Биография Яёи Кусамы — самой влиятельной художницы современности
В этом году японская художница Яёи Кусама отмечает своё 94-летие. В её творческом арсенале находятся картины, коллажи, скульптуры, перформансы и художественные инсталляции, которые объединяет повсеместное использование точек, зеркал и тыкв. Эта уникальная стилистика и визуальный язык делают её работы узнаваемыми и запоминающимися.
На аукционе Кристи в 2008 году одна из её работ была продана за рекордную сумму — 5,1 миллиона долларов, что стало наибольшей ценой, когда-либо достигнутой для произведений ныне живущих женщин-художниц. В 2014 году согласно статистике посещаемости музеев Яёи Кусама была названа самой популярной художницей в мире.
Я полна решимости создать мир Кусамы, который никто никогда не делал и не видел. Яёи Кусама
Детство: галлюцинации и начало творческого пути
Яёи Кусама появилась на свет 22 марта 1929 года в городе Мацумото, Япония. С раннего возраста, начиная примерно с десяти лет, она страдала от галлюцинаций и навязчивых мыслей. Эти видения проявлялись в виде ярких вспышек света, пестрых полей цветов, точек и тыкв, которые будто бы шептали ей. По рекомендации психиатра, чтобы справиться с этими состояниями, она начала рисовать. Яёи начала покрывать различные поверхности повторяющимися точками, которые она сама назвала сетями бесконечности. Этот специфический узор впоследствии стал её символом и основным стилевым приемом.
От самозванки до представителя страны
На Венецианской биеннале 1966 года Кусама явилась без приглашения и самостоятельно устроила инсталляцию, рассыпав 1500 зеркальных шаров возле итальянского павильона. Посетители, находясь среди этих объектов, могли увидеть бесконечное количество собственных отражений. Эта инсталляция носила название «Сад нарцисса». В то время как рядом с инсталляцией располагалась табличка с надписью «Ваш нарциссизм на продажу — 3500 за штуку», Кусама активно продавала свои зеркальные шары зрителям. Идея была настолько привлекательной, что зрители охотно покупали свои отражения, пока обеспокоенные организаторы не потребовали от неё прекратить представление.
Прошло 27 лет, и в 1993 году Яёи Кусама уже официально представляла Японию на Венецианской биеннале с персональной выставкой, которая имела беспрецедентное значение для японского искусства, так как это был единственный случай, когда такая честь была оказана одному художнику. Она представила на выставке свои знаменитые желтые тыквенные скульптуры в черный горошек, размещенные в зеркальном пространстве, что создавало эффект бесконечности.
Явление в арт-мире
Яёи Кусаму можно рассматривать с различных сторон. Это история решительной и невероятно продуктивной художницы, которая смогла пробиться в мужском мире искусства, когда работы женщин не выставлялись. Однако она стала успешным автором, несмотря на все преграды.
Также можно осветить её историю как человека, страдающего душевными расстройствами — обсессивно-компульсивным неврозом и галлюцинациями. Она не сломалась под тяжестью своей болезни, превратив её в источник вдохновения и вёрстки собственного стиля. Таким образом, болезнь Кусамы, её жизнь и её творчество — всё это неразрывно связано, и отделить одно от другого невозможно.
В основе моего творчества лежит трансформация моих психологических проблем в произведения искусства. Это является результатом моих наваждений. Такая философия — основная тема в моём искусстве.
Яёи выросла в консервативной семье. Удивительно, но именно в этом окружении формировались идеи, которые стали революционными даже для прогрессивной Америки 60-х годов. Психические отклонения отличают человека от других, и художник с изменённой психикой не сможет вписаться в существующую систему, а скорее отвергнет традиции и создаст свой собственный уникальный мир. Именно это и сделала Кусама.
Тем не менее её творчество нельзя отнести к аутсайдер-арту или арт-брюту — направлениям, которые объединяют работы душевнобольных и примитивистов. Кусама не только была активно вовлечена в мировой арт-контекст, но и многие годы сама создаёт этот контекст. Поэтому её история может быть простая о гениальном художнике-новаторе, чей вклад в современное искусство огромен.
Тем не менее, всё это — о выдающейся женщине, которая продолжает сомневаться в том, что является великим творцом. Сейчас, ощущая, что находится на закате своей жизни, Кусама старается работать ещё больше и лучше, стремясь создать что-то ещё более впечатляющее. Это выделяет её среди других художников, которые в конце карьеры чаще всего продолжают дублировать свои старые работы.
Успех в искусстве 1960-х
1960-е годы, окутанные популярностью психоделического опыта, уже принесли Кусаме известность в арт-сообществе. Художник минималист Дональд Джадд писал о ней в своих статьях. В это время она общалась с ключевыми фигурами эпохи, такими как Энди Уорхол и Джорджия О’Кифф. В 1966 году она снова участвовала в Венецианской биеннале, разложив около одного из павильонов 1500 зеркальных шаров в инсталляции «Сад нарцисса», предлагая их на продажу зрителям, пока её не попросили покинуть мероприятие. Такие действия увеличивали интерес к её работе.
Политическое активизм 1960-х
Кусама активно участвовала в политической жизни 1960-х. Она написала открытое письмо президенту Никсону, предложив интимную встречу, чтобы отвлечь его от войны во Вьетнаме, что вызвало большой резонанс в СМИ. В то время она и её друзья организовали протест на Бруклинском мосту в Нью-Йорке, полностью раздевшись и изобразив на своих телах красные горохи, которые символизировали пули и раны.
Одна из ранних работ художницы. Кадр из фильма «Кусама: Бесконечные миры».
Она была принята в художественную школу, при этом ей было разрешено заниматься только рисованием, тогда как изучение этикета было обязательным условием. Тем не менее, Яёи частенько пропускала занятия по этикету, сосредотачиваясь на своих художественных уроках. Обучение в этой школе длилось всего два года, и это было её единственное формальное образование в области искусства.
Кусамы не устраивала традиционная японская живопись, поэтому она стала экспериментировать с абстракцией. В результате у неё начал формироваться собственный стиль, где пространство заполнялось множеством точек и нереалистичными образами.
После войны Япония 1940–1950-х годов была крайне консервативной в отношении современного искусства, что стало причиной того, что её первая выставка собрала нуль зрителей. Это разочарование подтолкнуло её к решению сжечь около 2000 своих работ, поклявшись, что она создаст что-то лучшее.
Революция в живописи и искусстве
Вдохновение и восхищение её работами пришло к Кусаме после знакомства с известной американской художницей Джорджией О’Кифф. Она решила обратиться к ней за советом, написав письмо и приложив к нему несколько своих акварелей. О’Кифф ответила ей и посоветовала поехать в США, что стало поворотным моментом в жизни Яёй.
Учитывая запрет на валютные переводы, Кусама приняла решение зашить долларовые банкноты в своё кимоно и отправилась в Нью-Йорк. Деньги ей дали родители, которые сказали, чтобы она не возвращалась назад. Вспоминая тот период своего переезда, Кусама, смахивая слезу, говорила: «Я была так бедна тогда».
В 2017 году работа Кусамы «Lake Michigan» была продана за 5,3 миллиона долларов, что подтвердило её статус в мире искусства.
Тем не менее, прогрессивный Нью-Йорк не спешил принимать Яёй, так как в тот период женщинам было трудно получить возможность провести персональные выставки; они могли лишь участвовать в групповых. Кусаме удалось заявить о себе только благодаря знакомому, который открыл собственную галерею и предоставил ей возможность показать свои работы.
Известный арт-критик Дональд Джадд увидел её картины на выставке и оценил, отметив её как неординарного художника. Её «сети бесконечности» и полотна, заполненные бесконечными точками, предвосхитили минимализм как стиль, стирая границы между психологическим восприятием и физическим пространством живописи.
Те, кто имел возможность видеть её картины, описывали их как гипнотические. Несмотря на то, что зачастую было непонятно, о чём идёт речь, оторваться от них было невозможно. Художник Фрэнк Стэлла, однажды увидев её рисунок, задумался о покупке, но цена ($75) показалась ему слишком высокой. Тем не менее, мысль о картине не покидала его ни на мгновение, и в конце концов он решил приобрести её в рассрочку, выплачивая по 25 долларов в неделю.
Работа, выставленная в 2019 году в High Museum of Art, Атланта, США.
Как японка, которая большую часть жизни провела в сумасшедшем доме, стала гением инсталляций: Яёи Кусама
Подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту одну самую читаемую статью каждый день. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Творчество Яёи Кусамы выделяется за счет использования повторяющихся узоров и психоделических изображений. Идеи, которые она развивает, касаются важных тем, таких как феминизм, психология, отношения, навязчивые идеи, саморазрушение и глубокий самоанализ. Её картины начали создаваться ещё в детстве и изначально служили способом убежать от реальности и выразить необычные видения, которые приходили к ней во сне. Эти видения неизменно содержали повторяющиеся узоры в горошек, которые стали визитной карточкой её работ.
Жизнь японской художницы Яёи Кусамы
Японская художница Яёи Кусама родилась в 1929 году в Мацумото, Япония, в семье, состоящей из четырех детей. Она оказалась младшей дочерью в семье, что добавляло сложности в её детство. Родители Яёи не были счастливы в браке. Их союз был оформлен по расчету, так что её отец, который принял фамилию жены по требованию семьи богатой наследницы, на протяжении всей своей жизни чувствовал унижение из-за этого факта. Его попытки компенсировать свои комплексные переживания бесчисленными изменами лишь усугубляли ситуацию и добавляли новой боли в семью. Это отражалось на отношениях с матерью Яёи, которая своей злостью на неверного мужа срывалась на младшей дочери.
Её мать выражала свою агрессию как эмоционально, так и физически, заставляя Яёй подслушивать разговоры отца с его любовницами. Эти угнетения и давления со стороны родителя оставили у художницы глубокие травмы, сформировав отвращение к близости и мужскому телу.
Когда Яёи было 10 лет, у неё начались сильные галлюцинации — она считала, что растения разговаривают с ней. Эти видения стали основой для её творчества. Она начала создавать диковинные образы, которые возникали в ее воспалённом воображении. Искусство стало для Яёи важным способом избавиться от страданий и найти утешение.
В тринадцать лет Кусаму отправили на рабочую фабрику, шившую парашюты для Японии во времена Второй мировой войны. Эту сумрачную юность она провела на заводе под звуки сирен воздушной тревоги. Этот опыт также оставил свой след в её душевном состоянии и вдохновил на создание нескольких антивоенных работ. Знания, полученные на фабрике, позже помогли ей создавать мягкие скульптуры.
Вся жизнь Яёи Кусамы является трогательным примером силы и исцеляющей способности искусства. Исследуя свою неуверенность и безумие, она не только выжила, но и смогла стать популярной художницей, получая все более широкий резонанс в арт-мире. На сегодняшний день Яёи Кусама считается одной из самых самобытных и признанных современных художниц, произведения которой могут достигать огромных капиталов.