Владислав Игнатьевич Стржельчик

Владислав Стржельчик

Владислав Стржельчик — выдающийся советский и российский актер театра и кино. На протяжении своей карьеры он смог блестяще раскрыть свои актерские таланты, появляясь перед публикой как в комедийных, так и в драматических амплуа. Артист эффектно смотрелся как в образах современных ему персонажей, так и в костюмах исторических эпох, что добавляло ему шарма и многогранности. Зрители полюбили его за искренность, харизму, обаятельность и неповторимый, легко узнаваемый стиль игры, который выделял его среди других актеров.

31 января 1921 года в простой петроградской семье на свет появился Владислав. Он был вторым ребенком в семье, и родителям он был сильно желанным, несмотря на то что малообеспеченность и отсутствие высшего образования родителей ставили определенные ограничения в жизни. Однако их врожденная интеллигентность и знание культурных тонкостей, возможно, способствовали тому, что Владислав Стржельчик с легкостью вжился в роли аристократов, как в театре, так и в кино. Его мать работала в Эрмитаже до начала войны, а отец, поляк по национальности, был глубоко верующим человеком и тайно посещал костел — это воспитание отразилось на мудрости и внутреннем мире молодого человека.

Уже в школьные годы Владислав погрузился в мир драмы, увлеченно посещая драмкружок. Родителям было приятно видеть, что их сын занят делом и не бродит по улицам. В юные годы Стржельчик решил поступить в студию при Большом драматическом театре. Его приняли на курс, проводимый Борисом Бабочкиным, но после года обучения его призвали на службу в армию. Вскоре началась Вторая мировая война — Владислав сначала воевал на передовой, а затем его перевели в военный ансамбль. Вернуться в театральную студию он смог только после окончания войны и продолжал там свое образование.

Театр

В начале своей карьеры, в первые два года работы, Владислав Стржельчик входил во вспомогательный состав, но уже в 1947 году он был переведен в основную труппу БДТ. Дебютом актера стала роль Клаудио в спектакле «Много шума из ничего», основанном на пьесе Уильяма Шекспира. После этого последовала роль Грекова из спектакля «Враги» по пьесе Максима Горького, что заслужило положительные отзывы театральных критиков о молодом таланте. Владислав с удовольствием играл в костюмированных постановках, особенно запомнившихся зрителям благодаря таким спектаклям, как «Слуга двух господ», «Девушка с кувшином» и многим другим.

Владислав Стржельчик в молодости

Актер всегда приходил на репетиции вовремя, досконально изучал текст и выходил перед зрителями в отличной физической форме. Позднее он начал играть более сложные и драматические роли, такие как Райский в спектакле «Обрыв» и Кулыгин в «Трех сестрах». Его исполнение Соломона Грегори в спектакле «Цена» покорило даже самых требовательных критиков — работа Стржельчика стала настоящим произведением искусства. Артист так мастерски вжился в образ 90-летнего старика, что спектакль на сцене БДТ шел непрерывно на протяжении 25 лет, на протяжении всего этого времени спектакль держался исключительно на таланте Владислава.

Искрометный юмор Владислава выручал его и на сцене, сотрудничать с ним было легко и комфортно, что добавляло зрителям удовольствия от спектаклей. Ярким примером этого является его роль князя Вано в спектакле «Ханума». Также читатели искренне вспоминают его выдающуюся работу в творческом тандеме с Алисой Фрейндлих в спектакле «Этот пылкий влюбленный», о чем сохранились архивные фотографии.

На протяжении всей жизни Стржельчика много раз приглашали работать в Театр им. Моссовета, а Малый театр даже предложил ему контейнеры для перевозки вещей в столицу. Тем не менее, актер остался верен родному петербургскому БДТ. В период с 1986 по 1991 год Владислав Игнатьевич занимал должность члена правления театра, а с октября 1991 года стал секретарем правления Союза театральных деятелей РСФСР.

С войны на сцену

Владислав появился на свет 31 января 1921 года в скромной семье, жившей в Северной столице. Мать работала в охране Эрмитажа, что дало возможность мальчику с раннего возраста знакомиться с искусством. Отец Владислава происходил из набожной польской семьи, так как он тайком посещал костел, а позже, когда Владик подрос, стал брать сына с собой.

Стржельчик часто вспоминал, как любил слушать органную музыку и наблюдать за священниками, что прививало ему привычку и уважение к духовным ценностям. Со временем он сам начал помогать во время службы, поднося святую воду и атрибуты, используемые в служении.

Это интересно:  История любви Курта Рассела и Голди Хоун

Во время учебы в школе Владислав записался в драматический кружок. После занятий он стремглав бежал на репетиции. Конечно, юношу с такой привлекательной внешностью и вниманием к искусству охотно приняли в студию при Большом драматическом театре. Однако пройти всю программу ему не удалось: вскоре Владислав был призван в армию. Он не просто проходил срочную службу, а непосредственно участвовал в боевых действиях на фронте, пройдя не только советско-финскую, но и Великую Отечественную войну.

После Победы Владислав вновь вернулся в театральную студию, а затем был принят в БДТ. Слухи гласили, что перед кассой театра выстраивалась очередь из желающих приобрести билет именно на Стржельчика. Его даже считали одной из ленинградских достопримечательностей. Многие по-прежнему вспоминают его блестящее исполнение роли Соломона Грегори в спектакле «Цена», где он убедительно сыграл 90-летнего старика. Эта роль принесла ему колоссальную популярность, и он исполнял её на сцене БДТ на протяжении почти 25 лет.

Хотя Стржельчика много раз приглашали в Москву и в отличные театры столицы, он всегда отказывался, поскольку считал ленинградский драматический театр своим настоящим домом. Тем не менее в Москве он часто бывал, благодаря постоянным предложениям сниматься в кино. Его выдающаяся внешность позволяла ему получать роли аристократов, властных начальников и государственных деятелей. Одни из самых запоминающихся персонажей, сыгранных актером, включают Наполеона в фильме «Война и мир», Уркварта в «России молодой» и Лестока в «Гардемарины, вперед!».

Владислав Стржельчик и Георгий Товстоногов. 1982 год.

Любимец дам

Конечно же, актер пользовался популярностью среди женщин. Он даже стал известен в ленинградском театральном сообществе как заправский ловелас, хотя жен у Стржельчика было всего две.

Его первый брак случился в молодости — это была яркая, но недолгая вспышка любви. В семье родилась дочка, и актер старался сохранять видимость хороших отношений с супругой ради ребенка. Однако все изменилось с началом гастролей в Сочи, где Владислав встретил молодую актрису из Москвы — Людмилу Шувалову. Знакомство между ними произошло в весьма необычных обстоятельствах: девушка прямо указала известному артисту на его недочёты в игре в одном из спектаклей. Владислав сначала был обижен, но позже понял, что всё равно продолжает думать о смелой и честной даме.

Владислав Стржельчик.

Так закончился первый брак Стржельчика, хотя до официального развода было еще далеко. Сначала влюбленные встречались нечасто, так как проживали в разных городах, но Владислав старался как можно чаще посетить Москву. Со временем Людмила приняла смелое решение и отказалась от места в Театре Гоголя, покинув столицу ради Владислава. Она назвала свое решение «наваждением», потому что ее любовь к актеру была столь сильной. Её не смущало даже то, что Стржельчик все еще не разведен с первой женой. Однако это создало неловкость в партийной организации, которая неоднократно проводила серьезные беседы как с Людмилой, так и с Владиславом. Сначала влюбленные находились в комнате крошечного общежития. Хотя эта комната была крошечной и не имела окон, со временем Стржельчику удалось наладить жилищный вопрос. Людмила много времени уделяла домашнему хозяйству и мужу, которого безмерно любила. Она сознательно решила не рожать детей, чтобы не отвлекать маятник на хозяйственные дела и заботы. Владислав был совершенно неопытен в быту, и, по словам Людмилы, он даже не мог самостоятельно пожарить яичницу. Она пыталась устроить свою карьеру в Москве, но вскоре поняла, что театру нужно уделять слишком много времени, которого ей хотелось бы потратить на своего мужа. Сам Владислав воспринимал Людмилу с большой любовью, но, как гласит поговорка, не оставался ей верным. В театральных кругах ходили слухи о его возможных внебрачных детях, но никаких достоверных фактов, подтверждающих это, так и не обнаружилось: официально актер никого из них не признал.

Владислав Стржельчик и Людмила Шувалова: 45 лет счастья в золотой клетке. https://t.co/G7lyC3hYe5 pic.twitter.com/7CreoGj7qp

— Kleinburd News Ru (@KleinburdNewsRu) November 24, 2017

Театр

В первые два года своего пьесного пути Стржельчик находился во вспомогательном составе, а затем его зачислили в основную труппу БДТ. Он принимал участие в спектаклях, таких как «Много шума из ничего» (роль Клаудио) и «Враги» (роль Грекова). Первые работы Владислава были высоко оценены театральными критиками. Он стал пользоваться большой популярностью среди зрителей и многие приходили на спектакли именно ради него. Красивый молодой человек с аристократическими манерами запомнился театралам по спектаклям «Слуга двух господ» и «Девушка с кувшином».

Это интересно:  Федору Бондарчуку – 54: За что продолжатель династии таил обиду на знаменитого отца, и чего не успел ему доказать

Владислав Стржельчик в театре

Стржельчик с трепетом подходил к своей работе: он всегда знал весь текст до последней буквы и не допускал обстоятельств, чтобы опоздать на репетиции. Это служило примером для всей труппы. Со временем актер начал получать роли в драматическом жанре. В спектакле «Обрыв» ему досталась роль Райского, а в «Трех сестрах» — роль Кулыгина. В спектакле «Цена» Владислав сыграл Соломона Грегори. Его исполнение было таким выразительным, что критики отмечали эту работу как шедевр. Постановка, основанная на этом великом актере, шла в БДТ на протяжении 25 лет.

В спектакле «Ханума» актер исполнил роль грузинского князя Вано. В этой роли ему очень помогли незаурядные музыкальные способности и талант к танцам, которые он использовал для создания яркого образа. Творческое сотрудничество с Алисой Фрейндлих в спектакле «Этот пылкий влюбленный» оставило глубокий след в сердцах театралов. Стржельчика не раз приглашали для работы в московские театры. Однако он оставался преданным любимому БДТ. Даже когда возникло недопонимание с режиссером Георгием Товстоноговым, Стржельчик не отошел от своего театра.

Фильмы

В первый раз Владислав Стржельчик появился на экране в 1942 году, сыграв финского офицера-белогвардейца в фильме «Машенька». Однако настоящий успех пришел позже, с его ролью генерала Готбурга в картине «Как вас теперь называть?». Режиссеры не раз приглашали Владислава Игнатьевича на значимые роли, и он блестяще справлялся с ролями начальников, высших офицеров, государственных деятелей и даже царственных особ. В фильме «Война и мир» он перевоплотился в Наполеона, а в «Гардемарины, вперед!» — в хитроумного и могущественного царедворца Лестока.

Владислав Игнатьевич Стржельчик

В фильме «Россия молодая» Стржельчик исполнил роль шкипера Уркварта. Этот коварный персонаж, шведский шпион, скрывающийся под маской любезного иностранца, вызывает у зрителей противоречивые чувства — с одной стороны, ненависть за предательство, а с другой — восхищение ловкостью этого человека. В фильме «Адъютант его превосходительства» удалось показать белогвардейского генерала, которому зрители симпатизировали за его высокие моральные качества.

Также Стржельчик успешно занимался преподаванием. За свой вклад в искусство актер был удостоен звания Народного артиста РСФСР и СССР.

Все заботы я взяла на себя

Людмила Шувалова, которой было всего 24 года, проницательно поняла, что если что-то будет мешать будущему мужу, то он немедленно оставит это без раздумий.

Людмила решила, что для сохранения брака она должна взять на себя все бытовые заботы.

«С первых дней нашей совместной жизни все заботы я взяла на себя. Владислав Игнатьевич не знал, где взять чистую рубашку, галстук, носки. Жизнь Владика была подчинена только театру, а моя — мужу», — делилась Людмила Каравану с историей их жизни.

Желания иметь ребенка у Владика не было

По словам Людмилы Шуваловой, она даже решила не рожать детей, потому что понимала, что сама не справится с этой ношей, тем более с двумя.

«Ему было спокойно и хорошо со мной. Все остальное оставалось где-то на заднем плане. Я думаю, что истинного желания иметь ребенка у Владика не было. Поэтому я приняла решение в его пользу», — говорила жена Стржельчика.

Болезнь

Все складывалось вполне благополучно, пока не вмешалась болезнь. Спустя годы вдова Владислава Стржельчика пыталась вспомнить, когда именно прозвучали первые звоночки. Она иногда чувствовала, что предчувствия были.

— Спросишь его: как самочувствие? А он отвечает: «Устаю, роли такие, текста много». Вроде бы всё понятно и очевидно: возраст сказывается. Однако однажды, приехав на выездной спектакль, я зашла в маленькую церковку рядом с театром. И вдруг расплакалась от чувства тревоги, которое охватило меня. Это могло значить что угодно, но тихая неуверенность всё же сгущалась. А потом случилось нечто странное: через день мы оказались в Куйбышеве, и когда я слышала ужасный шум в соседней комнате. Что это такое? Какая-то птица металась, будто влетела в окно. Я всегда считала, что это плохой знак, который предвещает смерть.

Это интересно:  Интриги пушкинской поры. рова

Актер на сцене театра

Слухи о нехороших знаках стали расползаться также в театральном кругу, особенно касающиеся постановки «Макбет». Это произведение наполнено смертью, проклятиями, призраками и ведьмами — его содержание всегда было тяжелым. Кроме того, английские театры сталкивались с архитектурным проклятием на протяжении всей истории — начиная с XVII века. Работники театра старались даже не произносить название пьесы, заменяя его словосочетанием «шотландская пьеса». Это косвенное суеверие, несмотря на это, для Стржельчика она стала роковой.

Режиссер предложил ему главную роль Дункана в новой постановке «Макбет» в 1994 году. Стржельчик с радостью согласился — это была классика, великое произведение. Однако вскоре он осознал, что не способен запомнить текст, что вызвало у него панику. Они решили, что Владиславу нужен отдых, возможно, поездка в санаторий. Но в это время шёл спектакль «Последний пылкий влюбленный», и актер счёл, что не может оставить труппу.

Однажды он забыл текст — даже в этом спектакле, который он уже многократно исполнял. Он остановился на сцене с ужасом на лице, а затем покинул ее. В гримерной комнате он тихо сидел, бледный и растерянный. Коллеги отнеслись к этому с сочувствием, никто не дразнил его или осуждал. Ему снова предложили отдохнуть, но стало очевидно, что требуется не отдых в санатории, а медицинское вмешательство.

К сожалению, диагноз — опухоль мозга — скрыли от него, объяснив проблемы с памятью инфарктом. Только его жене сказали правду.

Стржельчик ещё несколько раз приходил в театр, примерял костюмы на новое представление, но однажды остановился у дверей и, сдерживая слезы, произнес: «Наверное, я в театр захожу в последний раз». Его предположение оказалось верным. Владислав Игнатьевич начал осознавать, что надвигается что-то страшное, и по изменениям в состояниях, а также изменению внешнего вида было невозможно не понять правды. Однако он не допытывался — может быть, просто не хотел верить в худшее. Стало трудно говорить, что для театрального артиста является невыносимым.

Врачи классифицировали опухоль как неоперабельную. Актеру, находящемуся в сложной ситуации, рекомендовали обратиться к другим врачам. Товстоногов, его коллега по театру, искренне переживал за своего друга и даже отменил свои празднования в связи с болезнью Стржельчика.

Находясь в поисках хороших специалистов, врачи согласились на операцию. Увы — ситуация не улучшилась. Полностью удаление опухоли не удалось, и речь не вернулась. Тем не менее Владислав борьбу не оставлял: он старался активно двигаться и пользовался поддержкой близких во время прогулок. Месяц они провели вместе в санатории, но вернулись в больницу, постепенно слабея.

Смерть Владислава Стржельчика

Людмила Павловна на мгновение оставила больницу, согласившись с приехавшей сестрой, которая уговорила ее побыть дома, хотя бы для нормального питания. Со временем ее сестра вернулась к постели больного с печальной новостью: «Владислава больше нет». Вдова не перестает себя корить за то, что оставила мужа в это время, но признается, что ей стало немного легче, так как она не увидела момент его кончины. Это сделало так, что для нее он всегда оставался живым.

«Мой отец — Владислав Стржельчик»

На похоронах у гроба плакал молодой мужчина. Знакомые сказали, что Дмитрий Исаев считает себя внебрачным сыном Владислава Стржельчика. Его мать работала в БДТ, и ходили слухи об их романе, но сам актер это всегда отрицал. Людмила Павловна, несмотря на сложности, справилась с решением встретиться с Дмитрием и проявила доброжелательность, хотя ни он, ни она не знали всей правды о родстве.

Владислав Стржельчик и Дмитрий Исаев

Сейчас Дмитрий заработал известность как артист, оставаясь при этом скромным и не делая громких заявлений. Дочь Стржельчика, Марина, пыталась после смерти отца предъявить права на наследство, хотя близки с ним она не была. К сожалению, её усилия не увенчались успехом, потому что завещание было написано в пользу Людмилы Павловны. Вдова, в своих интервью, иногда говорит с резким оттенком о дочери мужа, но всегда соблюдает рамки приличия, ведь это продолжение ее любимого человека.

Оцените статью
wow-lab.ru
Добавить комментарий