Под Калугой восстанавливают усадьбу с экзотическим садом

Тайна старого сада: как неожиданная покупка стала историей любви и культурным наследием

Дизайнер Евгения Жданова рассказывает о доме и саде, к которым она пришла случайно, и которые оказались не просто памятником, а хранителем жизни советского учёного Николая Ракицкого и его супруги, известной писательницы Софьи Федорченко. Их удивительная судьба, глубоко переплетённая с историей страны, вдохновила Евгению на восстановление этого пространства. В настоящее время эта территория становится значимым культурным проектом.

История усадьбы началась почти сто лет назад. Однако последние полвека жители Тарусы вряд ли вспоминали о ней.

Случайная встреча: Бравура, Поленов, Цветаевы

Я много лет ездила в Тарусу, небольшой город в Калужской области, чтобы навестить маму, у которой там была дача, а затем и домик. В этом доме моя семья провела время во время пандемии, фактически оказавшись в двухмесячном заточении. Прогулки стали важным элементом нашего досуга и возможностью отвлечься от серости дней. Однажды я с младшим сыном Серёжей шла по тропинке рядом с Домом литераторов. Вдруг услышали разговор на итальянском языке. На встречу нам шли два великолепных человека в белых рубашках и красивых джемперах. Разойтись на узкой тропинке невозможно, и разговор завязался. В итоге мы встретили Марка Бравуру, известного итальянского скульптора и мозаичиста, который живет и работает в Тарусе, а его мозаики украшают Дом литераторов. Мы начали общение, он пригласил меня в свою мастерскую, и так мы подружились. Далее я познакомилась с другими художниками, коллекционерами и меценатами, людьми, формирующими творческое сообщество Тарусы и её уникальную атмосферу. С этого момента я решила приобрести здесь дом и начала его искать.

В саду Ракицкого

Таруса, как место, заслуживает отдельного упоминания, и важно понимать её феномен.

Возрождение интереса к Тарусе среди людей искусства началось с приезда сюда художника Василия Поленова. Плывя по Оке, он был очарован великолепием здешних пейзажей и решил здесь остаться. С полученной гонораром за работу «Христос и грешница» в 30 тысяч рублей он построил знаковую усадьбу, Бёховскую церковь (по просьбе местных крестьян), а также школу для детей. В связи с этим к художнику стали приезжать его друзья — Коровин, Серов и Левитан. Постепенно они начали осваивать вокруг местность, отправляясь на лодках за покупками и в кабак. Некоторые из них даже приобрели здесь свои дома.

С конца XIX века в Тарусе проживала семья Цветаевых, которая сначала ездили на дачу к местным врачам Добротворским, а затем обосновалась в Песочном, на высоком берегу Оки. Здесь выросли девочки Цветаевы, и как позже признавалась Марина Цветаева, именно здесь она провела свои самые счастливые годы. В это время Иван Владимирович Цветаев, профессор истории, археолог и искусствовед, готовил открытие Музея изящных искусств (ныне — ГМИИ имени Пушкина). К нему в гости часто приезжал меценат и коллекционер Нечаев-Мальцов, который был одним из финансистов музея и оплачивал поездки Цветаевой для сбора экспонатов. Борисов-Мусатов, известный художник, также проводил здесь много времени и создавал свои произведения, собирая вокруг себя других коллег и друзей Цветаевых.

Новая волна творческого расцвета началась в 30-40-х годах XX века, когда культурные деятели оказывались здесь из-за запрета жить ближе 101 километра от государственных границ, столиц и крупных городов. Это касалось членов семей репрессированных, амнистированных и диссидентов. Таким образом, в Тарусе обосновались многие представители творческой интеллигенции, которые создавали масштабное культурное сообщество. Люди приходили в гости или арендовали дачи. Николай Заболоцкий провел здесь два лета, создав множество своих известных стихотворений.

Живое взаимодействие

— Евгения, ваш сад встречает вновь весну в обновлённом виде.

— Это уже второй сезон, когда мы принимаем гостей. Впервые мы открылись 30 апреля прошлого года и уже принесли радость примерно полутора тысячам туристов. Вокруг старого сада Ракицкоголежит огромный интерес. Гости приходят как на регулярные экскурсии, так и на наши творческие мероприятия, и мы стараемся предлагать необычные форматы. Например, мы устраиваем чаепития с вареньем и домашней выпечкой после прогулки по саду, а также проводим настольные ботанические игры. Одним из последних находок стала старая игра Бал цветов, основанная на иллюстрациях известного французского художника Жана Гранвиля. Мы уделяем большое внимание подобным нестандартным формам взаимодействия, создавая эмоции, возникающие у людей при непосредственном контакте с нашим домом и садом.

— Кстати, знакомство с садом начинается уже у входа, у уличной арт-галереи. Расскажите о ней подробнее.

— Наша галерея под открытым небом расположена на ограде сада и доступна посетителям круглосуточно. Это имеет важное значение для связи музея со зрителями. Здесь они могут познакомиться с работами, которые Николай Ракицкий когда-то передал в дар картинной галереи Тарусы. Уличная галерея выполняет две функции: она стала витриной нашего города и несет в себе серьёзное образовательное значение. Посетители могут узнать о вкладе Ракицкого в создание картинной галереи, он подарил не только картины, но и свою коллекцию фаянса, фарфора и кружева. Таким образом, мы приглашаем людей также посетить тарусскую галерею, чтобы они смогли увидеть оригинальные произведения и насладиться экспозицией предметов декоративно-прикладного искусства. Мы стремимся связать два культурных места в Тарусе.

Это интересно:  5 интересных лилейников от владелицы 80 сортов

Когда мы устанавливали галерею, многие прохожие спрашивали, не боимся ли мы, что картины могут украсть или повредить. Подобные опасения были у нас, но мы в итоге установили круглосуточное видеонаблюдение и антивандальные датчики. Интересно, что за всё время не было ни одного случая вандализма. Однако из-за резкого перепада температур зимой сломались связи багетов в углах, и нижние планки отваливались. И что вы думаете? Люди, проходившие мимо, тут же звонили нам и беспокоились о картинах, благодаря чему мы смогли отреагировать и принять меры. Всё это очень трогало и радовало нас.

— Сад Ракицкого — это действительно пространство памяти, не так ли?

— Я считаю, что важно сохранять связь с прошлым. Восстанавливая наследие города и показывая его современное значение, мы создаем пример качественных изменений и взаимодействия между прошлым и будущим. Это очень важно. Почему у людей иногда нет интереса к наследию? Возможно, они просто не чувствуют личной привязанности к событиям прошлого. Но когда люди попадают в наш сад, они наполняются его атмосферой и уходят оттуда другими. Наша основная задача — сделать каждого человека немного счастливее. Сад Ракицкого дарит новые знания и вдохновение. Мы показываем, что каждый может изменить мир вокруг себя и приносить радость, опираясь на свои таланты и способности. Семена, которые мы сеем здесь, обязательно прорастут, возможно, в совершенно неожиданных формах. Мы получаем потрясающие отклики: многие пишут стихи о саде, присылают свои зарисовки и эскизы. Это очень важно — этот теплый живой контакт, который зарождается здесь, остаётся с нами навсегда.

Зелёный театр

— Какие работы были выполнены и какие начнутся этой весной?

— В прошлом сезоне мы начали реализовать концепцию нашего проекта, поддержанного Президентским фондом культурных инициатив. Сад, как общественное пространство, требует создания функциональных зон, чтобы всем было комфортно и чтобы наши идеи могли быть осуществлены без вреда для растений. В прошедшем году мы заложили систему автополива, сделали газонное покрытие, установили освещение. Кульминацией сезона стало открытие уличной картинной галереи. Также мы провели значительную образовательную работу с школьниками: к нам пришли более двухсот ребят из Тарусы и Калуги, которые узнали о Николае Петровиче Ракицком.

Мы переходим к одной из важнейших частей проекта — восстановлению коллекции растений. Благодаря поддержке президентского фонда мы планируем закупить утраченные растения и после майских праздников начнём посадки. Процесс будет разделён на два этапа. Работами займется ландшафтное бюро МОХ, приедут его специалисты. Мы ожидаем на помощь наших долговременных друзей — студентов Тимирязевской академии и ландшафтного отделения школы «Детали».

Дачный домик в переулке Луначарского, где летом отдыхала семья Ростоцких.

Скоро в саду Ракицкого откроется сцена зелёного театра. Это элемент малой архитектуры, который будет установлен согласно проекту. Мы утвердили все чертежи, а на столярном производстве изготавливают конструкцию. Надеемся, что уже летом сможем наслаждаться концертами под открытым небом.

От печных изразцов до нового роста

Интерьерный дизайнер Евгения Жданова, приехавшая в Тарусу из Москвы в пандемию, была привлечена к творческому сообществу и, поняв, что ей было здесь комфортно, решила приобрести собственный дом.

— Я искала подходящее место для своей семьи. Открыв сайт недвижимости, наткнулась на несколько вариантов, в том числе увидела фотографии печных изразцов и фрагменты фасада. Я сразу увидела историческую ценность этих элементов. Однако в объявлении значилось, что дом был построен в 1929 году, в то время как сам изразцы явно были старше. Это вызвало мой интерес и желание выяснить больше о Ракицком, о котором я раньше ничего не знала. Я поняла, что нужно посмотреть дом. Через несколько дней хозяйка, наследница Николая Петровича, пришла и показала мне усадьбу. Сначала я догадывалась, что это не совсем то, что я искала. Однако мне стало обидно за этот дом и за Ракицкого, который был забыт в Тарусе. Мне показалось, что это шанс исправить справедливость, рассказать о трогательной истории любви женщины, оказавшейся в тяжёлых условиях. Здесь столько удивительного в наследии и глубоких смыслов. Я почувствовала, что это место, полное энергии, которое нуждается в моей заботе, а также мне нужно дать ему новую жизнь. Это пространство, где продолжают расти корни, где ощутишь разные грани жизни.

Новый росток

С домом и садом, который сейчас занимает 30 соток, мне достались фотоальбомы, письма и записи Ракицкого, включая его дневники. Мы восстанавливали интерьер дома по частям, собирая информацию и материалы.

Это интересно:  Болезни пионов: какие бывают и что делать

У сада дела обстояли сложнее. Евгения вспоминает, что это место было буквально зарастёт снытью, достигающей её роста, а также молодой порослью кленов. Из экзотических растений на тот момент осталась только одна пятая часть.

— Выжили лишь массивные деревья. Вы можете увидеть их по периметру: здесь растут маньчжурский орех, ромелийская сосна, ель Энгельмана, амурская сирень и коллекция чубушников, — рассказывает Евгения Жданова.

Необходимо было привлечь профессиональных ландшафтных архитекторов, способных восстановить этот сад и расшифровать записи Ракицкого, чтобы — по фотографиям — понять, какой была его структура. Евгения обратилась к ландшафтникам из питерского агентства МОХ, которые согласились взять на себя этот уникальный проект бесплатно.

Евгения изначально осознала, что сад Ракицкого не должен просто сохранить своё существование, но и развиваться, привлекая разнообразные события. В своё время Ракицкий проводил театрализованные представления — Тарусские театральные вечера, которые организовывались по инициативе актрисы Смирновой, переехавшей в город.

— В настоящее время наша творческая зона расположена в беседке. Гастрономическая веранда находится в самом дальнем уголке, где когда-то была летняя кухня. Концертный зал представляет собой круглую лужайку с эстрадой, а купальская беседка в уголке — место, где мы проводим различные традиционные славянские обряды на Ивана Купалу, — делится новая хозяйка старого сада.

Ценной характеристикой этого места является то, что оно дышит — его не законсервировали. Евгения Жданова хочет восстановить растения согласно списку Ракицкого — всех 139 наименований — и добавить сюда новые, экзотические сорта. Так в саду появились два тиса ягодных, сумах, большая коллекция роз и старинные сорта пионов.

Мы не знаем, какие именно пионы росли здесь ранее, но нашли коллекционера старинных пионов в Тарусе и вместе с ним произвели посадку, — рассказывает Жданова. Мы смогли восстановить аралию маньчжурскую (чертово дерево), которая пережила вторую зиму, и прижилась птелея — денежное дерево, его полюбили местные птицы. Так, аккуратно и деликатно, мы возвращаем в сад его утраченные компоненты, внося немного новой жизни.

Что посмотреть в Тарусе: Сад Ракицкого Евгении Ждановой

9 июля в Fish Point family resort отмечают День рыбака.

История Тарусы начинается с Василия Поленова, который, проплывая по Оке на теплоходе, был заворожен открывающимися пейзажами и обосновался напротив, построив усадьбу, мастерскую, школу и церковь в Бёхове. Поленов регулярно наведывался в Тарусу с друзьями-художниками — Серёжим, Коровиным и другими.

В конце XIX века в Тарусу приезжает семья Цветаевых и остаётся здесь надолго. Детство Марины Цветаевой прошло именно в Тарусе, и здесь были написаны её первые стихи. У Ивана Цветаева нередко бывал известный промышленник и меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцов, владелец стекольного завода в Гусь-Хрустальном и один из главных сподвижников Цветаевой в создании Музея изящных искусств имени императора Александра III, открытого в 1912 году, ныне известного как Пушкинский музей.

По приглашению Ивана Цветаева в 1905 году здесь жил и работал учитель, создавший свои лучшие работы, Виктор Борисов-Мусатов. Художник-анималист Василий Ватагин посетил Тарусу в 1902 году, глубоко проникся красотой местности и решил остаться здесь.

Следующая волна творческого расцвета пришлась на 30-40-е годы XX века, когда под давлением власти здесь оказывались художники, писатели, поэты и музыканты, такие как Николай Заболоцкий, Борис Свешников, Алексей Шеметов и другие. Позже к ним присоединились их друзья — Булат Окуджава, Анатолий Зверев, Эдуард Браговский и Эдуард Штейнберг.

В 50-е годы Константин Паустовский приехал в Тарусу в поисках уединения и творческого вдохновения. Именно он инициировал проведение городского водопровода и электрификацию Тарусы.

Что посмотреть в Тарусе: Сад Ракицкого Евгении Ждановой Что посмотреть в Тарусе: Сад Ракицкого Евгении Ждановой

В 60-х годах неподалёку от Тарусы обосновался великий музыкант Святослав Рихтер. Он создал Тарусский фонд Святослава Рихтера, направленный на поддержку талантливых музыкантов и художников в провинции, и ежегодно с 1993 года в последнюю неделю июля фонд организует летний музыкальный фестиваль в Тарусе.

В 1963 году в Тарусе открылась Тарусская картинная галерея, одним из главных инициаторов создания которой стал Николай Ракицкий, который передал галерее более 200 художественных работ, в том числе произведения Поленова, Айвазовского, Брюллова, Борисова-Мусатова, Крымова, Кустодиева и Врубеля, а также коллекцию старинного фарфора, стекла и кружева.

Личная история

Моя привязанность к Тарусе не возникла сразу. У моей мамы здесь давняя дача, расположенная на улице Дачной, всего в нескольких минутах от Оки. Однако моё по-настоящему глубокое погружение в творческую среду началось во время карантина. Я провела здесь с детьми практически два месяца, и за это время успела подружиться с местным творческим сообществом. Я поняла, что нужно серьезно обустраиваться.

Что посмотреть в Тарусе: Сад Ракицкого Евгении Ждановой

История Дома Ракицкого

От великого прошлого к мрачному настоящему

В двух словах, история выглядит следующим образом. В 1929 году советский учёный-агроном и коллекционер Николай Петрович Ракицкий заложил в Тарусе экспериментальный сад-дендрарий, где он занимался акклиматизацией растений с разных климатических зон. Он собрал уникальную коллекцию редких экзотических растений на своей территории: румелийская сосна, амурская сирень, дальневосточная актинидия, китайский лимонник, бересклет маака и 16 сортов жасмина — это лишь некоторые из экземпляров из его уникальной коллекции.

Это интересно:  9 эффективных смесей для подкормки гортензии

Спустя полвека после ухода Ракицкого сад выглядел довольно печально: сорняки превышали человеческий рост, повсюду лежали пни и стволы погибших деревьев, о которые я часто спотыкалась, проходя через густые заросли. Сам дом скорее напоминал грустный склад бесполезных вещей.

Я понимаю, что эта покупка казалась безумной. Друзья смотрели на меня с недоумением, не понимая, зачем мне эта заброшенная постройка. И даже я толком не могла объяснить свои намерения. Но осознание пришло позднее, когда разбирая архивы, я наткнулась на записи Ракицкого о растениях, его переписку с друзьями, прочитала его воспоминания о Булгакове, с которым дружила его семья, рассмотрела старые фотографии, полистала его книги и поговорила с соседями, которые помнили Николая Петровича.

Когда я осознала масштаб его личности и вклад в культурное развитие Тарусы, стало очевидно, что сад и дом должны продолжать свою просветительскую и творческую миссию, задуманную их создателем.

Так родилась идея о создании культурно-образовательного пространства — ведь сад всегда был местом притяжения для творческой интеллигенции. Семья дружила с Цветаевыми, Поленовыми, Булгаковыми, Константином Паустовским, Максимилианом Волошиным, Борисом Пастернаком и многими другими талантливыми contemporaries.

…от мрачного настоящего к великому будущему

Я собрала свои мысли и начала приводить в порядок интерьеры дома, с каждым разом находя необычные сокровища в забытых газетах и предметах. Я обратилась к известному ландшафтному бюро МОХ, чтобы они разработали проект по восстановлению коллекции растений сада. Коллеги охотно согласились на этот вклад и изучили все архивные материалы, письма и фотографии, подготовив проект восстановления сада на безвозмездной основе.

За полтора года было сделано много. Мы провели оценку состояния растений, осуществили санитарные работы, сохранив ценные экземпляры, восстановили исторические интерьеры и предметы быта, а также заложили инженерную инфраструктуру для организации общественного пространства.

В этом году наш проект поддержал Президентский фонд культурных инициатив, и за летний сезон мы реализуем следующий этап: заложим систему автополива, завершим организацию освещения и даже создадим уличную арт-галерею, где будут размещены репродукции картин коллекции Ракицкого, переданных ему Тарусской картинной галереей. Эти репродукции будут изготовлены с использованием инновационного материала — ультратонкой керамики ArchSkin, которая устойчива к капризам погоды (снегу, дождю, солнцу). Создание уличной арт-галереи станет первым публичным культурным событием и поможет установить историческую связь между Садом Ракицкого и Тарусской галереей.

Тихий агроном

Николай Ракицкий появился на свет в 1888 году в семье священнослужителя. Он обучался в Киевском университете, где получил филологическое образование, а также в Баварской сельскохозяйственной академии. Путешествуя по Европе, он изучал историю искусства в Италии. До 1917 года он занимался научной деятельностью, а после революции стал служить при Наркомпросе. В 1926 году Николай Ракицкий вместе со своей женой, писательницей Софьей Федорченко, автором известных на тот момент воспоминаний о Первой мировой и Гражданской войн, переехал из московского подвала на Пречистенке в Тарусу.

На месте пустыря он строит дом и создает сад. Работая секретарем Технической энциклопедии и старшим агрономом одного из подразделений в Совете министров СССР, Ракицкий часто бывал в командировках, привозя семена и саженцы из разных уголков страны, чтобы обогатить свой участок. Постепенно на этом пустыре возник удивительный сад-дендрарий, в котором до сих пор растут китайский лимонник, дальневосточная актинидия и 16 видов чубушников-жасминов.

Заросли и радости

История дома Ракицкого продолжилась в 2020 году, когда Евгения оказалась перед высоким забором, защищающим дачу.

Когда я вошла в калитку, чтобы добраться до крыльца, мне пришлось пробираться сквозь непроходимые заросли, – вспоминает Евгения. – Ветки нежно касались моих плеч, в воздухе витали потрясающие ароматы, ведь был июнь, и амурская сирень цвела. На следующий день я вошла в дом – и ощутила запах старых досок, увидела кучи мусора, среди которых просвечивало множество интересного – и начала осознавать, чем этот дом наполнен и что он может предложить… Так Женя Жданова стала новой хозяйкой дома и сада, которые простояли в запустении многие десятилетия.

За три года дом и сад Ракицкого стали новым местом притяжения и источником вдохновения для Тарусы благодаря неустанным усилиям и самоотверженной работе самой Евгении и её команды. Дом был очищен, приведен в порядок при помощи местных и столичных реставраторов. Архивы разобраны, дневниковые записи, фотографии, письма — все это стало основой для дальнейшей работы и восстановления утраченного культурного наследия.

Оцените статью
wow-lab.ru
Добавить комментарий