Алексей Макаров
Смотреть все фото
Имя: Алексей Макаров (Aleksey Makarov)
Фото: Алексей Макаров
Детские обиды и семейная история
В 1971 году Любовь Полищук работала артисткой в Омской филармонии и выступала в дуэте с коллегой Валерием Макаровым. Со временем их дружеские отношения перерасстали в роман, после чего они поженились. 15 февраля 1972 года у пары родился сын Алексей, ставший единственным ребёнком в семье.
С самых ранних лет Алексей стал свидетелем частых ссор своих родителей, которые иногда касались вовсе не его интересов. Даже несмотря на то, что они брали его с собой на гастроли, отношения с родителями не давали ему необходимого внимания и заботы.
«Естественно, у меня была обида на них. Я видел, как родители моих сверстников возятся с ними, а мои только и делали, что выясняли отношения», — делится своими чувствами Алексей.
В возрасте пяти лет он переехал с матерью в Москву после того, как ей предложили работу в Московском мюзик-холле. Непродолжительное время спустя, жестокая реальность привела к разводу его родителей, так как у Валерия начались проблемы с алкоголем и пренебрежение к семье.
Определяя свою карьеру, Любовь Полищук была вынуждена работать почти круглосуточно, и у нее не было возможности ухаживать за маленьким Алексеем. Поэтому она сделала тяжелый выбор, отправив сына в интернат, где он жил и учился с первого по шестой класс.
Позже мама забрала его из интерната, когда вышла замуж за художника Сергея Цыгаля. Осенью 1984 года у Алексея родилась сестра Мариэтта, которая также выбрала профессию актрисы.
Вспоминая решение своей матери отдать его в интернат, Алексей объясняет: он не имеет права судить о ее действиях.
«Неизвестно, как бы я поступил на ее месте, тем более в молодости», — рассуждает артист.
Стремление к актерской карьере
В 14 лет Алексей уже точно знал, что хочет стать актером, хотя знал, что это требует огромных усилий и настойчивости. Его первая попытка поступить в ГИТИС была безуспешной, что стало для него разочарованием, так как к тому моменту его мать уже была известной личностью. Алексей чувствовал обиду из-за того, что Любовь не оказала ему необходимую поддержку в этом начинании.
Тем не менее, он был полон решимости и продолжал работать ради достижения своей мечты. Он продавал билеты, работал грузчиком и даже служил в пожарной части. Наконец, с 1990 года он стал студентом ГИТИСа, но принципиально решил не брать фамилию своей знаменитой матери, сохранив фамилию отца.
«Все и так знают, что я сын Любови Полищук. Зачем же привязывать к себе эту громкую фамилию? Я мог бы сделать это в молодости. Но подумал, что если я поступил в театральный вуз как Макаров, значит, и добиваться успеха нужно тоже с этой фамилией. Потому что фамилия Полищук уже существует, и ей нужно соответствовать, а я не хотел, чтобы меня сравнивали с ней», — поясняет Алексей.
Алексей отмечает, что не обсуждал с матерью решение о фамилии, так как она всегда давала ему полную свободу действий. В 1994 году он закончил театральный вуз и начал карьеру в театре имени Моссовета. Однако ему не доверяли главные роли, и это продолжалось в течение 8 лет. В одной из своих первых значительных ролей он сыграл царя Ирода в мюзикле Иисус Христос — Суперзвезда, но считал, что это не даёт ему достаточной возможности развиваться как актеру, и в 2002 году покинул театр.
На тот момент он уже успел появиться в нескольких фильмах. Его дебют в кино состоялся в 1995 году, когда он снялся в эпизоде в детективе «На углу у Патриарших», сыграв роль цыгана с гитарой. Яркой работой стала роль Бориса Чуханова в фильме «Ворошиловский стрелок», после чего его стали чаще приглашать на съёмки.
Хоть первое время за ним закрепилось амплуа персонажа боевика, выяснилось, что Алексей способен играть и в разнообразных жанрах — комедиях, мелодрамах и военных фильмах. Сегодня его фильмография насчитывает уже 110 работ в кино. Среди самых известных его фильмов и сериалов можно выделить такие, как «Куба», «Смерш», «Требуется няня», «Частица Вселенной», «Три мушкетера», «День выборов-2», «О чем еще говорят мужчины», «Немного не в себе», «Офицеры», «Суженый-ряженый». Он продолжает сниматься, и в ближайшее время на экраны выйдут еще 4 его картины.
Я боялся мамы до судорог
«Подростковый возраст добавил трудностей в отношения Алексея и Любови Григорьевны: мама была настолько напугана тем, как я напоминаю отца и как развиваюсь. Страх иногда вызывает странные реакции. Когда она осознавала, что я становлюсь неуправляемым подростком, могла начинать кричать. Я в это время боялся ее до судорог, так как она обладала невероятной энергетикой, передававшейся и мне.»
Когда же появилась возможность забрать сына из интерната, Любовь Полищук продолжала опасаться его, так как заботой о мальчике занимался её второй муж. Алексей редко видел мать, а её супруг был строгим воспитателем, который мог наказать мальчика за плохие оценки.
Детские обиды, оставившие отпечаток на взрослой жизни Алексея Макарова
Режиссер Андрей Житинкин отмечает, что Любовь Григорьевна со временем осознала свою вину перед сыном. Она гордилась тем, каким красивым и самостоятельным стал Алексей, и замена страха на обожание и раскаяние лишь усугубляла взаимодействие между ними.
Макаров считает, что его детская травма психологии сказалась на взрослой жизни, вылившись в депрессии, неудачные браки и зависимость от алкоголя. Стремясь к любви и одобрению, он обрел профессию актера. Несмотря на детские несправедливости, он считает мать образцом женственности и красоты.
Алексей Макаров: Любовь Полищук никогда не испытывала абсолютного счастья
— Как зрители и коллеги, так и партнеры по театру и кино воспринимали Любовь Григорьевну как женщину-праздник, способную вдохновить окружающих своей жизнерадостностью и оптимизмом. Но была ли она по-настоящему счастлива?
— Я абсолютно уверен, что счастлива она не была. Мама всю жизнь страдала от недостатка востребованности в кино. По моему глубокому убеждению, как актриса с потрясающим потенциалом, она могла бы реализовать свои таланты лишь на 15%. За весь период ее карьеры ее часто называли актрисой эпизода, что, согласитесь, крайне обидно.
Говоря о ее жизни как о женщине-празднике, необходимо понимать, что это восприятие не соответствовало действительности. Она не могла осуществить все свои потенциалы из-за непрестанных гастролей, что отнимало у нее много сил. Дома мама закрывалась в своем уголке, проводя часы за вязанием, уткнувшись в любимый уголок с мешком семечек. Мы все знали, что в это время лучше ее не беспокоить. Ее верным спутником была огромная черная кошка по имени Кися, которую мама подобрала котенком на одном из московских вокзалов и очень любила.
— В одном из интервью Любовь Григорьевна упоминала, что жизнь воспитывала в ней мужской характер. Как это проявлялось?
— Я бы скорее сказал, что у нее был не просто мужской, а совершенно железный характер. Когда дело касалось профессии, Любовь превращалась в такую «железную леди», которая сама всегда достигала поставленных целей. Нужно сесть на шпагат ради роли? Пожалуйста, я научусь! Необходимо похудеть за неделю? Она справится! Однажды Татьяна Васильева не смогла принять участие в спектакле «Там же, тогда же» с Константином Райкиным, и решили ввести в постановку Полищук. У нее не было времени на подготовку. Но мама выучила всю пьесу за две ночи. Я бы так не смог…
Мама была крайне целеустремленной, и мне жаль, что её настойчивость и упорство не передались мне. Я слишком мягкий и, в каком-то смысле, постоянно размазан, а в ней был характер, стержень.
Если бы ее жизнь была экранизирована, вышла бы эксцентричная трагикомедия. При всей своей яркой внешности мама не боялась играть клоунесские роли, и именно за это зрители ее полюбили.
— Что вы помните о периоде, когда вы только перебрались в Москву вместе с мамой?
— Немного помню. Мы тогда ютились в крошечной комнате в коммуналке. У нас не было почти ничего — только матрас. Мы стелили его прямо на пол и спали вдвоём. Я понимаю, как тяжело было матери в этот период. А я, как ребёнок, радовался коммуналке: вокруг были люди, все со мной общались. Одни соседи наливали суп, другие угощали печеньем — и мне уже было весело.
Материнская обида
— Как складывались ваши отношения с матерью? Всегда ли они были ровными или происходили конфликты?
— У нас никогда не было спокойных отношений. Я очень сильно напоминал ей отца, с которым она рассталась не лучшим образом. Даже после расставания она была очень горькой по общению с отцом, так как он неустойчиво занимал позицию. Несмотря на то, что я существую, он ни разу не захотел увидеться или пообщаться — ему было не все равно на нас. Однажды я решил самостоятельно отправиться к нему в Омск, чтобы спросить, почему он никогда не интересовался тем, что за сын у него вырос. Я не знал его адреса, но мне показали несколько зданий, где, как считалось, он мог проживать. Я звонил в разные квартиры, на всякий случай спрашивая, не здесь ли живет Макаров Валерий Константинович. Напоследок я так и не нашёл его, а через несколько месяцев узнал, что он умер. Мы с мамой немедленно поехали в аэропорт, чтобы улететь в Омск на его похороны. Это были зимние месяцы, пурга, и у нас были проблемы с вылетом. Но неожиданно кто-то из экипажа узнал маму и здесь же провел ее на борт, а меня туда не взяли.
— Судя по тому, что Любовь Григорьевна говорила, до 30 лет вы выглядели как шалопай. Значит, она вас всё время «пилила»?
— О, никакой «пилилки» не было! Она чаще всего начинала истерить. Как и любая артистка, она легко возбудима. Ей постоянно казалось, что я делаю всё наоборот, просто из принципа. Она любила говорить в такие моменты: «Я тебе пятьсот пятьдесят пять раз говорила!» Однажды я даже вкрадчиво поинтересовался: «Почему именно 555?» Я насчитал меньше. Но это лишь злило её еще больше. Нужно было позволить ей накричаться, и через 10-15 минут она успокаивалась.
В целом же, она была единственным человеком, к мнению которого я прислушивался. Достигнув 30-летнего возраста, я всё еще побаивался ее и старался произвести впечатление. В нашей семье она была лидером, и я уверен, что ни Сергей, второй муж актрисы, ни дочь от второго брака не станут это оспаривать.
— Как она относилась к вашей актерской карьере?
— Поначалу с недоверием, хотя ее замечания были очень аккуратны. Однако ее отношение существенно изменилось после совместной работы, когда я сыграл её мужа — сентиментального и слабохарактерного человека, с которым она расстается. Наша сцена начиналась с того, что я в одних семейных трусах пытался завалить её на кровать. Мы оба были очень смущены, но по мере репетиций все комплексы ушли, и мы осознали, что оба начинаем работать как профессионалы. После этого мама часто говорила в интервью, что гордится мной как актером, что очень помогло мне в моей карьере.
— Говорят, после смерти матери вы сменили фамилию в паспорте на Полищук. Это правда?
— История с моей фамилией довольно странная. Когда я получил паспорт, исходя из моего упрямства и инфантильности, решил, что одна знаменитость с фамилией Полищук уже есть. Таким образом, я, Макаров, буду ещё более известным. После нескольких лет я только тогда понял, что мама на меня обиделась. Хотя она и ничего не сказала, но, думаю, у неё были обиды на это.
Менять фамилию сейчас было бы ребячеством, никому это абсолютно не нужно. Следовательно, я остаюсь Макаровым из паспорта, но внутри всегда буду Полищук, гордясь тем, что я сын самой красивой женщины, которую я когда-либо знал.
Роль Любови Полищук в кино
Дебютом Любови Полищук в кино стала эпизодическая роль в фильме Скворец и Лира Григория Александрова, который показал ее актерские возможности в 1974 году.
Однако настоящая слава настигла ее после выхода премьеры телефильма Двенадцать стульев под руководством Марка Захарова в 1976 году, где яркий эпизод закрепил её популярность, когда она танцевала танго с главным героем в исполнении Андрея Миронова.
Любовь Полищук в фильме «Двенадцать стульев»
Независимо от того, что она получила известность, после выхода «Двенадцати стульев» советские власти восприняли её образом как несоветский, что привело к запрету на участие в главных ролях.
После этого Любовь Полищук могла годами появляться лишь в эпизодах, однако ее роль оставалась запоминающейся для зрителей. Например, цитируемый образ её разбитной отдыхающей из фильма «Моя морячка». Интересно, что в «Интердевочке» она сама добавила некоторые реплики своей героине-проститутке, скопировав поведение некоторых реальных женщин, которых видела во дворе.
В 1984 году ей присвоили звание заслуженной артистки РСФСР.
К числу её значительных работ относятся роли в фильмах: Белый ворон (Нестерова), Эзоп (Клея), Если можешь, прости (Даша), Змеелов (Вера), Раз на раз не приходится (Смирнова), Происшествие в Утиноозёрске (Зоя Жгульева), Любовь с привилегиями (Ирина), Бабник (Инна), Стамбульский транзит (Ольга Борисовна), Ширли-мырли (супруга посла).
Любовь Полищук в фильме «Змеелов»
Любовь Полищук в фильме «Любовь с привилегиями»
С 1990 по 1997 год она работала в театре «Школа современной пьесы» под руководством Иосифа Райхельгауза. Она сыграла в спектаклях: Пришёл мужчина к женщине Семёна Злотникова (реж. Иосиф Райхельгауз) — Дина Фёдоровна; А чой-то ты во фраке? Дмитрия Сухарева и Сергея Никитина (реж. Иосиф Райхельгауз) — Наталья Степановна.
В 1994 году Любови было присвоено звание Народной артистки Российской Федерации.
В 2000-х годах она снялась в ряде сериалов.
Болезнь и смерть Любови Полищук
В 2000 году Любовь Полищук попала в автомобильную аварию, после чего ей удавалось играть на сцене только в ортопедическом корсете.
В 2005 году у нее было выявлено онкологическое заболевание, в связи с чем она проходила лечение в Боткинской больнице и Институте хирургии имени А.В. Вишневского. Позже, в Институте нейрохирургии имени Н.Н. Бурденко ей была сделана операция по удалению части позвоночника. Затем актриса проходила реабилитацию в частной клинике в Израиле, но без значительного результата.
Вернувшись в Москву в начале марта 2006 года, она продолжала сниматься в своей последней роли в сериале Моя прекрасная няня. В последний съемочный день, в конце марта, она отпросилась у медиков, чтобы закончить работу.
Любовь Полищук в сериале «Моя прекрасная няня»
В последние месяцы жизни Любовь Полищук принимала сильные обезболивающие средства.
25 ноября 2006 года родные не смогли разбудить актрису; она впала в кому и была доставлена в больницу с гипертоническим кризом, вызванным приёмом обезболивающих. После необходимого медицинского вмешательства ее выписали домой.
Утром 28 ноября 2006 года она скончалась после продолжительной болезни (саркомы позвоночника) в Москве, у себя дома в Большом Казённом переулке, и ушла во сне.
Похоронена 30 ноября на Троекуровском кладбище в Москве (участок № 6а).
Согласно некоторым данным, её болезнь началась во время съемок «Двенадцати стульев». Во время одной из сцен её героиню Остап Бендер подкидывал в танце, и неудачный дубль мог привести к травме позвоночника. Однако режиссёр фильма Марк Захаров резко отвергает эту версию, указывая на автомобильную аварию 2000 года, после которой у актрисы возникли проблемы с дисками в позвоночнике.
Рост Любови Полищук: 175 сантиметров.
Личная жизнь Любови Полищук:
Актриса дважды выходила замуж.
Её первым мужем был Валерий Макаров (1947-1992), артист Омской филармонии, которого она знала по совместной работе в проекте «Омичи». Они сочетались браком в 1967 году, а 15 февраля 1972 года у пары родился сын Алексей, который позже также стал актёром. У него есть дочь Варвара (2010 года рождения).
Любовь Полищук и Валерий Макаров
В 1976 году Полищук и Макаров расстались.
В конце 1970-х годов вместе с сыном она переехала в Москву. П первые годы их жизни в столице были сложными: актриса жила в съемном жилье, где они спали на одном матрасе. Некоторое время Алексей провел в интернате, куда мать была вынуждена его отдать.
Любовь Полищук и сын Алексей Макаров
Кроме того, у нее был длительный гражданский брак с цыганским певцом Владимиром Климашенко. Именно он забрал её сына из интерната и зачислил в обычную дневную школу. Однако их отношения закончились, так как Владимир ушел от актрисы, поскольку она не хотела рожать ему ребёнка. «Я хотел, чтобы она родила. Но Люба говорила, что сейчас не время, нужно встать на ноги. Но так продолжалось долго», — пояснял Климашенко.