Школа, водка и барабанная установка. Почему фильмы Динары Асановой могут заинтересовать современного зрителя
Динара Асанова, несмотря на то что её режиссерская карьера длилась всего десять лет, создала глубокую коллекцию подросткового социального кино, истории из которой в течение долгих десятилетий были известны лишь узкому кругу ценителей данного жанра. Статьи о её картинах, начиная с яркого произведения 1970-х годов — Не болит голова у дятла, и до проблемного фильма Милый, дорогой, любимый, единственный, позволяют понять, почему её работы остаются актуальными и по сей день. О этих причинax расскажет Владимир Веретенников.
Динара Кулдашевна Асанова родилась 24 октября 1942 года в городе Фрунзе (ныне Бишкек). Она не знала своего отца, так как тот погиб на фронте вскоре после её рождения. Мать Динары работала на текстильной фабрике, и она не представляла для дочери иного будущего, как ни странно это звучит. Однако с ранних лет Асанова, во многом под влиянием бабушки, проявила себя как яркая личность: она была общительной, стремящейся к знаниям, проявляла эмпатию и стала естественным лидером среди своих сверстников. Дети охотно поддерживали идеи Динары: организовать общую библиотеку (где новую книгу давали только после пересказа старой), провести футбольный матч, играть в школу (где она неизменно выбирала роль учителя) и даже рисовать афиши для местного кинотеатра.
С течением времени кинематограф начал все больше притягивать Динару, что вызвало недовольство её матери, желавшей, чтобы дочь после школы устроилась на текстильную фабрику. Однако Динаре повезло, так как, начиная свою карьеру, она обнаружила, что в её родной стране существует киноиндустрия, и не нужно было уезжать за границу для изучения профессии. Будущая киностудия Киргизфильм (ныне Кыргызфильм) была основана в Бишкеке 17 ноября 1941 года и изначально специализировалась на производстве кинохроники. Важно отметить, что в первые послевоенные годы студия временно приостановила свою деятельность, но позже, возобновив её, сосредоточилась на создании художественных фильмов. Первым цветным художественным фильмом в Киргизии стал снятый в 1955 году (совместно с Мосфильмом) фильм Салтанат.
На начальном этапе в Киргизии выходило немного фильмов, но вскоре киностудия приобрела популярность и привлекла внимание зрителей. Например, на Киргизфильме вышел ряд экранизаций произведений классика киргизской литературы Чингиза Айтматова. На этой студии в начале своей карьеры работали такие знаковые режиссеры, как Лариса Шепитько и Андрей Кончаловский, а впоследствии появились такие мастера, как Болотбек Шамшиев, Толомуш Океев и Альгимантас Видугирис, что создало сообщество, в которое органично вписалось творчество Динары Асановой.
Впервые оказавшись на Киргизфильме, Динара произнесла: «Возьмите меня кем угодно, хоть дворником!»
Однако против восемнадцатилетней Динары говорило полное отсутствие какого-либо опыта в кинематографе. Ее сильные стороны включали колоритную восточную внешность, открытость, острый ум, коммуникабельность и способность быстро усваивать новое.
Её приняли на работу, и это решение оказалось удачным: Асанова начала осваивать разные специальности в киноиндустрии самостоятельно. Сначала ей было поручено отвечать за реквизит, а затем она поднялась до ассистента режиссера и параллельно начала играть маленькие роли.
Динара попала в съемочную группу начинающего режиссера Ларисы Шепитько, которая в тот момент работала над фильмом Зной — одной из первых экранизаций произведений Айтматова. Эта картина, удостоенная теплых отзывов критиков и награды Всесоюзного кинофестиваля за режиссуру, позволила талантливой Шепитько громко заявить о себе. Впоследствии Динара участвовала в работе над художественным фильмом режиссера Алексея Очкина Девушка Тянь-Шаня (где она снялась в эпизодической роли) и документальными лентами ПСП и У каждого своя дорога (ассистировала режиссеру Альгимантасу Видугирису). В награду за свои усилия на Киргизфильме Асанову поощрили поездкой в Москву, где она посещала Всесоюзный государственный институт кинематографии. Увидев уровень образования в этом вузе, Динара поняла, что ей необходимо продолжить обучение и подала документы на факультет режиссуры.
Возвращение к подростковому кино
Никудышная (1980) — в этом фильме сценаристом выступил Приемыхов. Главная героиня Аня (здесь её сыграла начинающая звезда Ольга Машная) является типичным трудным подростком. Она не находит общего языка ни с членами своей семьи, ни с ровесниками. Причинами этому являются как её физический недостаток (она заикается), так и невнимание со стороны близких, погруженных в собственные проблемы. В свободное время Аня предпочитает проводить время в компании таких же заблудших подростков: яркий макияж, алкоголь, места отдыха, драки и приводы в милицию — всё это становится частью её жизни.
Когда мать Ани становится беременной, её отправляют в деревню к родственникам отчима. Однако и там она также сталкивается с конфронтацией с окружающими. Судьба сводит её с пожилым мельником Саввой (Михаил Глузский), который живёт на отшибе и имеет репутацию колдуна в селе. Эти два одиноких человека — постепенно, через конфликты и недопонимания — находят общий язык. Старый колдун начинает активно вмешиваться в судьбу девочки, что приводит к её нравственному преобразованию.
Фильм Что бы ты выбрал? (1981) — это менее известное произведение Динары Асановой, которое сегодня помнят лишь преданные знатоки её творчества. Он изображает один день из жизни четверых друзей-третьеклассников — Володи (сына Асановой, который сыграл в этой роли), Марины, Насти и Ярослава, которые живут в одном старом ленинградском доме. Эти дети учатся, шалят, обсуждают жизнь, строят отношения с родителями и учителями, а также задумываются о будущем.
Динара запечатлела на экране мир своего сына, существующего в рамках многоквартирного дома. Сюжет фильма строится на иногда сложных взаимосвязях между детским и взрослым мирами. Однако мы видим все происходящее сквозь призму детских глаз. Володя выстраивает и углубляет свои отношения с реальностью, постоянно ведя внутренний диалог с окружающим миром, и в конечном итоге приходит к выводу: среди взрослых тоже есть нормальные люди…
Пацаны — самое известное произведение Динары Асановой, которое в данном контексте не зря стало одним из лидеров советского кинопроката 1983 года. Создавая этот фильм, Асанова сотрудничала с проверенными коллегами — сценаристом Юрием Клепиковым и исполнителем главной роли Валерием Приемыховым. Фильм посвящён судьбе трудных подростков, у которых уже есть проблемы с законом. Они попадают в летний спортивно-трудовой лагерь, где начальник заведения Паша Антонов старается вывести своих подопечных на новый путь, даровать им надежду на будущее, отличное от тюремного заключения.
В большинстве ролей воспитанников лагеря Асанова использовала непрофессиональных актеров, которые, по сути, играли сами себя.
Фильм начинается с того, что Вадим берёт в свою машину девушку (Ольга Машная) с младенцем, за которой гонится некий мужчина. Сначала Вадиму кажется, что он спасает жертву домашнего насилия, однако позже выясняется, что ситуация совершенно иная. Суть сюжета заключается в глубоком непонимании между двумя поколениями. Персонажу Приемыхова уже за сорок, а героине Машной — ещё нет и двадцати. Эта возрастная разница подчеркивает абсолютно разные мировоззрения и взгляды на жизнь. Вадим, воспитанный на послевоенных ценностях, с удивлением и недоумением смотрит на эксцентричность Ани, которая готова ради любви пойти на любые безумства, в том числе и на преступление — кражу ребенка у чужой женщины…
Режиссура
После окончания ВГИКа Динара Асанова провела четыре года в поисках возможности режиссировать, прежде чем в 1973 году устроилась на киностудию Ленфильм. Этот шаг стал возможен благодаря Фрижете Гукасян, главному редактору Первого объединения киностудии, которая высоко оценила её фильм Рудольфио. Гукасян была особенно впечатлённой искренностью этого произведения и мастерством подбора актёров, включая Ю. Визбора в главной роли.
Первым крупным проектом Динары на Ленфильме стала полнометражная картина Не болит голова у дятла (1974), которая вызвала широкий резонанс как среди зрителей, так и критиков. Сценарий, написанный Юрием Клепиковым, привнёс новый подход к изображению подростковых проблем. Асанова отказалась от лёгкого пути, пригласив на главные роли подростков с непростыми судьбами, активно применяя элементы импровизации, что позволяло актёрам достоверно воплощать свои персонажи. В результате фильм выделялся естественностью и живостью исполнения.
Следующий проект Асановой, Ключ без права передачи, был основан на сценарии Г. Полонского. В этой ленте, как и в предыдущей, особое внимание уделялось глубокой проработке персонажей и их отношений. Асанова вновь доверила главные роли школьникам, активно ведя обсуждения сценария с молодыми актёрами и акцентируя внимание на их личных проблемах и взаимодействии с взрослыми. Фильм отличался искренностью и естественной игрой, что обеспечивало ему признание и успех как среди зрителей, так и критиков.
Однако далеко не все работы Асановой получили одобрение. Её фильм Беда был снят в условиях замены заболевшего режиссёра, и тематика картины, затрагивающая проблему алкоголизма, оказалась крайне сложной. В этом фильме вновь проявилась тенденция Асановой к изменению сценария в процессе работы, что привело к конфликту с сценаристом И. Меттером. Основным персонажем стал сын (его сыграл Алексей Петренко), игра которого затмила других героев. В своих дневниковых записях Асанова отмечала, что работа с Петренко стала для неё откровением. Сценарист и некоторые критики отмечали, что режиссёрская свобода Асановой иногда приводила к слишком свободной интерпретации материала, что не всегда оборачивалось успехом. Тем не менее, Динара Асанова продолжала защищать свою творческую позицию, утверждая, что в процессе создания фильма сценарий должен уступить место реальной жизни, разворачивающейся перед камерой.
Дискуссия между Асановой и Меттером на страницах Советского экрана превратилась в глубокий анализ роли режиссера и сценариста в процессе киносоздания, подчеркивая сложности, связанные с балансом между авторским видением и требованиями реалистичного отображения жизни. Несмотря на критическую реакцию, Асанова не отказывалась от своего подхода, рассматривая его как способ достижения большей правдивости и эмоциональной нагрузки на зрителя.
Новый фильм углубился в раскол в семейных связях, акцентируя внимание на женских судьбах, что было актуально для советского кинематографа того времени. Главная героиня Вера (Елена Соловей) покидает свою, казавшуюся стабильной, семью, временно оставляя сына с отцом, чтобы начать новую жизнь. Это решение становится шоком для её супруга Александра (дебютирующего Валерия Приёмыхова), который не может понять причины разрыва. Пересматривая прошлое, он начинает замечать происшествия, которые ранее игнорировал, но которые подрывали основы их семьи, и меняет своё отношение, надеясь на возвращение Веры. Тем не менее, она остаётся непоколебимой в своём решении.
Личная жизнь
Период запрета на режиссуру стал для Динары временем личных испытаний и профессиональных преград. В это время она встретила Николая Юдина, который оказался чутким к её идеям и чувствам. Брак с Николаем стал для Динары не только утешением в трудные времена, но и подтверждением того, что даже среди самых мрачных периодов жизни возникают светлые события.
Рождение сына Владимира, которого Динара ласково звала Анваром, стало для неё важным этапом в жизни. Мальчик стал не только источником радости и гордости для неё, но и её вдохновением. Динара активно вовлекала сына в свою творческую деятельность, что позволило ему с ранних лет познать мир кино.
Смерть Динары Асановой резко изменила жизнь молодого Анвара. Утрата матери в таком юном возрасте оставила неизгладимый след в его душе. Попытка отправиться в Киргизию и последующее лечение в психиатрической больнице не принесли ожидаемого облегчения. Его жизнь превратилась в цепь бродяжничества и неудач, а попытки наладить отношения с отцом не увенчались успехом.
Режиссура
После окончания ВГИКа Динара приняла решение переехать в Ленинград. Её первая самостоятельная кинокартина была снята в 1970 году — это была короткометражка Рудольфио, созданная по одноименной новелле Валентина Распутина.
Юрий Визбор сыграл главную роль в этом фильме, а сама картина превратилась в оригинальное раскрытие темы формирования личности в подростковом возрасте. Тем не менее, лента столкнулась с обвинениями в подражании неугодной властям Лолите, и молодого режиссера лишили права заниматься своим ремеслом на целых пять лет.
Творческая пауза Асановой завершилась с приходом нового руководства на киностудии Ленфильм. В 1974 году на экраны вышла её первая полнометражная картина — Не болит голова у дятла.
Режиссер тщательно подбирала исполнителей для главных ролей в молодежном фильме. Интересный факт: подросток Александр Жезляев, сыгравший главного героя, любящего джаз, оказался лишен музыкального слуха. Билет в мир кино получила и юная Елена Цыплакова.
После читки сценария с ребятами Динара приступила к съемкам практически без текста. На площадке активно импровизировались и обсуждались различные подходы к роли. Позднее Асанова сохранила дружеские отношения с юными артистами.
В 1976 году постановщица сняла свою самую известную картину — Ключ без права передачи. В данном фильме, продолжая тему молодежных проблем, Асанова вновь использовала метод импровизации. Лента была положительно оценена как зрителями, так и критиками, и получила премию Ленинского комсомола.
Следующим проектом стал менее известный фильм Беда, пессимистичный и мрачный, снятый по государственному заказу. Со свойственной Динаре внимательностью к деталям, этот фильм, поднявший проблему алкоголизма, оказался авторской и трогательной работой. Финал ленты выглядел более обнадеживающим, чем сама история, а актер Александр Петренко заслужил множество положительных откликов критиков.
Громким прорывом в карьере Асановой стала картина Пацаны, вышедшая в 1983 году, когда в съёмках принимали участие дети с непростыми судьбами. Фильм оказался трогательным и искренним, и через пару лет был удостоен Государственной премии.
Личная жизнь
В то время, когда Динаре Асановой запретили снимать фильмы, она вышла замуж за своего возлюбленного, художника Николая Юдина. Ещё до юридической регистрации брака у них родился сын, которому дали имя Владимир, но мать ласково звала его Анваром, что переводится как «лучезарный».
Динара не расставалась с мальчиком, активно участвовала в его жизни, регулярно снимая его на камеру. Впервые Владимир появился на экране в возрасте трёх лет и позже получил главную роль в детской киноленте Что бы ты выбрал?.
В период творческого застоя Динара нашла отдушину в написании сказок, притч и стихотворений. Подросший Анвар с увлечением помогал матери в этом занятии. Когда Асанова скончалась, мальчику было всего тринадцать лет. Возможно, небольшим утешением для него остались плоды творческой деятельности матери и то, как она ушла из жизни: легко и быстро, будто просто уснула.
После преждевременной кончины матери Анвар отправился в Киргизию, где жил в семье своих родственников. Парень оказался так подавлен, что родные решили отдать его в психиатрическую больницу. Лечение, к сожалению, не принесло ему пользы. В следующие годы он продолжал страдать от различных неудач, пытался наладить жизнь и работать на Ленфильме, однако не смог справиться с собственными переживаниями и отдалился от окружающего мира.
Разговоры вне школьной программы
Считается, что над творцом успешного дебюта нависает проклятье второго фильма. Все ожидают, что новый проект будет как минимум таким же заметным, как и предыдущий. Однако так происходит не всегда. Когда второй фильм оказывается менее успешным, чем первый, критика может обратить на это внимание. Это приводит к возможной депрессии автора и потере вдохновения надолго, иногда даже навсегда. В случае с Динарой Асановой всё обернулось благополучно: её второй фильм Ключ без права передачи оказался едва ли не более успешным, чем Не болит голова у дятла. Он отражал запрос времени, поскольку в школы приходили не только смелые дети, но и молодые учителя — представители нового педагогического поколения. Эти молодые преподаватели неизбежно попадали в конфронтацию со своими более опытными коллегами, в том числе из-за демократичного подхода к общению с учениками. Молодых учителей начали обучать так, как старшеклассников, однако они сопротивлялись и отстаивали свои методы: приглашали учеников на домашние посиделки, организовывали походы и выставки, и, главное, вели разговоры вне школьной программы!
Такую учительницу в фильме Асановой сыграла Елена Проклова, которая до этого также играла школьниц в таких фильмах, как Звонят, откройте дверь (режиссёр Александр Митта) и Переходный возраст (режиссёр Ричард Викторов). Её героиня, Марина Максимовна, относилась к своему 10-му Б как к друзьям, и её ученики время от времени собирались у неё на кухне, нянчились с её двухлетним сынишкой. На ехидное замечание старой завучихи о том, что она подобрала ключ к сердцам десятиклассников, Марина Максимовна с вызовом отвечает: «Да, подобрала, причем этот ключ без права передачи». Несмотря на то что сама она ещё крадёт немного юности — полна амбиций и порой самонадеянна, она обладает крепкой иронией по отношению к старшим. Эта учительница образует непростую систему отношений, в какой-то степени будучи ученицей — в школе жизни.
Динару Асанову нередко называют открывателем талантов — в её фильмах ещё будучи подростками снялись известные актрисы Елена Цыплакова и Марина Левтова. Четырнадцатилетняя Ольга Машная исполнила главную роль в Никудышной (1980). Ленинградский мальчик Митя Савельев, который сыграл Витю в картине Динары Асановой Жена ушла (1979) и засветился в эпизодах её фильма Пацаны (1983), впоследствии стал кинокритиком. Несколько известных песен Булата Окуджавы прозвучали впервые именно в фильмах Динары Асановой: «Давайте восклицать, друг другом восхищаться» — в Ключе без права передачи, «В моей душе запечатлён портрет одной прекрасной дамы» — в Жена ушла. Асанова поддерживала дружеские отношения с Окуджавой и другими знаменитыми поэтами 1960–1970-х годов, такими как Белла Ахмадулина, Давид Самойлов. Например, в Ключе без права передачи есть сцена, в которой учительница Марина Максимовна ведёт своих десяти классников на Мойку, в музей А. С. Пушкина, и там во дворе они встречаются с Окуджавой, Ахмадулиной и Самойловым, которые прибыли в музей в день очередной годовщины смерти поэта.
И, конечно, именно в фильмах Асановой раскрылся яркий актерский талант Валерия Приемыхова. Он проявлялся в самых различных ипостасях: сценариста, режиссера и актера. Впервые он появился на экране в фильме Жена ушла, являющейся тонкой психологической драмой Динары Асановой о взаимоотношениях мужчины и женщины. Тандем режиссера и актёра достиг кульминации в фильме Пацаны. Обсуждения атмосферы вокруг этой ленты превзошли все предыдущие обсуждения работ Асановой.
Паша и пацаны
Это был ещё один успешный проект Динары Асановой, для которого сценарий был написан Юрием Клепиковым. Сюжет строится на работе с непрофессиональными актерами — подростками и молодыми людьми, игравшими роли неблагополучных элементов советского общества. Согласно сюжету, они находятся в летнем спортивно-трудовом лагере. Их взял под опеку воспитатель Павел Васильевич (воспитанники зовут его Паша), бывший успешный спортсмен и тренер, который, по мнению своего коллеги, разменял свои богатые способности на работу с трудными подростками. Приемыхов в образе Павла Васильевича мастерски передал специфический тип энтузиаста-бессребренника, педагога в искреннем и лучшем понимании этого слова. Его воспитанники грубы, вульгарны и коварны, они научились никому не доверять и живут по блатным законам. Кажется, невозможно терпеть все их выходки и предательства. Павел каждый день на грани отчаяния и полного разочарования в своём гуманистическом порыве. Но в его душе есть не иссякаемый источник надежды. И приходит время, когда его вера в человека получает утешительное подтверждение: у неблагополучных подростков начинает просыпаться совесть.
Пацаны — это тот фильм, который переворачивает душу. Смотреть его трудно, но после просмотра зритель уже не остаётся прежним человеком. Фильм опускает на дно, а затем поднимает над пропастью отчаяния. Его воздействие можно сравнить с тем, что создают произведения Достоевского. Пацаны можно считать манифестом талантливого художника-гуманиста. Если ранние картины Асановой — несмотря на её ясную авторскую позицию по обсуждаемым социальным вопросам — были лёгкими и воздушными, то Пацаны, как наглядный плакат, обратились к зрителю с призывом: следует верить в человека. Даже в неблагополучного.
Михаил Горшенев
Лидер группы Король и Шут продолжал страдать от наркотической зависимости на протяжении долгого времени.
«Я уйду в тот момент, когда не успею вам надоесть»
– любил повторять Горшенев.
К сожалению, рокера не стало накануне его 40-летнего юбилея. Он так и не смог преодолеть свою пагубную зависимость.
Анжелика Волчкова
На протяжении почти двух лет актриса скрывала от всех, что ведёт борьбу с раком желудка и продолжала работать. Примечательно, что в беседе с Иосифом Райхельгаузом, руководителем театра, она обмолвилась, что умрёт сразу после получения звания народной артистки.
«Удивительно: она должна была получить звание Народной артистки, прошла все возможные согласования и утверждения, и вдруг год назад попросила нас забрать это звание, сказала, что ей оно не нужно. Когда мы спросили, почему, она ответила: Да вот, у меня такие фантазии, что я получу звание Народной артистки и умру»
Домработница Люся вспоминала об изменах Пугачевой Киркорову. К тому же Иосиф Пригожин был недоволен поступком молодого любовника своей бывшей жены, которую вместе с детьми выселяли из квартиры. А в Европарламенте поступило предложение запретить белорусским авиакомпаниям летать над пространством Евросоюза.
А кто ещё из знаменитостей предвидел собственную смерть? Пишите об этом в комментариях.
Подписывайтесь на наши каналы и будьте в курсе главных новостей и самых значительных событий дня.