Ее звали Ра. Звезда немого кино, мать Майи Плисецкой: история славы и трагедии

«`html

Биография

Рахиль Мессерер родилась в семье Михаила Борисовича Мессерера, высокообразованного человека, который был знаком с восемью языками. Он покинул город Вильно (сейчас Вильнюс) и, переехав в Харьков, получил диплом врача-стоматолога, после чего смог выехать из черты оседлости в Москву. В семье Рахиль было множество братьев и сестер: Моисей, Пнина, Азарий, Маттаний, Асаф, Эммануил, Аминадав и Элишева. Мать Рахиль ушла из жизни в 1929 году. После достижения Михаилом Борисовичем семидесятилетнего возраста, он вступил в новый брак, в котором у него родилась дочь Эрелла.

Рахиль Мессерер была воспитанницей ВГИКа, где начала свою актерскую карьеру еще во время учебы. Для участия в съемках ее официально направили в командировку в Узбекистан.

Рахиль Мессерер в фильме Прокаженная

Рахиль привлекала внимание своей неповторимой внешностью: ее большие глаза, темные, гладкие волосы и стройная фигура создавали впечатление изысканности. Она стала популярной благодаря ролям в фильмах «120 тысяч в год…», «Вторая жена», «Прокаженная» и «Долина слез». Актрисе часто доверяли роли, связанные с образами юных девушек из Средней Азии.

В драме «Вторая жена», снятой режиссером Михаилом Дорониным, Рахиль Мессерер исполнила одну из главных ролей и активно сотрудничала с киностудиями Звезда Востока и Бухкино. Ее фотографии трижды появлялись на титульных страницах журнала «Советский экран».

В 1924 году Рахиль выступила в фильме «Долина слез». Будучи беременной, она рассматривала возможность отказаться от съемок, однако режиссер принял решение перенести график съемок, чтобы уверенно работать именно с ней в этой роли.

С 1928 года Рахиль начала сниматься одновременно в двух фильмах: в Узбекистане на площадке «Прокаженная», а в Украине — в фильме «Дочь раввина». Для того чтобы успевать везде, актрисе пришлось частенько ездить из Ташкента в Киев. В этот период Рахиль активно давала интервью. Ей задавали вопрос о том, почему она предпочитает играть трагические роли. На это она отвечала, что жизнь человека никогда не бывает только хорошей или только плохой, и если в ее жизни все хорошо, то она решила воплощать на экране выразительные трагедии. В 1929 году она исполнит роль контролера Людочки в комедии «120 тысяч в год». Перед съемками ей пришлось изменить имидж, став шатенкой с короткой стрижкой. В качестве напарницы в этом фильме выступила Вера Марецкая. Фильм не оказался успешным, и актрису начали реже приглашать на съемки.

В 1931 году, после рождения второго ребенка, мужа Рахиль направили консулом советской угольной концессии на Шпицберген, и семья отправилась с ним.

К середине 1930-х годов популярность Рахиль и ее близких достигла значительных высот. Так, 15 января 1936 года в Москве состоялся творческий вечер семьи Мессерер, на который пришло огромное количество зрителей.

Супругом Рахили стал Михаил Плисецкий — советский консул на Шпицбергене, а также начальник угольных шахт «Арктикуголь». Его арестовали 30 апреля 1937 года за несколько месяцев до рождения их третьего ребенка. Весной 1938 года была арестована и Рахиль Мессерер-Плисецкая. Старшую дочь, будущую знаменитую балерину Майю Плисецкую, забрала на воспитание ее сестра Суламифь Мессерер, а среднего ребенка взял к себе брат Асаф. Позже выяснилось, что мужа Рахили расстреляли по ложному обвинению в шпионаже и вредительстве, это произошло в начале 1938 года. От Рахиль требовали отказаться от мужа и подписать определенные документы против него, но актрису не убедили в виновности Михаила, и она отказалась, полагая, что такое предательство могло ему навредить.

Примечания

  1. ↑ 1,01,11,21,31,41,51,61,7Как жила в ссылке в Чимкенте репрессированная мать Майи Плисецкой(неопр.) .
  2. ↑ 2,02,1Мессерер С., 2005, с. 19.
  3. ↑Мессерер С., 2005, с. 8.
  4. ↑Мессерер С., 2005, с. 9.
  5. ↑Мессерер С., 2005, с. 11.
  6. ↑Мессерер С., 2005, с. 12.
  7. ↑ 7,07,17,27,37,47,57,67,77,8Звезда со стороны. Рахиль Мессерер(неопр.) .
  8. ↑Мессерер С., 2005, с. 20.
  9. ↑КИНЕМАТОГРАФ УЗБЕКИСТАНА 1920-Х ГОДОВ: ЗАРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ(неопр.) .
  10. ↑Мессерер С., 2005, с. 28.
  11. ↑Мессерер С., 2005, с. 115.
  12. ↑Мессерер С., 2005, с. 112.
  13. ↑Мессерер С., 2005, с. 51.
  • Мессерер С. Суламифь. Фрагменты воспоминаний. — Спорт, 2005. — ISBN 5-94299-066-2.
Это интересно:  Жизнь в Мексике, тайный муж и необычное имя сына. С кем были романы у 33-летней Софьи Каштановой и что известно о ее супруге

Данная статья имеет статус готовой. Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!

Мама на большом экране

Маленькая Майя впервые увидела мать на экране, когда ей было всего шесть лет. Это событие произошло в 1931 году, а фильм носил название «Прокаженная». Сначала Майя спокойно сидела рядом с мамой в темном кинозале, понимая, что это всего лишь игра, и мама на экране является узбекской девушкой, у которой длинные косички, одета она в экзотический наряд. На тот момент ничего не предвещало беды, даже если ее выдали замуж за нежелательного пожилого человека. Вскоре появляется красивый русский офицер, который влюбляется в ее очаровательную маму. Однако вскоре происходящее стало казаться не сказкой, а настоящей трагедией: плачущая мама идет по запыленной дороге, и когда ее догоняют полицейские на лошадях, они начинают избивать ее плетками. В страхе, схватив маму за руку, Майя разрыдалась на весь зал, восклицая: «Они тебя убьют!» Таким образом, состоялась ее первая встреча с искусством.

Рахиль Мессерер появилась на свет в 1902 году в Вильне (который позже изменил свое название на Вильнюс). Став актрисой, она укоротила свое имя до первых двух букв — «Ра». Это звучание придавало загадочность, поскольку «Ра» — имя древнеегипетского бога солнца. Стоит отметить, что зубной врач Мендель Беркович Мессерер, будучи отцом десятерых детей, всегда называл их библейскими именами. Трое из его детей, в частности, Рахиль, ее брат Асаф и сестра Суламифь, впоследствии стали известными.

Актриса Рахиль Мессерер на съемках. 1920-е годы

Узбечки не хотели становиться актрисами

Рахиль с раннего возраста мечтала стать актрисой, поступила во ВГИК и успешно окончила его. Однако вскоре она оказалась в Узбекистане, где ей было поручено создать новую местную киноиндустрию по идеям коммунизма. Это было ответственное и серьезное задание, напоминая о том, что Ленин считал кино важнейшим искусством. Узбекистан — это место с особенностями культуры, в отличие от московской жизни, здесь мы действуем по законам шариата. Женщинам было запрещено выходить на улицу без паранджи, что означало, что их не воспринимали как равных с мужчинами. Говорить о том, чтобы выступать на сцене или в кино, было прискорбно — это считалось большим грехом.

Известны случаи, когда женщины, решившиеся стать актрисами, подвергались жестоким наказаниям вплоть до смерти — их забивали камнями в соответствии с местным правом. Рахиль, как представительница культурной партии, должна была обучать узбекских женщин основам актерского мастерства. Однако многие из них были напуганы и отказывались участвовать. Тогда Рахиль решила сама взять на себя роль узбечки: она была темнокожей с черными глазами, лишь необходимо было лишь подкорректировать форму глаз с помощью черного карандаша и одеться в национальные одежки.

Карьерный взлет

Дебютный фильм «Вторая жена» начали снимать в 1925 году, однако вскоре выяснилось, что Рахиль ждёт ребенка. Режиссер решил отложить съемки и подождать, когда она вернется. Рахиль уехала в Москву, где родила дочерей, затем вернулась в Ташкент для продолжения своих ролей. В сюжете ленты рассказывается о красавице по имени Адолят, которую играет Рахиль, которая становится второй женой богатого купца. Девушка терпит унижения от старшей жены, свекрови и побои со стороны своего супруга. После рождения ребенка она решает вернуться к родным родителям, что по шариату обрекает её на позор. В конце истории отец отдает Адолят мужу, и, унося ребенка на руках, она сталкивается с любящим супругом. Однако он причиняет ей страдания. В финале ее мучают, тая в огне при пожаре.

Это интересно:  Молчание об СВО и скандал с женой: куда пропал Михаил Полицеймако

Фильм обострял социальные проблемы местного общества, что подтолкнуло зрителей к размышлениям о собственных традициях и их катастрофических последствиях. Этот фильм стал важным шагом для Рахили, она мгновенно завоевала популярность, ведь русские зрители сопереживали ей. Письма с поддержкой приходили как к актрисе, так и к изображаемой трагической героине. Однако в Ташкенте не обошлось без неприятностей: однажды ее избил незнакомец за то, что она вышла на улицу с открытым лицом. Тогда Рахиль решила надевать паранджу. В ее сны часто приходили предельно мрачные образы: она теряла ребенка, находясь под угрозой шантажа. Михаил, ее супруг, как талантливый организатор, открыл частную киностудию «Звезда Востока», что способствовало выходу значительных картин на актуальные темы. Образовалась карьера Рахиль как актрисы, и среди таких фильмов значилась «Прокаженная», которую она впоследствии увидит вместе с Майей в Москве.

Adolyat film Vtoraya zhena Ra Messerer 1927

Рахиль Мессерер в роли Адолят, в фильме «Вторая жена», 1927 год

Жизнь в Ташкенте была быстрой и полной событий, но в то же время небезопасной, поскольку басмачи часто устраивали налеты. После нескольких картин, только некоторые из которых сохранились, семья Плисецких вернулась в Москву в 1929 году.

На краю земли

В Москве на основе расформированного акционерного общества «Межрабпом-Русь» создается советско-германская киноорганизация «Межрабпомфильм», позднее ставшая киностудией имени М. Горького. Рахиль пригласили сыграть одну из заметных ролей, Людочки, в комедии «Сто двадцать тысяч в год». Она играла подругу главной героини, изобретательницы, которая находит недочет в работе машины, вызывающей убытки текстильного завода. Взаимодействуя с В. Марецкой, Рахиль осознала, что на фоне ее популярности в Ташкенте появились новые звезды и авторы. Она столкнулась с возможностью сыграть второстепенные роли, что ее сильно беспокоило, поняв, что кино находится на пороге изменения. Время немого кино, при котором образы передавались гримасами, подходит к концу. Множество актеров не смогут адаптироваться к переменам и навсегда останутся в эпохе немого кино.

Этот переломный момент в киносоветский период совпал с назначением Михаила Плисецкого на должность главного руководителя треста «Арктикуголь» на Шпицбергене. Это было идеальное время для скрытия от репрессий, бушующих в Советском Союзе. По воспоминаниям Майи, в 1932 году их путешествие в столицу Норвегии Осло происходило поездом через территорию Германии. За год до этого в семье появился ее брат Александр. Подъезжая к перрону в Берлине, маленький брат испугался, увидев людей с партийными символами на рукавах, и расплакался. В Осло они увидели магазины с нарядами, расшитыми золотой нитью; для них, приехавших из серой России, это казалось настоящим чудом. На протяжении долгого времени Рахиль коллегировала с организацией жен шахтеров, которые шили одеяла из импровизированных материалов. Впоследствии она получила должность телефонистки, а свободное время проводила, чтобы обеспечивать культурные мероприятия. Самодеятельные концерты, организованные ею, пользовались популярностью. Когда Майе было восемь лет, она сыграла свою первую роль в Дворце культуры угольщиков — она исполнила образ Русалочки из оперы Даргомыжского. Папа был поражен её одаренностью и решил, что в будущем отправит её в московское хореографическое училище.

Sto dvadczat tysyach v god

Страшные годы

В 1936 году семья Плисецких вернулась в Москву. Майя начала брать уроки по балету — к этому времени ее тетя Суламифь уже была примой-балериной и с гордостью наблюдала за успехами своей племянницы. Отец Майи, Михаил Плисецкий, занимал важную должность, и семья пользовалась благосостоянием — у них была хорошая квартира в центре столицы, и Михаил часто ездил на работу на автомобиле с шофером. Жизнь казалась радостной и безоблачной, но плавно приближался день 1 мая, когда Михаил получил приглашение занять боковое место на трибуне — такая честь уделялась только самым близким к Сталину людям.

Это интересно:  Елена Полякова

Неожиданно настал Гром. Ночью 1 мая Михаила арестовали, обвинив в укрывательстве врагов народа: он помог устроиться на работу на Шпицбергене тем, кто подвергался преследованию как последователи Зиновьева, врага Сталина. Это оказалось правдой, но все остальные детали были вымыслами: ему инкриминировали заговор против вождя и подготовку покушения на его жизнь.

Находясь в тюрьме, Рахиль родила сына. Но вскоре пришла очередь ее ареста. В камере вместе с ней оказались и другие мамы, которые кормили своих детей, находившихся под следствием. Женщинам разрешали брать с собой младенцев для допросов, создавая давление на них.

Не предала мужа и отсидела 8 лет

Перед Рахиль стоял страшный выбор: либо она подписывает все обвинения против своего мужа, либо должна была отправиться в лагерь с детьми, а они попадут в детский дом. Она не захотела предать мужа, потому что верила, что их детей возьмут к себе родные. Она приняла решение, что готова на все ради этого, даже если это будет лагерь. Так Майя оказалась в семье тети Суламифь, а маленький Александр был усыновлен дядей Асафом. А Рахиль вместе с новорожденным ребенком попала в Акмолинский лагерь жен изменников Родины (АЛЖИР). В этом лагере ей пришлось провести долгих восемь лет.

Чудом ей удалось отправить записку сестре, и Суламифь, на тот момент уже награжденная орденом, без усталости обивала пороги высокопрофильных кабинетов, умоляя освободить Рахиль. Она неустанно добивалась, ездя на встречи к Рахиль за несколько тысяч километров и продолжая подавать прошения до тех пор, пока наконец не добилась того, что Рахиль переведут на поселение в Чимкент. Там условия оказались немного легче, поэтому она сумела выжить в отличие от многих женщин, которые остались в лагере. В конечном итоге, когда Рахиль вернулась в Москву, ей было уже 39 лет, и ей пришлось изменить свою профессию, так как ей запретили сниматься в кино.

Мама Ра: звезда немого кино Рахиль Мессерер, мать Майи Плисецкой

Поддержка и опора для дочери

Когда началась война, измученная женщина с детьми эвакуировалась в Свердловск, но её душа стремилась в Куйбышев, где работала эвакуированная труппа Большого театра, под руководством Асафа Мессерера. Она знала, что это даст Майе, одаренной балерине, возможность продолжать танцевать, потому что балет стал бы ее жизнью, будущим и профессией. Спустя время они вернулись в Москву, и уже в 1942 году 17-летняя Майя начала выступать в Большом театре. Путь к становлению великим балетом оказался трудным и тернистым.

Весь это время рядом с ней была мама. Рахиль сильно переживала все трудности, выпадавшие на долю ее детей. За Майей внимательно следили органы КГБ, а её не выпускали за границу, подозревая в шпионаже, — в то время как в Европе требовали, чтобы Плисецкая обязательна была в составе труппы Большого театра, ведь она представляла собой мировую звезду. Такое давление продолжалось шесть лет, и к концу этого срока отчаянно стремящаяся к свободе Майя была на грани самоубийства, которая ей была предотвращена только благодаря поддержке матери.

Отец Майи, Михаил Плисецкий, был реабилитирован лишь в 1957 году, и то посмертно. Родные узнали, что его расстреляли за два месяца до ареста Рахили. Благодаря своему отказу свидетельствовать против мужа, Рахиль спасла множество людей, которые фигурировали в деле Плисецкого.

Рахиль Мессерер, пройдя через суровые испытания, прожила 91 год. Она заботилась о своих детях, племянниках и внуках до самой своей старости. После утраты мужа она всю свою любовь вложила в своих близких.

По материалам: Ольга Моисеева, goodhouse.ru

«`

Оцените статью
wow-lab.ru
Добавить комментарий