Николай Еременко – младший
Интересно, что Николай Еременко появился на свет в День всех влюбленных, 14 февраля 1949 года, в Витебске. Хотя в то время праздник в стране не был широко распространен, эта дата казалась скрытой подсказкой судьбы. Благодаря своей игривой актерской манере, Николай завоевал сердца миллионов зрителей, часто воплощая на экране образы бесстрашных героев и романтичных любимцев. Однако слава, по собственным словам артиста, порой обременяла его, и он ощущал себя провинциалом, что порождало в нем высокомерие и злость.
Николай Еременко вырос в актерской семье, где его воспитание, напоминало спартанские условия. Сложные годы, которые его отец пережил в концлагере, привили ему строгие требования к сыну. Несмотря на это, Николай был счастлив, когда родители уезжали на гастроли, так как это давало ему возможность поиграть в театре.
К примеру, один раз мальчик увлекся играми за кулисами и, не заметив этого, вышел на сцену, где, к его ужасу, обратился к матери (которая была в образе) с просьбой помочь ему застегнуть брюки. Хотя спектакль был испорчен, зрители Витебска еще долго обсуждали эту забавную выходку.
Во дворе его обзывали «Артистом», что крайне злило Николая — ему не хотелось выделяться среди друзей, которые имели больше «хулиганских» прозвищ.
В школе Николай учился усредненно и не проявлял особого интереса к математике. Он уже знал, что станет артистом, и после получения аттестата стремился попасть во ВГИК, но опоздал на конкурс. В следующем году, благодаря влиянию отца, он наконец поступил в престижное учебное заведение, где имел возможность учиться у известного режиссера Сергея Герасимова, к которому стремились попасть многие.
Курс у Герасимова был звездным: вместе с Еременко учились такие талантливые актрисы, как Наталья Белохвостикова, Наталья Бондарчук, Наталья Аринбасарова и Галина Гвоздикова. Однако Николай не проявлял прилежания в учебе: прогуливал занятия и частенько получал выговоры, что в итоге привело к условному переводу с одного курса на другой.
Закончив ВГИК в 1971 году, он попал в труппу Театра-студии киноактера, но его карьера на театральной сцене едва начиналась, так как практически не было значимых ролей. Однако с 1976 года он нашел место на киностудии имени Максима Горького.
Советские фильмы
Дебютом Николая в кино можно считать его появление на экране в студенческие годы. В 1969 году Герасимов взял его на роль Алеши в фильме «У озера», где он работал в команде с Василием Шукшиным и своими однокурсницами Бондарчук и Белохвостиковой. Успех этой работы был несомненный: в опросе читателей «Советского экрана» драма была признана лучшим фильмом года в 1970-м.
В 1973 году Николай снова появился на экране, уже в главной роли, в картине «Исполнение желаний», снятой Светланой Дружининой. Этот социальный фильм привлек внимание зрителей, а также критиков, которые отметили выдающуюся игру Евгения Лебедева и Иннокентия Смоктуновского. Также многие отмечали, что роль Ларисы Лужиной в этом фильме стала одной из ее лучших.
Серьезной вехой в карьере Еременко стала роль Жюльена Сореля в экранизации известного романа Стендаля «Красное и черное». Съемки картины начались в 1969 году и продолжались до 1976 года. Первоначально Николай соответствовал образу худощавого и высокого героя (он был ростом 185 см), но через пару лет крепчал, и поэтому режиссер решил, что персонаж должен быть атлетически сложен. Как и в «У озера», Герасимов пригласил на работу своих учениц — Бондарчук и Белохвостикову, благодаря чему они также получили признание после выхода картины.
Затем Еременко сыграл в музыкальном фильме Леонида Квинихидзе «31 июня» (1979), где он исполнил роль художника Сэма Пэнти, который влюбился в принцессу времен короля Артура Мелисенту (в исполнении Натальи Трубниковой). Эта романтическая история нашла отклик у зрителей, однако в результате проблемы с прокатом, фильм пролежал на полке семь лет из-за отъезда главного исполнителя роли — танцовщика балета Александра Годунова. Запрет проката этой картины также стал одной из причин эмиграции композитора Александра Зацепина, уехавшего во Францию в начале 1980-х годов.
В 1979 году на экраны вышла лента «Пираты ХХ века», которая здорово повлияла на репутацию Еременко, сделав его суперзвездой советского телевидения. Этот первый боевик в СССР собирал аншлаги, количество зрителей превосходило 90 миллионов. Все трюки в фильме актер выполнял сам, без дублеров, что дало некоторые сцены рискованных для здоровья, но многие пользователи оценили самоотверженность артиста. Журнал «Советский экран» позже назвал его лучшим артистом года за эту роль.
После этого успеха было решено снять продолжение, однако как Николай, так и Талгат Нигматулин отказались от предложенных сценариев. Тем не менее, фильм «Тайна мадам Вонг» все же вышел, но без их участия и связи с «Пиратами». В 2000-х, в одном из своих интервью, Еременко признался, что очень сожалел о решении не участвовать во втором фильме. Он бы с радостью принял участие в «Пиратах XXI века», однако интерес к первой части уже угас, поэтому финансирование было отвергнуто.
Еще одной значимой работой в фильмографии Еременко стала роль Александра Меншикова в двух киноповестях «Юность Петра» (1980) и «В начале славных дел» (1981). Эти картины, созданные под руководством Сергея Герасимова, продемонстрировали историко-патриотическую тематику и заслужили специальный приз на 14-м Всесоюзном кинофестивале в Вильнюсе. Исполненный Дмитрием Золотухиным образ российского самодержца был признан лучшим актерским исполнением года по версии журнала «Советский экран» в 1981 году.
Брал советский кинематограф харизмой
Николай Еременко-младший, родившийся 14 февраля 1949 года в Витебске в семье актеров Николая Еременко и Галины Орловой, с самого раннего возраста осознавал, что его призвание — это актерство. После окончания школы, он, несмотря на родные края, решает покорять столицу и поступить в ВГИК. Это решение помогло ему преодолеть множество трудностей. Во время обучения в ВГИКе Николай оказывался в невыносимых условиях: ночевал на вокзале и долгое время находился без средств к существованию. Он понимал, что для начала успешной карьеры ему необходимо получить значительную роль, которая бы привлекла внимание.
Спасительным фильмом для него стал «Горячий снег». Николай был настолько настроен на получение роли, что даже угрожал своим конкурентам. И тот риск окупился — его карьера смогла стартовать.
На протяжении своей 32-летней карьеры он снялся в 48 фильмах. Среди них несколько самых запоминающихся ролей, которые принесли ему настоящую славу и любовь зрителей. Первой из таких работ стало «Красное и черное», история привлекала внимание многих женщин, окутав их трогательной романтикой. Затем, в «31 июня», Николай также сыграл молодого художника, влюбленного в свою принцессу.
Третья роль, которая скрепила преданность поклонниц, стала персонаж старшины Сергея в фильме «Пираты ХХ века». Эксцентричный и смелый супергерой стал образцом для подражания, игровых приемов качественно реализовывал сам актер, что положительно сказалось на его репутации в киноиндустрии.
В дальнейшем в карьере Николая не было таких поворотных ролей, но он оставался востребованным. Он продолжал получать предложения по съемкам, обеспечивая стабильные доходы, а также пользовался любовью как со стороны семьи, так и тысяч поклонников.
Прожил в браке почти 30 лет, но был неверным мужем
Будучи харизматичным и привлекательным мужчиной, Николай Еременко пользовался вниманием среди множества дам. После выхода «Красного и черного» ему начали приходить целые мешки писем от женщин с самыми смелыми предложениями и признаниями. Несмотря на это, он уже состоял в браке.
В 1974 году, спустя два года после окончания ВГИКа, актер вступил в брак со студенткой ВГИКа Верой Титовой. В 1976 году у них родилась дочь Ольга.
Поначалу Николай не проявлял должного внимания к дочери. Всю заботу о ребенке брала на себя жена, пока актер строил свою карьеру. Его поведение казалось равнодушным, и однажды, когда он вез Олю на санках, дочь упала. Николай этого не заметил, и какое-то время вез пустые санки. Только вмешательство случайного прохожего спасло малышку от потенциальной опасности.
Вера несла на себе тяжесть жизни с артистом. Как и многие актеры, Николай не мог отказать себе во внимании со стороны женщин и иногда заводил флирты и более серьезные отношения. Чтобы оправдать свои действия, он ссылался на то, что родился в день Святого Валентина, полагая, будто Купидон так или иначе влияет на его судьбу.
«Моя работа по своей сути грешна. Женщины неизбежно будут меня притягивать, я обречен на любовь к ним. Моя жена тяжело переносила это, но, к счастью, она была сильной, здравомыслящей личностью. Я выбрал ее именно потому, что не мог бы жить с актрисой, которые меня на работе уже утомили», — говорил Николай.
Женщины буквально сходили с ума от этого красавца. Они присылали ему локоны волос в конвертах и врывались в квартиру. Но среди всех поклонниц выделялась одна — Татьяна Масленникова, с которой Еременко-младший встречался целых 20 лет и жил на две семьи. У Татьяны родилась внебрачная дочь Таня, о которой актер старательно скрывал. Моя мать узнала о внучке только после смерти Николая.
Кроме того, Татьяна утверждала, что Вера была в курсе их отношений и даже смирилась с этим, так как обе они не желали потерять такого мужчину.
Кажется, Еременко-младший причинял боль сразу всем женщинам в своей жизни:
«Я смотрела на Веру как на великую мученицу. Оле также не нравилось, что папу донимают красивые женщины. Николай мог быть выдающимся сыном, но как муж оказался никудышным», — говорила его мать.
Почему сразу не вызвали Скорую?
Инцидент вокруг того, что никто из находящихся в квартире не вызвал медицинскую помощь, вызывает вопросы. Возможно, актеры не восприняли недомогание Николая всего лишь как простую слабость. Однако так и остается неясным, почему никто не сделал этого позже, ведь набрать 03 было бы намного быстрее, чем искать знакомых врачей. Многие обвиняют Людмилу, супругу Николая, в его смерти. Но свидетели утверждают, что сам актер настаивал на том, чтобы не вызывать скорую помощь.
Врач, который наблюдал за состоянием Николая в последние годы его жизни, заявил, что артист не страдал алкоголизмом. Хотя в тот неудачный день он и выпил, медик считал, что это не было аномальным для здорового человека, который иногда позволяет себе алкоголь. Более того, Николай внимательно следил за своим здоровьем, старательно соблюдая режим питания и принимая витамины, поэтому вряд ли бы он намеренно навредил себе.
С другой стороны, медики из Боткинской больницы сообщили, что смерть Николая сопровождалась большим количеством нестыковок, однако комментировать это они отказались.
Пираты ХХ века
Сам Николай долгое время не понимал, почему его персонаж из «Пиратов», который просто дрался, бегал и прыгал, стал гораздо популярнее, чем, к примеру, драматический образ Жюльена Сореля в «Красном и черном». По завершении съемок в «Пиратах» он стал любимцем нации, так как это был первый советский супергерой.
Актер получал множество писем не только от поклонниц, но и от детей, которые просили его прислать инструкции по каратэ. Тем не менее, критики отмечали, что фильм было трудно воспринимать всерьез, считая его всего лишь подражанием западным образцам. Также требовательные кинокритики не одобрили столь легкомысленную роль после серьезных и классических работ актера.
Роман с неприступной девушкой
Николай прекрасно понимал, что его привлекательная внешность – это его главный актив. Он тратил много времени на занятия спортом, чтобы оставаться подтянутым и накачанным, что было важно, особенно когда приходилось обнажаться на экране. Неудивительно, что такая яркая внешность и популярность привлекали к нему женщин.
Стоит отметить, что еще во время учебы в ВГИКе актер женился на Вере Титовой, которая, будучи студенткой исторического факультета, была единственной девушкой, не обращающей внимания на уверенного в себе юношу. Для Николая это стало делом чести добиться ее расположения, что ему удалось лишь с трудом. Пара поженилась, и Вера подарила ему дочь Олю, что принесло ему счастье.
Несмотря на то, что Ерёменко-Pro прожил с женой четверть века, из которых двадцать лет у него была вторая семья, слухи о его интрижках с певицей Ириной Грибулиной также были распространены. Они гастролировали вместе, но сама Ирина всегда говорила, что не собиралась разрушать семью Николая и уважала Веру.
Похороны
Рисунок 1. Могила отца и сына Ерёменко на Восточном кладбище в Минске
Прощание с Николаем Николаевичем состоялось в Минске 30 мая 2001 года. На протяжении всей церемонии прощания его гроб не покидали три самые близкие женщины в его жизни:
- мама – Галина Николаевна;
- бывшая жена – Вера Титова;
- гражданская жена – Людмила, с которой он так и не успел оформить брак.
На похоронах присутствовали не только близкие и коллеги актёра, но и руководители двух дружеских государств — России и Беларуси.
Николай был похоронен на Восточном кладбище Минска рядом с могилой отца, Николая Ерёменко-старшего, согласно его завещанию.
Краткая биография
Николай Николаевич Ерёменко родился 14 февраля 1949 года в Витебске, на территории Белорусской ССР. Следуя по стопам своего знаменитого отца, он смог достичь высоких позиций в актерской карьере, тем самым став пионером нового жанра в отечественном кинематографе.
Детство
Рисунок 2. Два любимых Коли Галины Николаевны Ерёменко
Коля родился в творческой семейной традиции, где его родители были признанными актерами. Отец, Николай, который пережил немецкие концентрационные лагеря во время войны, отличался строгостью в своем воспитании. Поэтому мальчику было легче находить радость только тогда, когда отец уезжал на гастроли. Мать, Галина Александровна, также была актрисой и заслуженной артисткой БССР.
Коля быстро получил прозвище «артист», что связывалось с его фамилией и постоянным нахождением в театре. Во время учебы в школе он не выделялся из общей массы, однако знал, что когда вырастет, пойдет по стопам родителей, поэтому уделял больше времени изучению гуманитарных предметов.
Студенческие годы, начало творческого пути
Попробовав поступить в ВГИК сразу после окончания школы, Николай не смог этого сделать из-за того, что опоздал на вступительные экзамены. Однако в следующем 1967 году, благодаря отцу, он был зачислен в группу, на которой преподавали знаменитые С. А. Герасимов и Т. Ф. Макарова.
После окончания ВГИКа Николай Ерёменко-младший попал в Театр-студию киноактёра. После 5 лет работы и исполнения нескольких мелких ролей, он осознал, что сцена не для него, и решил полностью реализовать себя в кино.
Кино
Рисунок 3. Пираты 20 века
В молодом возрасте Николай уже имел прикосновение к киноизображению. Еще во время учебы по приглашению Герасимова он снялся в фильме «У озера» и нескольких других картинах в ролях второго плана. Хотя эти роли были незначительными, за годы работы Николай набирался опыта среди более именитых коллег:
- Н. Мордюковой;
- В. Дворжецкого;
- Г. Жженова.
Первая знаковая работа Николая состоялась в 1973 году, когда он сыграл роль главного героя филолога Коли Трубачевского в фильме «Исполнение желаний».
Общенациональная слава пришла к нему в возрасте 30 лет, когда на экраны вышли «Пираты XX века», которые вскоре назвали первым советским боевиком. Благодаря хорошей физической подготовке, Николай сам исполнял все трюки, не прибегая к помощи дублеров. По версии «Советского экрана» он был назван лучшим артистом года.
Но за год до этого он также снялся в культовом фильме-мюзикле «31 июня», музыку для которого написал Зацепин. Этот проект появился как нестандартное сочетание фантастики, балета, музыкальных номеров, главной линией которого стала любовь. Однако фильм был отложен, и настоящий успех пришел к нему только спустя множество лет.
В 1995 году Николай Ерёменко пробует себя на режиссерском поприще в фильме, где вместе с отцом исполняет главные роли. Несмотря на теплый прием на фестивале в Северной Корее, картина не вызвала особого интереса в России.
Последней работой, представленное зрителю после смерти актера в 2002 году, стала роль отца Космоса в телесериале «Бригада».