Максим Суханов
Максим Суханов — российский театральный и киноактер, сценарист и продюсер. Обладая мягким характером, с первых шагов своей карьеры он приобрел репутацию маргинала в актерских кругах, который избегает мейнстрима. Для многих он остается загадочной фигурой, находя себя на сцене, где его энергетика приковывает внимание, в то время как в жизни он стремится к уединению — как заметил Владимир Мирзоев, тот самый гуру и высокий авторитет для Суханова. Коллеги с восторгом отмечают его универсальные способности, описывая его как артиста с харизмой и внутренним миром, сочетающим качества лёгкости ребенка и холодную строгость убийцы.
Максим появился на свет в Москве в ноябре 1963 года в интеллигентной семье. Его отец служил военным, но после рождения сына родители расстались. Отчимом стал поэт Александр Аронов.
Воспитанием мальчика занимались мать, художница Татьяна Аронова, и бабушка Вера Буреева, которая в молодости была ученицей знаменитого театрального деятеля Всеволода Мейерхольда. Умерший на фронте дедушка Константин Бузанов также имел отношение к театру — он успел сыграть в фильме «Мечта» Михаила Ромма. Актерский талант, унаследованный от предков, несмотря на его происхождение, оставался скрытым на протяжении детства, когда Максим не думал о карьере на сцене.
Максим провел свои детские годы в старинном Ветошном переулке, и именно бабушка привила ему любовь к музыке. В её компании он научился играть на фортепиано, а позже к этому увлечению добавилась и мечта стать врачом. Он долго не мог определиться с выбором профессии, пока не решил, что в будущем станет актёром.
После окончания школы Суханов пытается поступить в музыкальное училище имени М. М. Ипполитова-Иванова, но безуспешно. Чтобы избежать службы в армии, он становится студентом Щукинского театрального училища, и на протяжении обучения его увлечение театром окончательно вытесняет интерес к музыке и медицине.
Театр
В 1985 году, сразу после окончания Щукинского училища, начинается театральная карьера Суханова. Открывший его для зрителей режиссёр Владимир Мирзоев заметил в нем природное дарование и, используя свою творческую фантазию, создал условия для его раскрытия. Максим был принят в труппу Театра имени Евгения Вахтангова.
Роли, которые он исполнил на сцене, быстро привлекли внимание как зрителей, так и критиков; в числе первых заметных работ: Ричард III, Амфитрион, Дон Жуан. Эти спектакли положили начало его славе как талантливого актёра. Первую свою награду — престижную премию «Золотая маска» — Максим заслужил за исполнение роли Сирано в одноимённой пьесе. За ту же работу он получил и первую Государственную премию.
Сотрудничество с Ленкомом и Театром имени К. С. Станиславского также стало для него успешным. За роль в театральной постановке «Хлестаков», премьера которой прошла на сцене Театра имени Станиславского, артис был удостоен второй Государственной премии.
Московские театралы долго будут помнить мастерскую игру актёра в спектаклях Ленкома, таких как «Парень из нашего города» и «Тартюф», где он исполнил главные роли. Особенно зрителям запомнилось его потрясающее перевоплощение в «Фигаро», где ему составили компанию Леонид Бичевин и Марина Есипенко.
В 2000-х годах на сцене Театра имени Станиславского состоялась постановка «Предательство» под руководством Владимира Мирзоева, где Суханов сыграл роль обманутого мужа-тирана. Высокий рост в 191 см и массивное телосложение позволили ему мастерски передать характер своего персонажа. Постановка вызвала много разных отзывов, но игра актёра неизменно оставалась в центре восхищения, что подтвердили ведущие телепередачи и журналисты Дмитрий Дибров и Дмитрий Губин, пригласившие Максима обсудить его новую работу.
Кажется, что строгий и серьезный артист вдруг становится участником клоунского дуэта, который был тепло принят зрителями Берлина, где вместе со своим партнером-клоуном Семеном Шустером он представил постановку «ХуХу» в 2022 году на сцене театра Пфефферберг. Новая форма взаимодействия с публикой открыла для Суханова ещё один путь самовыражения.
В марте 2023 года в Берлине состоялась читка пьесы Артура Соломонова «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича», созданная Филиппом Григорьян. Это трагифарс, в котором поднимаются темы, актуальные и в современности. Текст был написан в 2019 году, и российская публика увидела первую версию спектакля только через три года, после чего пьеса была переведена на другие языки.
Фото: Максим Суханов
Биография Максима Суханова
Максим Суханов — это не только талантливый актер театра и кино, но и личность, отличающаяся оригинальным творческим подходом и принципиальной жизненной позицией. Серьезный выбор ролей, предпочтение к проектам, которые его интересуют, определяют его карьеру. Кроме того, успешный ресторатор, он имеет возможность заниматься искусством, не подчиняясь компромиссам с его внутренними убеждениями.
Актер родился в столичной интеллигентной семье: мать, Татьяна Суханова-Аронова, была художницей, а отец, Александр Суханов, служил военным. Родители расстались, когда он был совсем маленьким, и воспитанием сына занимались мать и бабушка, Вера Ивановна Буреева. Она, будучи ученицей Мейерхольда и ведущей актрисой его театра, с детства приучала Максима к искусству и музыке, что и стало основополагающим для его выбора профессии.
Актером был и дедушка по материнской линии, Константин Бузанов, работавший театром Мейерхольда и сыгравший роль сыщика в фильме «Мечта» Михаила Ромма. В период Великой Отечественной войны он ушел на фронт как доброволец и погиб в октябре 1941 года, защищая Москву. Бабушка прожила 96 лет, не повторив своей судьбы актрисы и сосредоточившись на воспитании подрастающего поколения. Своего отца Максим видел крайне редко, всего несколько раз в год, но не чувствовал себя одиноким благодаря вниманию и заботе от матери и бабушки, которые организовывали для него театрализованные праздники и водили в театры и на выставки.
В 16 лет Максим стал частью новой семьи, когда его отчимом оказался поэт Александр Аронов. Как человек с энциклопедическими знаниями и харизмой, Аронов прекрасно ладил с маленьким Максимом и стал важной фигурой в его жизни. С самого детства проявлял вдумчивость и серьезность, предпочитая чтение долгим играм на улице. В период увлечения литературой, его интерес к животным также играл важную роль: в их доме всегда были хомячки, попугаи и другие питомцы, которых юноша потом продавал на птичьем рынке, зарабатывая свои первые карманные деньги. В старших классах он интересовался модой и даже варил джинсы, чтобы продать их, тратя вырученные деньги на новую музыку.
Увлечение рок-музыкой пришло к Суханову в подростковом возрасте и, как отмечает сам артист, это была отчасти заслуга его матери, страстно любившей музыку, в частности, творчество группы Deep Purple. Максим с детства занимался вокалом и организовал свою рок-группу, которая быстро приобрела популярность среди сверстников.
К заключению о выборе музыкальной карьеры Максим пришел, когда после школы он пытался поступить в музыкально-педагогическое училище, однако после неудачи, чтобы избежать службы в армии, поступает в Щукинское театральное училище, к чему его заранее подготовила бабушка.
О Сталине, власти и собственном мнении
— Действительно, я видела, что к Вахтанговскому театру Вы подрулили на мотоцикле. И вот на стуле лежат Ваши перчатки и шлем. Вы постоянно передвигаетесь по городу на мотоцикле?
— Да, пока не наступит лед.
— А затем?
— Учитывая московские пробки, я перешел бы на метро.
— И каково это — спокойно кататься в метро? К Вам не подходят поклонники и поклонницы?
— Нет, меня не узнают. Видимо, у меня получается неплохо замаскироваться (улыбается).
— Общественный транспорт понятен. А какие роли, сыгранные вами, вам наиболее дороги?
— Честно говоря, я не увлекаюсь акцентированием на своем прошлом. Я стараюсь двигаться вперёд. Возможно, когда-то я изменюсь, но сейчас не задумываюсь о воспоминаниях. Все работы для меня дороги. Я не принимаю роль, если она мне не нравится, поэтому к каждой роли у меня одинаковое отношение — иерархии тут нет.
— И даже Сталин, которого Вы сыграли в «Утомленных солнцем-2» и «Детях Арбата», Вам нравится?
— В «Утомленных солнцем-2» у Никиты Михалкова это всего одна сцена, это было в «Цитадели». В «Детях Арбата» мы хранили дистанцию от оригинала Анатолия Рыбакова, пытаясь представить обычного человека, что дает возможность лучше понять историю.
— Как вы лично относитесь к Сталину?
— Это ужас для нашей страны, его преступления чудовищны. Я считаю, что обожествление этой личности — это проявление слепоты. Необходимо помнить, сколько людей было погублено, и это вряд ли можно считать оправданным. Увы, многие попросту не желают видеть очевидное или пытаются увидеть что-то иное, что не соответствует действительности, обращаясь к рабской психологии.
— Ваша социальная позиция известна, и Вы открыто выражаете свои мнения на важные темы, включая Крым.
— Подобные нарушения международных соглашений вызывают много вопросов. Почему не удалось достичь соглашения, которое было бы взаимовыгодным? Я считаю, что любые споры необходимо решать мирным путем и за столом переговоров.
Насчет мнений, в любой цивилизованной стране взаимодействие с властями должно быть многопартийным. Это придаст власти интерес и разнообразие. Делая критику более глубокой и разносторонней, мы тем самым предоставляем людям возможность выбирать, чье мнение принимать за основу и что они верят или не верят. Обогащение мнений является основной частью общественной среды интеллигенции.
— Как Вы считаете, должна ли власть иметь влияние на искусство?
О деле Серебренникова, званиях и желаниях
— Как вы относитесь к режиссеру Кириллу Серебренникову?
— Он безусловно талантлив, работы его вызывают много положительных откликов. Но, чтобы оценить его работу и судебные обстоятельства (дело «Седьмой студии»), необходимо глубже изучить вопрос.
Я понимаю, если будут желающие покрыть потерянные средства, суду следует проявить желание освободить талантливых людей, а не запирать их. Это не отменяет необходимость действовать строго в рамках закона. Мы должны стремиться к тому, чтобы закон стал инструментом для защиты и помощи людям. Интуитивно чувствую, что чем больше слышу об этой ситуации, тем меньше понимаю суть происходящего.
— Вы не обладаете никакими званиями, и в «Википедии» указано, что Вы сами от них отказались..
— Меня действительно предлагали к званию заслуженного артиста и народного артиста, но я от этого отказался. Считаю, что присуждать звания людям искусства — это глупость. Звания, как правило, делаются для того, чтобы формировать иерархию на службе, но в искусстве никакой иерархии быть не может. Все равны: и те, кто работает много, и новички — все на равных перед процессом репетиций и выхода на сцену.
Я воспринимаю эти звания как черту военного времени, искусственно навязанную властью, что лишь подтверждает стремление власти вмешиваться в творческие сферы. Если уже нужно отметить заслуги, дайте премию или грант на реализацию идеи, но звания выглядят как бы это реформировать систему, где все должны быть равны. Звания привязывают ответственность и ставят в условия, которые вообще не должны существовать в искусстве.
— Вы не желаете никаких званий. Но все же есть ли у вас желания на юбилей?
— Я постоянно желаю себе не уставать. Я оптимист и хочу продолжать быть любопытным к жизни. Если не успеваю, то с удовольствием слушаю лекции замечательных людей, таких как Дмитрий Быков, обладающего не только талантом, но и образованием, подчеркивающим его особое мнение. Так что, пожалуй, это и есть мои желания — оставаться в окружении таких личностей и учиться.
Фильмы
Безусловно, актерский талант Суханова привлек внимание и режиссеров из российского кинематографа. Несмотря на это, он предпочитает оставаться театральным актером, продолжая время от времени принимать участие в кинопроектах. Как сам отмечает, совмещать работу на театре и в кино сложно, поэтому он старается изначально устанавливать свое расписание. Каждый год он берет не более чем один кинопроект, поскольку театральные выступления всегда стоят для него на первом месте. Такой режим работы Суханов установил еще в 1990-х.
В 2010 году в его карьере произошел важный этап. Он начинает получать множество предложений на съёмки. К примеру, в 2011 году с его участием вышло несколько фильмов, среди которых «Мишень», «Борис Годунов», «Орда» и так далее. Каждая из этих работ позволила ему показать себя в разнообразных образах — например, в фильме Никиты Михалкова он появился в роли Иосифа Сталина. Незадолго до этого он также сыграл эту же роль в фильме «Предстояние», а также воплотил образ Бориса Годунова и митрополита Алексия в «Орде». В «Мишени» актеру досталась роль Министра недр и природных ресурсов Российской Федерации. Не менее насыщенным годом оказался 2017, когда он принял участие сразу в трех кинокартинах.
В начале 1990-х Суханов снялся в известном проекте «Страна глухих», изображая злобного криминального авторитета. хотя его роль не оказывалась главной, он настолько убедительно вжился в неё, что был удостоен премии «Ника». В его фильмографии множество работ с такими выдающимися актерами, как Сергей Макаров, Чулпан Хаматова, Константин Хабенский, Денис Евстигнеев, Вера Глаголева и многие другие. Его карьера охватывает различные жанры: криминальные, исторические, драматические и боевики. Даже среди ужасов можно выделить «Зима мертвецов: метелица», где он исполнил роль устрашающего зомби, а данный фильм вышел на экраны в 2012 году. Фантастические и биографические фильмы также являются частью его разнообразной фильмографии. Стремление к новым формам самовыражения в разных жанрах подчеркивает многогранность его актерского таланта.
Максим Суханов в фильме «Волшебник»
Стоит отметить, что Суханов дважды получал предложения для звания Заслуженного артиста Российской Федерации и Народного артиста России. Эти звания являются предметом мечтаний для многих актеров, многолетний труд которых направлен на их получение. Однако Суханов добровольно от них отказался, заявляя о своей принципиальной позиции. Его слова подтверждают его серьезный подход к искусству и отрицание привычной системы, а также негативное отношение к политическим процессам в стране, с которыми он не хочет быть ассоциирован.
Тем не менее, такая позиция не мешает ему успешно работать в сфере искусства и бизнеса. Артист является совладельцем столичного ресторана «Маяк» и имеет ряд собственных бизнес-проектов. Многие художники считают работу в бизнесе также увлекательной и творческой, как и актерская карьера. Так, многие артисты в России и за ее пределами становятся совладельцами ресторанов, студий дизайна и других бизнесов.
Личная жизнь
Первую супругу Суханова звали Дарья Михайлова, с которой он расстался вскоре после рождения их дочери Василины. Позже Максим начал роман с актрисой Ладой Марис, с которой он познакомился в театральной постановке «Самолея — царевна Иудейская». В тот момент она была студенткой театрального вуза. Новые отношения, можно сказать, стали причиной разрыва его первого брака.
Максим Суханов — актер театра и кино
Первая супруга, тем не менее, вскоре вышла замуж за актера Владислава Галкина. Максим же не спешил оформлять брак с Ладой, но в 1993 году она подарила ему дочь Софью. Пара провела несколько лет в гражданском браке, и сейчас, как отметил сам актер, их дочери хорошо дружат. Старая дочь успешно завершила учебу в театральном вузе и выступает на сцене театра имени Вахтангова, а также воспитывает своего сына Савву. Софья, в свою очередь, выбрала карьеру дизайнера и активно занимается фотографией.
Максим Суханов и его жена Этери Чаландзия
Личная жизнь Суханова наладилась после встречи с журналисткой Этери Чаландзией, которая стала популярной благодаря своим литературным произведениям среди поклонников современной прозы. Они познакомились, когда Этери пришла брать у Максима интервью, и с тех пор ни разу не расставались.
Эта новая избранница стала для актера не только любимой женщиной, но и творческим партнером. Вместе с ней Максим разработал сценарий для кинокартины «20 сигарет». Мало того, совместных фото у них не так много, но на любых из них они выглядят по-настоящему счастливыми, а в их семье появился сын Буба. Семья предпочитает спокойствие загородной жизни. Артисту не нравятся шумные мегаполисы, и он предпочитает уединение, что позволяет ему сосредоточиться на творчестве. Тем не менее, он регулярно возвращается в столицу для работы в театре и на съемках фильмов.
Личная жизнь и карьера в настоящее время
Личная жизнь Суханова складывалась непросто. Его первой женой была Дарья Михайлова, с ней у него родилась дочь Василиса. Спустя годы пара разошлась, после чего Дарья вышла замуж за актера Владислава Галкина.
Фактически, Максим почти 5 лет провел в гражданском браке с Ладой Марис, с которой познакомился на театральных съемках. От этих отношений у него родилась дочь Софья, однако и эти отношения со временем закончились.
Тем не менее, он по-настоящему влюбился в журналистку Этери Чаландзия, с которой они вместе уже много лет. Их отношения построены не только на романтических чувствах, но и на совместных проектах в области сценарного письма.
Хотя в сеть не так много совместных фотографий пары, их общие снимки отражают их гармонию и счастье. По всему видно, что их связывают крепкие чувства и взаимная поддержка.
Максим Суханов продолжает активно сниматься в кино и играть в театре. Он отмечает, что не любит суету мегаполиса и не чувствует себя комфортно в Москве, хоть это и его родной город. Предпочитая спокойствие загородной жизни, он нашел идеальный баланс между работой в городе и отдыхом вдали от шума. В 2018 году его ожидает участие в социальной драме «Сквозь черное стекло», которая рассказывает о сложных отношениях между воспитанницей монастыря и бизнесменом, готовым помочь ей в обмен на брак.
Артист полон сил и творческих планов, как видно из его фильмографии, и его карьера продолжает идти в гору. Он также занимается озвучиванием, например, Григория Мелехова в «Тихом Доне», снятом в 2006 году, и выпустил аудиокнигу «Мастер и Маргарита», озвучив сразу несколько персонажей: Воланда, Пилата, Мастера и Иешуа.
Избранная фильмография
- 1986 — Одинокий автобус под дождём
- 1994 — Лимита
- 2000 — 24 часа
- 2004 — Пан или пропал
- 2006 — Обратный отсчёт
- 2009 — Человек, который знал всё
- 2010 — Утомлённые солнцем 2: Предстояние
- 2011 — Борис Годунов
- 2014 — Куприн
- 2018 — Этюды о свободе
Наше внимание уделяется актуальности и точности информации. Если вы заметили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.