Автоматоны, кровать-качели и другие эротические забавы XVIII века
В XVIII веке, причем очень активно, пересматривали его истоки и достижения. Кто-то именует этот период веком разума благодаря философским открытиям и научным достижениям. Другие же утверждали, что это был век разврата, отмеченный расцветом легкомысленных нравов. Но также фиксировались упоминания о париках и работорговле, тогда как некоторые вспоминали о великих императрицах. Все эти суждения несомненно имели свое основание, и действительно, разврат был одной из характерных черт данной эпохи.
Век открытий и свободы нравов
Для России восемнадцатый век ознаменовался правлением Петра I и завершился эпохой Екатерины II. В этот период Ломоносов, к примеру, с рыбным обозом добрался до Москвы, основал физическую химию, открыл атмосферу на Венере и организовал первые научные экспедиции по России. Он также вложил свои усилия в развитие русского литературного языка, который на тот момент многие считали весьма сложным и предпочтительнее было использовать немецкий или французский. Александр Карамышев стал первым, кто представил обширный обзор российских растений, а Екатерина Дашкова настаивала на необходимости буквы «ё» в русском языке и вдохновила людей использовать её в литературе.
В то время в Европе Жан-Пьер Бланшар облетал Париж на воздушном шаре, самоучка Гийом Амонтон, страдая слабослышествием, открыл закон физики, названный его именем, а также закон о температуре кипения воды. Лаура Басси, несомненно, добилась изучения законов Ньютона в самых престижных университетах Италии, а такие личности, как Сен-Жермен, Калиостро и Казанова, колесили по странам, зарабатывая на доверии и рассуждая о магии. Путешествия стали настолько обычным явлением, что известные учёные, такие как урожденный испанец, могли прославлять науку Польши, а немцы или британцы — российскую культуру. Шпионы нередко переодевались в женщин, а авантюристки стремились наряжаться в мужские одежды. Императрица Елизавета организовывала балы, где подобные переодевания считались обязательными.
Это был век, когда будущая императрица могла начать свою жизнь, работая горничной у обычного пастора. Франция, к примеру, вербовала поляков, чтобы они сражались с Британией в Америке. Чёрное лицо в Европе уже не вызывало удивления, в то время как белый человек в Африке мог вызвать ужас. Этот век можно также охарактеризовать как период работорговли и бесстыдного грабежа далеких земель.
Кроме того, в это время появились книги для юношей, в которых рассказывается о том, как завоевать любовь девушки, не смущая её и не обижая. Молодым женам советовали хранить верность своим супругам, либо вступать в открытые отношения, когда одна из сторон могла завести себе второго супруга, в то время как другой тоже мог обзавестись новой половиной. Нередко такие пары вместе обедали, гуляли и обменивались подарками. Это также был век, когда дамы и господа могли без смущения заниматься сексом друг с другом после хорошего ужина. Пётр I прославился особенно развратным поведением, осуществляя интимные отношения, игнорируя мнения дам и даже в присутствии людей, которых едва можно назвать близкими друзьями.
Это также был век, когда дамы бесстрашно переодевались при родственниках и друзьях в уютной обстановке будуара, и никто не считал это чем-то постыдным. Кузен мог привязать чулок кузины, не проявляя к ней никаких намёков на домогательство. Гости обсуждали с хозяйкой поэтические новинки, так же спокойно, как они рассматривали картины с нимфами. Некоторые дамы были настолько раскрепощены, что могли сидеть на стуле с горшком даже в присутствии давних знакомых.
Как занимались сексом в России XVIII и XIX века?
Когда речь заходит о сексуальной жизни в России в этот период, на ум сразу приходят образы скромных дворянских девушек, теряющих сознание при взгляде на волосатые ноги или другие части тела их супругов. Этапы такого восприятия во многом были сформированы классической литературой.
Эти стереотипы, к сожалению, довольно близки к реальности. Отецы не спешили обсуждать с дочерьми темы, касающиеся секса, стараясь оградить их от разврата и лишних волнений. Выйдя замуж, юные барышни, как правило, были шокированы той интимной близостью, которой им предстояло заниматься с их мужьями. Известны случаи, когда, накинув шубу поверх ночной сорочки, девушки в ходе первой брачной ночи в ужасе сбегали обратно в родительский дом.
С течением времени среди женщин возник определённый «кодекс поведения»:
- быть скромной женой;
- прибегать к сексу исключительно ради продолжения рода;
- выражать отвращение к интимной близости.
Увлечения их супругов находили выход в любовных интрижках, тайных визитах в публичные дома или заведениях, где они могли завести гаремы из крепостных. Данное поведение со стороны мужчин практически не осуждалось церковью.
Разумеется, лишь в том случае, если это происходило незаметно, и мужчины по-прежнему уделяли внимание литургии и соблюдали пост. Идеальным считалось частое появление в борделях не более двух раз в неделю.
Такое игнорирование жены воспринималось как акт уважения. Ведь как же можно предаваться всем этим грязным утехам с супругой, если существуют специально обученные женщины для этого?
Считалось, что чем меньше секс, тем дольше жене удается оставаться молодой и красивой.
Однако ближе к XIX веку и сами женщины начали осознавать свои желания. В определённый период хорошим тоном среди высшего общества стало наличие любовника.
Тем не менее, такие отношения нужно было строить с определённой виртуозностью. Женщины должны были скрывать свою подноготную, при этом намекая своим подругам или сплетницам об их похождениях с гордостью.
Как занимались сексом в Европе в XVIII и XIX веке?
В Европе это время по праву считается эпохой разврата. Сексуальные игры стали основным развлечением как среди знатных представителей, так и в низших слоях общества.
Тема секса к XVIII веку сохраняла свой культовый статус. Изображения обнажённых тел или извращённых сцен совокупления можно было встретить на шкатулках, картинах, веерах и даже на игральных картах.
Развлечения, организуемые для гостей, часто основывались на эротических темах. Например, для знати устраивались целые сады удовольствия, где обнажённые служанки, убегая от подвыпивших кавалеров, могли стать жертвами забав. Кто догонит — тот и получит барышню на всю ночь.
Приглашённым в спальни не только подавали юных девушек, но даже девственниц, что считалось признаком истинного гостеприимства и имело место также у русских дворян.
Кроме того, в это время довольно популярными были оральный и анальный секс, что зависело от различных факторов, включая:
- данные практики предотвращали нежелательную беременность;
- считалось, что они снижают риск половых инфекций;
- такой подход позволял женщине сохранить девственность.
Вопрос о том, как мужчины и женщины решались на подобные приключения остается открытым. В Европе до середины XIX века в силу отсутствия привычки гигиенического ухода люди могли не мыться неделями. Вместо этого они использовали ароматизированные жидкости и масла.
Что было у крестьян
Как знакомились
В крестьянской среде молодёжи предоставлялось больше возможностей для построения романтических отношений, чем у дворян. Праздники и обряды тут служили мощной основой. Гендерный историк Наталья Пушкарёва указывает на то, что во время празднеств в честь языческого бога женитьбы Лада, часто устраивались игры с эротическими элементами. Такие развлечения позволяли участникам исполнить срамные песни, танцевать и даже заниматься сексом, что было вполне допустимо даже для поженившихся. Однако для девушек такие «веселья» могли закончиться потерей невинности, что осуждалось служителями церкви, но воспринималось крестьянами с пониманием.
Отголоски подобного терпимого отношения к добрачным связям можно увидеть даже в советском кино. В фильме «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1967) замужняя героиня ожидает ребенка от местного водителя, и её односельчане относятся к ней скорее с осуждением, но не как к преступнице.
Кадр из фильма «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1967), режиссёр Андрей Кончаловский
Молодёжь также могла общаться на девичьих беседах — чем-то вроде местных клубов для молодых. В такой атмосфере они могли свободно проводить время вместе, целоваться, обниматься и находиться на коленях друг у друга — что считалось нормальным. Здесь же чётко обозначались предложения девушкам без вмешательства родителей. Доктор исторических наук Анна Белова предупреждает, что эти беседы обеспечивали плавный переход от детской жизни к взрослой.
Как женились
В крестьянской среде секс воспринимался как естественная часть жизни, что восходило к языческим традициям. Основным источником информации о сексуальной жизни крестьян являются церковные документы, в которых священники описывали блуд и пороки, обрушивая свой гнев на бунтующих. Например, предложенные рекомендации состояли в том, чтобы мужчины, ведущие разгульный образ жизни, хотя бы оставались верными одной женщине: «Если не можешь удержать — будь с одной». Церковь старалась бороться с языческими обычаем, включая религиозные аспекты, касающиеся свободы секса.
Брак через венчание у крестьян не прижился сразу. Языческий брак иногда заключался с помощью умыкания — ритуала, в ходе которого жених с согласия невесты похищал её, что сохранилось и в XIX веке. Как утверждает Пушкарёва, длительность существования этой традиции подтверждает значимость согласия девушки и взаимной симпатии для брака.
Церковь подробно регламентировала интимные отношения: секс разрешалось осуществлять для продолжения рода только в определённые дни и позы. В церковных записях сохранились формулировки о деятельности, подводящей к блуду. Как полагает Пушкарёва, в этом огромное количество записей о различных видах блуда и разговорные выражения, зафиксированные Далем, показывают, что церковные предписания не всегда назначались адекватным образом. Например, известная поговорка: «Грех — пока ноги вверх, а опустил — так Бог и простил.»
Православная церковь в этот период была значительно более либеральной в вопросах секса, чем католическая. Например, секс с беременной женой не осуждался (запрещены были лишь контакты во время месячных). Аборт и контрацепция в виде зелий осуждались, что налагало на женщину строгое наказание. Знахарки и повитухи, проводившие процедуру аборта, могли быть отлучены от церкви, тогда как в европейских странах их могли обвинить в колдовстве и подвергнуть суровому наказанию.
Девок солить
Наш рассказ о возвращении к истокам русской культуры и березкам сопровождается необходимостью заключить, что возвращение должно быть осторожным. Эта культура базировалась на совершенно других принципах. Одним из которых гласило: раз ты принадлежишь к определённому возрастному классу, ты должен осуществлять данный вид взаимодействия. В противном случае ты становишься социальной парией — тебя обойдут стороной на брачном рынке.
Мария Гаврилова:
Существовало много забав, где люди не занимались поцелуями, а сразу переходили к рукопашным. Например, святочные игры, включавшие выпекание блинов, «солить девок» или «давать девкам хрена». Парни, прерывая собрание, хватали по очереди девушек, и на спину их опрокидывали, после чего их следовало ударить по ягодицам лопатой или доской. Или просто хватали их на улице, валили в снег и катали.
Живое веселье зверствовало в ряжении покойника на святках. Зачастую молодого человека накрывали белой простыней, его лицо обсыпали мукой. Он мог изображать упыря — страшные зубы, вырезанные из картошки, выглядели очень устрашающе. Под простынёй он остаётся голым.
Полукомичный ряженый выносился либо на доске, либо его держали за руки и ноги. Рядом был «смешной священник», который кадил лаптем с подожжённым навозом, брызгал присутствующих веником. При этом он исполнял матерные «песни». После чего начинались увлекательные развлечения. Девушек заставляли прощаться с покойным, целуя в лицо, в губы, а порой и в страшные зубы, в это время он фукал угольками или водой. Девушки нередко оказывались в неловких ситуациях.
Существовали и версии с «меркой шелка». Шелк находился на гениталиях, и девушек заставляли его отмерить, предлагалось куснуть. За отказ следовало наказание. Если у неё был парень, он мог подставиться, чтобы её спасти, но если парня не было, её всё равно били. Также покойник мог ожить, побежать и смущать девушек своими частями, пачкая их при этом.
Это был не единственный вариант ряжения. Например, человека могли одеть в медвежью шкуру, где он оставался голым внутри. Либо, изваяние коровы, его заставляли подоить и сбрасывали с насыпей. Также существовала игра «Мельница» — с затылком молодого человека. Присутствующие заставляли девушек проверять помол, а мельница могла по-всякому фривольно проявлять себя.
Затем элементарные ряженые снова создавали различные развлечения. Они могли расстилать простыню на пол, укладывать на неё девушек, оборачивать и катать до тех пор, пока это им не надоест. После чего крепко благодарили: «спасибо, хорошие валенки, нам всё понравилось!»
Сельхозлото или политтир
Мария Гаврилова:
Когда в России и ее окрестностях установилась советская власть, началась активная работа по воспитанию молодёжи и детей. Большое внимание уделялось их игровым занятиям, которые пересматривались. Эти динамичные изменения касались не только эротических игр, но и многих других. Подвергались строгому контролю игры, которые считались устаревшими и не подходили для нового, идеологически нужного человека. В определённых кругах поддерживалось мнение, что досуг не менее важен для формирования политических убеждений, чем образование, вследствие чего требовался жесткий контроль над досугом.
Многочисленные игры оказывались под влиянием этих изменений. В какой-то момент осуждались даже кукольные игры, которые воспринимались как индивидуалистские. Дети, играющие в званый обед, объясняли необходимость перестать это делать, указывая на то, что это не обед, а общественное питание. Или, когда дети пытались устроить свадьбу, им говорили: «нет, это не свадьба, а общественный праздник».
Сексуальные элементы таких игр тоже были под строгим запретом. Некоторые образованные люди, включая педагогов, знали о психоанализе. Кроме того, у них существовало твердое мнение, что необходимо исключить сексуальные подтексты из всех молодежных игр, направляя энергию подростков в более конструктивное русло — строительство коммунизма.
В 1920-х годах было выпущено множество методических пособий о том, как организовывать проблемы с культурным просвещением, создавать читальни и культурные программы. Согласно этим документам, все такие игры стоило по возможности останавливать. Поначалу применялись умеренные методы, но иногда — жесткие.
Методическое пособие гласило: «Вот видите, как молодёжь собралась, чтобы играть, и вы должны вмешаться, попытаться привлечь их внимание и предложить что-то взамен — что-то более интересное и культурное, чем ваши развратные игры. Поцелуи необходимо особенно пресекать, так как с их помощью передаются заболевания — не столько сама сексуальность ужасна, сколько нарушение санитарных норм (а действительно, все целовались со всеми)».
Чем предлагалось заменить старые корявые привычки? Отлично подойдут хорошо подобранные танцы. Вместо отдельных парных игр к выбору предоставлялись оригинальные коллективные движения, что особенно приветствовалось, когда было что-то с революционным смыслом и соответствующей песней.
Желанными были и настольные игры, такие как Сельхозлото или Азбука-лото, где требовалось угадывать лозунги по картинкам. Альтернативными становились игры, в которых обсуждались газетные новости: позитивные или негативные. Зачастую пение, хоровое исполнение, интеллектуальные игры или научные развлечения тоже оказывались приемлемыми. Разрешались даже различные подвижные игры, такие как Политфанты, Политлотерея, где вместо ценности за призы величественно произносился рассказ о международном положении СССР. Или о том, как выбрать молочную корову или развивать сельскохозяйственную кооперацию.
Допустимы были и веселые сценки, такие как суд над конкретным литературным произведением или социальным проблемам. Например, можно было разыграть сцену, в которой мать не пускает сына в пионеры, устраивая над этой ситуацией народный суд.
Величайшие из автоматонов – куклы Жаке-Дро
Действительно, настоящие европейские автоматоны были не так занимательны. Например, играть в шахматы они не могли. В 1560-х годах король Испании Филипп II попросил у мастера Хуанело Турриано, придворного механика уже известного Карла V, создать механического монаха. Его экземпляр сохранился до наших дней в Смитсоновском институте в США и представляет собой пример технического уровня того времени.
Однако вершиной искусства автоматонов считаются три куклы, созданные Пьером Жаке-Дро: Музыкант, Писарь и Рисовальщик. Созданные в 1770-х годах, эти механизмы до сих пор работают и выставлены в музее в Невшателе, на родине их создателя.
Пьер Жаке-Дро родился в кантоне Невшатель в 1721 году и уже в шестнадцать лет начал создавать сложные часы, в которые он внедрял механизмы автоподзавода, музыкальные автоматы и движущиеся фигурки. В 1758 году Жаке-Дро посетил Испанию, где ему удалось продать несколько своих произведений королевскому двору за беспрецедентную сумму в 2000 золотых пистолей, что примерно равно 17 килограммов золота! После заключения этого контракта он стал звездой европейского масштаба, полностью посвятив себя изготовлению часов, а как кульминация своего искусства создал свои знаменитые автоматоны. Посмотрим, как они функционируют. Музыкант и Рисовальщик — это более простые автоматоны. Музыкант одет в платье девушки и играет на настоящем органчике, покачиваясь в такт, и может исполнять различные мелодии. Рисовальщик умеет рисовать портреты Людовика XVI и Марии-Антуанетты, а также собачку и Купидона в раю.
Автоматоны Жаке-Дро были представлены публике в 1774 году, после чего поток посетителей его мастерской увеличился до такого предела, что куклы начали еврейское турне по всей Европе. Позднее автоматоны были приобретены испанским богачом. Лишь в 1906 году Общество истории и археологии Невшателя смогло выкупить автоматоны и выставить их в музее.
Ожившее дерево – последний русский автоматон
Разнообразие автоматонов, а также их модификации были популярны в XIX веке. К примеру, известный турок-шахматист стал легендой именно в этот период. Однако с началом XX века, в преддверии Первой мировой войны, производство автоматонов практически сошло на нет. В XX веке автоматоны уступили место массовым заводным игрушкам. Одним из последних знаковых автоматонов стал Ожившее дерево симбирского мастера Алексея Морозова.
Эта развлекательная конструкция представляет собой стол размерами полтора на полтора метра, на котором расположено 62 куклы, выполняющие различные хозяйственные работы. Движение кукол приводится в действие вращением рукоятки. Все детали, включая шестерни и рычаги, были сделаны из дерева. Этот автоматон был изготовлен между 1905 и 1912 годами. Морозов путешествовал по городам и селам, демонстрируя свою удивительную игрушку и зарабатывая на этом. В 1923 году его работа привлекла внимание на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке, предшественнице ВДНХ, где он был награждён дипломом и медалью. Однако вскоре он снова погрузился в забвение. Его автоматон чудом уцелел — много лет его куклы лежали на чердаке, пока местный мастер-кукольник не восстановил игрушку. Теперь она выставлена в музее Ульяновского Театра кукол. ретророботы