гроздья над могилой как бы сообщали о том, что покоится сердце, способное на любовь.
При озеленении участка куст калины рекомендуется сажать у ворот или калитки. В этом месте магическое растение будет оберегать границы вашего дома от негативного влияния. Важно избегать посадки других деревьев рядом с калиной, так как ей требуется много пространства для энергии, и она не должна страдать от недостатка света или задыхаться в окружении других растений.
Отношение к деревьям в Древней Руси
Во времена Древней Руси деревья воспринимались славянами как существа, обладающие душой, с которыми можно было общаться и взаимодействовать. Природа для наших предков была живой и полноправной частью мира — она дышала, разговаривала, приносила радость и меньшала печали. Русский историк, литературовед и поэт Николай Иванович Костомаров (1817–1885) в своем труде «Славянская мифология», ссылаясь на русский фольклор, писал:
Деревья и травы часто говорят друг с другом, с птицами и людьми, и пользуются символическим значением в жизни человека.
Деревья выступают не только как фоновый элемент, но и как значимые персонажи русских сказок, часто играя ключевую роль в развитии сюжета и помогая добрым героям, в то время как злодеи остаются без помощи. Деревья в русских сказках справедливы, мудры и величественны.
Изучая историю, стоит отметить, что существовал целый культ деревьев: они вызывали восхищение и поклонение. Особенно это касалось дуба — священного дерева громовержца Перуна. В следующем разделе мы погрузимся в эту тему более подробно. Однако не стоит упрощать понимание этого поклонения, рассматривая его как обожествление конкретных деревьев — здесь есть гораздо более тонкие грани. Осуществляя определенные обряды у священных деревьев, наши предки выражали уважение той Силе, что заключалась в них или была с ними связана. В случае с Перуном и его древесным воплощением в дубе, славяне чтили активную, яростную и созидательную энергию (подробнее о дуальном противостоянии активной и пассивной сил можно узнать здесь).
В Древней Руси существовали священные рощи, о которых сохранились лишь косвенные упоминания. Например, Елена Евгеньевна Левкиевская (род. 1963), российский лингвист и фольклорист, отмечает в своей книге «Мифы русского народа» моления в рощах. В позапрошлом и прошлом столетиях священные рощи встречались в северных русских землях и Белоруссии. Вырубка деревьев в этих местах строго запрещалась, а нарушителей ожидала страшная кара, включая мучительную смерть.
Всеволод Иванов. В царстве Овсенича. Вечер
Ветви священных деревьев традиционно украшались ленточками, платками и полотенцами. Местные жители молили священное дерево об избавлении от болезней или благодарили его за исцеление. Особое почитание воздавалось старым деревьям с расщепленными стволами и выдающимися корнями, с дуплами и наростами. Так же, как у людей, чем старше дерево, тем мудрее его характер, и тем больше историй оно может рассказать.
До конца XIX века в русских деревнях существовал обычай ритуального кормления деревьев, корни которого уходят в Древнюю Русь. Женщины собирались «под древа, под березы» и приносили «яко жертвы пироги, каши и яичницы». Это упоминается в работах Левкиевской, которая приводит примеры таких традиций на основе челобитной нижегородских священников 1636 года.
Примечание: Тем не менее есть и альтернативное мнение о том, что сам культ поклонения был отвергнут предками и что у них были более глубокие знания о природе вещей, чем принято считать. Доктор исторических наук, профессор Александр Владимирович Пыжиков, исследуя обряды различных регионов страны, связанные с растениями и деревьями, обратил внимание на случай, когда для излечения женщины от бесплодия часто использовалась береза. Группа женщин шла в лес, и наиболее мудрая из них выбирала необходимое дерево по вибрациям, прислоняясь к нему спиной. Затем она уступала место девушке, желающей стать матерью, а остальные окружающие заключали её и березу в хоровод, исполняя песни определенного тона. Этот процесс, вероятно, создавал резонанс, который был необходим для решения проблемы. Но самое интересное то, что после завершения обряда дерево обязательно срубалось, чтобы неразумные люди не смогли создать из него объект поклонения. Если появится другая девушка с просьбой, для нее в нужный день обязательно соберут другое дерево. Поскольку Сила заключена не в конкретном растении, а в Природе и Знании.
Русские сказки
Возвращаясь к русским сказкам, вспомним, например, «Крошечку Хаврошечку». Главная героиня, попавшая в услужение к злым людям, изначально получала помощь от доброй коровушки. Однако, когда ее убили, Хаврошечка захоронила её косточки в саду, и из них выросла чудесная яблонька с золотыми листочками и серебряными веточками.
Как только началась история с яблоней, мимо проезжал молодой человек. Начал он заигрывать с Хаврошечкой и её сводными сестрами, говоря: «Кто мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет» (пересказ Алексея Толстого).
О.Миронова. Иллюстрация к сказке
Несмотря на то, что яблочки свисали совсем низко, сварливые сестры никак не могли их достать: «Сестры хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучки косы расплетают». Но как только к яблоне подходила Хаврошечка, которая заботилась о коровушке и яблоньке, её ветви сами к ней наклонялись. Она угостила молодого человека, и он на ней женился, а «стала она в добре поживать, лиха не знать.» Таким образом, дерево вознаградило добросердечную сиротку за честный труд и доброту, и наказало самолюбивых сестер. Кстати, интересно, что яблоня в сказке представляет собой новое перерождение коровушки, сохраняя дух и память своей помощницы — она заранее предупреждает Хаврошечку о своей смерти и о том, как необходимо захоронить её косточки, чтобы из них выросла чудесная яблонька.
Также в славянских преданиях деревья, обладающие чудесной силой, часто вырастали на местах захоронения. Это будет означать, что душа усопшего переселялась в растения. Даже таким деревьям давали имена. Например, Левкиевская упоминает интересную легенду XIX века о священной липе по имени Исколена, которая выросла из колена убитой на этом месте молодой девушки.
Гуси-лебеди, лаковая миниатюра
Мотив помощи деревьев людям также появляется в другой известной русской сказке — «Золотая рыбка». Здесь также мы наблюдаем: дерево заслоняет своей листвой девочку, которая спасает своего братца из плена, пряча её от злых людей. Таким образом, деревья в русских сказках наделяются огромной силой: они вмешиваются в человеческие судьбы и восстанавливают утраченные справедливости.
В сказке «Белая уточка» (в пересказе ) другой персонаж — березка. Она предоставляет свою защиту князю, помогая ему на фоне испытаний, и способствует возвращению его человеческого облика к заколдованной ведьмой княгине, белой уточке. Таким образом, волшебные силы природы снова помогают семье обрести счастье и гармонию.
Русские народные песни, былины, предания полны обращениями к деревьям. Например, в сборнике «Русский фольклор», составленном Владимиром Прокопьевичем Акининым (1924–2018), есть лирическая любовная песня, в которой звучат такие строки:
Ты дуброва, моя дубровушка,
Ты дуброва моя зеленая,
Ты к чему рано зашумела,
Приклонила ты свои ветви?
Также имеется ласковое обращение к иве:
Ивушка, ивушка зеленая моя!
Что же ты, ивушка, не зелена стоишь?
Или те, ивушку, солнышком печет!
Солнышком печет, частым дождичком сечет…
Что посадить
Когда дело доходит до выбора дерева для посадки в качестве семейного, мы пообщались с человеком, который посвятил свою жизнь лесам — Михаилом Чечушковым. Он является экс-директором предприятия «Содружество», входящего в холдинг «Алтайлес», и лесником с более чем 40-летним стажем.
— В свое время мой отец посадил березу, которая стала центром нашей семейной усадьбы. Это дерево стало родовым. Мы даже ни разу не брали с неё сок — всегда бережно оберегали и заботились о ней! Эта нарядная красавица более десятилетий радовала наш взгляд. Однако стоит отметить, что береза не так долговечна как другие деревья, и её средняя продолжительность жизни составляет около 50-70 лет. Она значительно быстрее начинает стареть и увядать, чем прочие деревья,— объясняет Михаил Лаврентьевич.
При выборе семейного дерева важно учитывать климатические условия Алтайского края.
— На мой взгляд, идеальной для нашего региона является ель. Во-первых, она визуально более эффектна в сравнении с сосной. Во-вторых, при благоприятных условиях ель может расти более ста лет! Таким образом, она вполне может претендовать на звание семейного дерева и радовать несколько поколений! Единственная сложность заключается в длительном укоренении саженца. Первые пару лет ему может быть некомфортно, однако это не должно вас настораживать, затем ель оправдает все ваши ожидания, нарастет и непременно будет радовать своим великолепием! — сообщает Михаил Чечушков.
Что касается сосны, то это дерево достаточно хорошо адаптируется к климатическим условиям Алтайского края. Однако насколько она будет эстетически уместной на вашем участке — решать только вам. Интересно, что с давних времен люди приходили к сосне за советом, когда им нужно было принять судьбоносные решения.
Кедры также успешно растут у нас, но делают это медленно; по словам лесника, укоренение саженца может занять около шести-семи лет.
Многие стремятся посадить дубы, надеясь, что через 30–40 лет они смогут наслаждаться его тенью. Однако, к сожалению, в Алтайском крае дубы не достигают того размера и величия, которое часто представляется, им требуется более теплый климат для роста.
— На участке очень красиво смотрится липа. Это дерево может вырасти очень кустистым, а во время цветения будет радовать вас легким, нежным и ненавязчивым ароматом. Тем не менее, если вы решите посадить липу, готовьтесь к тому, что на участке будет много мусора, а во время цветения вас будут беспокоить пчелы, мухи и прочая насекомая живность, слетающаяся на сладкий запах, — предостерегает опытный лесник.
В числе удачных вариантов для семейного дерева Михаил Чечушков называет рябину, однако важно сажать именно культурные сорта, произведенные в питомниках, а не выкопанные в лесу.
— Культурная рябина будет радовать вас долгие годы своими яркими гроздьями ягод, в то время как лесная — не всегда сможет это сделать и её ягоды часто бывают мелкими и невзрачными, — заключает Михаил Лаврентьевич.
Что касается березы, то она, как уже было упомянуто, очень быстро растет, неприхотлива и красавица. Кроме того, береза олицетворяет русскую душу — простую и в то же время загадочную. Основной недостаток этого дерева заключается в его короткой жизни.
Заряжаемся энергией
Какое бы дерево вы ни посадили, за маленьким саженцем, подобно ребёнку, требует особого ухода, пока он не подрастет. Летом дереву необходимо регулярное поливание хотя бы раз в неделю. Тенелюбивые деревья, такие как ель, следует защищать от яркого солнечного света.
— Родовым может стать любое дерево, главное, чтобы оно вам нравилось! Например, я очень люблю березу, особенно весной, когда она только начинает распускаться, и молодые сосны до двадцати лет — в этом возрасте деревья ещё здоровые, пышные, их иголочки насыщенно-зеленые. Смотря на такую красоту, вы заряжаетесь энергией! Я высадил целую аллею у себя дома — рябину, дубы, ели, — рассказывает опытный лесник.
— Дерево является символом жизни. Да, существует старая, добрая традиция: при рождении ребенка сажать дерево-оберег перед домом. Для мальчиков выбирали мужские растения, такие как дуб, клён или ясень, а для девочек — женские, например, липу, березу или яблоню и т.д., — утверждает Наталья Васильева, фольклорист, исследователь народных традиций из Барнаула. — В общем, дерево символизирует единство неба, земли и воды. В древности считалось, что некоторые деревья могут служить защитой от злых духов и нечистой силы. Наши мудрые предки умели поддерживать дружеские отношения с медленными деревьями и животными, обращались за их советом. К сожалению, сейчас мы все это теряем.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Приснился отец, напомнил про лес. Как на Алтае егерь посадил бор
Благодаря Владимиру Зырянову в Шелаболихе появились 180 гектаров сосняка (подробнее)
Возрастная категория сайта 18+
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Комсомольская правда — Барнаул: 656056, г. Барнаул, ул. Короленко, 51, 2-й этаж, каб. № 217 ТЕЛЕФОНЫ: редакция — (3852) 205-547, рекламный отдел — (3852) 205-540.
Знак радости
Посадка деревьев в радостные моменты — что может быть прекраснее? К примеру, как здорово будет выглядеть три березы разных возрастов, каждая из которых была посажена в год рождения дочерей. Независимо от того, куда судьба забросит взрослых сестер, они рано или поздно встретятся под тремя сестрами-березами.
Дуб черешчный обыкновенно живет более 300 лет. Однако его рост довольно медленный. Он может переносить полутень и предпочитает плодородные почвы, хотя временно может выдерживать и заболачивание. Быстрее растет дуб красный, но его продолжительность жизни составляет всего около 150 лет. Он также среднетеневынослив, не предъявляет завышенных требований к составу почв, но более чувствителен к их влажности, чем дуб черешчатый.
Историческая справка
Дуб всегда пользовался особым почитанием у многих европейских народов начиная с языческих времён, и его часто наделяли функциями мирового дерева. Именно дуб (греч. dryas) стал прообразом для нимф-дриад, которые, согласно поверьям, жили в каждом дереве и умирали одновременно с ним. Эти величественные деревья также могли нести мемориальный характер. Легенды связывают определенные деревья с именами знатных людей, которые их посадили или совершили величайшие дела под их короной. К таким можно отнести дубы Карла Великого и Генриха IV в лесу Фонтенбло, дуб Елизаветы I недалеко от Лондона и дуб Марии-Антуанетты в Версале.
Императрица собственноручно посадила желудь в саду перед петергофским Монплезиром в день рождения сына Павла, и через год ее примеру последовали дамы двора. В результате там образовалась целая дубовая роща. Дерево, посаженное Екатериной, погибло во время бури 2000 года, о чем свидетельствует табличка на его пне.
Традиционные деревья-символы
С деревьями связано множество преданий, мифов, легенд, традиций и религиозных манифестаций, что является предметом серьезного научного исследования. Мировое Древо, Древо Жизни, Древо Познания — это лишь первая волна устойчивых словосочетаний, которые приходят на ум. У разных народов связывались разные растения с сакральным смыслом.
Например, знали ли вы, что бархатцы — считаются проводниками душ умерших? Если нет, то обязательно ознакомьтесь с нашей статьей: «Жуткие цветы в вашем саду: легенды и поверья о знакомых и не очень растениях».
На Руси, особенно в дохристианский период, отношение к живым деревьям было исключительно глубоким и личным. Даже с приходом христианства древние рощи старались сохранить. Несмотря на то, что обряды почитания природы являются наследием язычества, многие православные монахи продолжали защищать старые деревья. На их стволах порою появлялись чудотворные резные образы.
Даже царь-реформатор Петр I старался не рубить лес без нужды. Лишь в экстренных государственных ситуациях, таких как строительство кораблей, он использовал лес и собственноручно сажал новые деревья. Традиция высаживать новые деревья в честь рождения детей сохранялась в императорской семье до конца.
Яблоня
Яблоня – священное дерево не только в России. В христианстве это Древо Познания добра и зла (хотя в традициях других южных христианских церквей и в исламе плодом познания считается гранат). У наших предков к яблоне относились особенно трепетно. Она считалась женским растением, символизировала невесту, материнство и плодовитость, а также была неотъемлемым атрибутом свадебных обрядов. Заботиться за яблоней, собирать урожай и обрезать её могли только женщины, познавшие радость материнства.
Срубить плодоносящую яблоню – значит навлечь беду. Это чувство, что нельзя убивать живое дерево, многим знакомо до сих пор; даже старую и больную яблоню, которая всё ещё дает плоды, не хватает смелости срубить. В дикой природе яблоня может дожить до 300 лет, однако в культурных условиях её срок жизни меньше — обычно она не живет дольше 100 лет, а декоративные яблони чаще всего живут ещё меньше.
Береза
Белая береза стала неотъемлемой частью не только пейзажа, но и культурного кода России. Это символ не только национального, но и душевного состояния русского народа. Такое поэтическое отношение к этому дереву существовало всегда; простой народный поэт лишь выразил это в словах. Для славян береза означала чистоту, девичью невинность, юность, весну и новые начинания. У березы светлая, целебная энергетика, поэтому её часто сажали рядом с домом, веря, что она отпугнет злых духов и защитит семейный очаг.
Наиболее распространённые виды в России — это береза повислая/бородавчатая и береза пушистая. Их жизнь намного короче (обычно около 100–120 лет). Кроме того, березы действительно высушивают почву в пределах своего корневища, а береза повислая иногда агрессивно захватывает пустующие участки земли. Тем не менее, любовь к этому дереву так велика, что возможные трудности не пугают многих. При выборе конкретного вида березы лучше отдать предпочтение березе пушистой, бумажной и полезной, а из небелоствольных наибольшая продолжительность жизни — у березы каменной или Эрдмана (в среднем от 200 до 350 лет).
Гороскоп друидов
Еще одним способом выбора дерева является отталкивание от друидического гороскопа, который помогает найти дерево-хранитель в зависимости от даты вашего рождения. Друиды — это высшая каста кельтских жрецов и философов, которые считали себя хранителями мудрости. Слово «друиды» буквально переводится как «люди дуба» или «люди, которые знают о дубах».
Друиды воспринимали деревья как источники силы и жизни, веря, что каждое дерево имеет свои уникальные характеристи
ки, достоинства и недостатки. Каждый период года соответствовал своему дереву, а люди, родившиеся в этот период, имели особую связь с соответствующими деревьями и обладали общими чертами.
Точно сказать, когда именно появился друидический гороскоп, сложно, но он, несомненно, основан на древних верованиях и представлениях и зачастую оказывается удивительно точным.
23.12–01.01 и 25.06–04.07 – покровительство яблони
Люди, рожденные под знаком яблони, отличаются глубокой эмоциональностью и склонностью к сентиментальности. Они доверчивы, но не так просты, как может показаться. Склонны к философским размышлениям и обладают хорошими аналитическими способностями.
02.01–11.01 и 05.07–14.07 – покровительство пихты
Люди, родившиеся в этот период, исключительно интеллектуальны. Они обладают научными наклонностями и способны решать самые сложные задачи. Несмотря на внешнюю строгость и обособленность, это благородные люди, на которых всегда можно положиться.
12.01–24.01 и 15.07–25.07 – покровительство вяза
Люди, рожденные под знаком вяза, характеризуются уравновешенностью и рассудительностью, наблюдательностью и организаторскими способностями. Однако это не лишает их способности к глубоким чувствам, вере в людей и в своё дело.
25.01–03.02 и 26.07–04.08 – покровительство кипариса
Люди, родившиеся в эти числа, склонны к глубоким размышлениям и мечтаниям. Они не ориентированы на внешний успех, а мечтают о счастье в кругу близких. Эти люди обладают интеллигентностью, аналитическим умом и гибкостью в общении, будучи при этом очень верными и постоянными в своих чувствах.
04.02–08.02 и 05.08–13.08 – покровительство тополя
Люди, рожденные под знаком тополя, одновременно нуждаются в независимости и близости тех, кого сами выбрали. Проницательные и критичные, они обладают хорошей интуицией и развитым воображением. Этим людям характерна высокая эмоциональная чувствительность, и даже незначительные неприятности могут выбить их из равновесия.