Федерико Феллини и Джульетта Мазина. История любви

Лебединая верность и любовь к комиксам: 8 с половиной фактов о Федерико Феллини

20 января 2023 года исполнилось 103 года со дня рождения выдающегося итальянского режиссера Федерико Феллини. Его по праву считают непревзойденным гением, бунтовщиком, реформатором и открывателем неореализма. Это лишь некоторые из множества эпитетов, которые ему приписывают поклонники и исследователи его многообразного творчества. Жизнь Федерико напоминала самую настоящую киноплёнку – истошные трагедии сменялись легкомысленными комедиями, но он продолжал снимать великие картины, которые изменяли не только кино, но и окружающую реальность. Аналитики и критики, такие как редакция Time Out, с удовольствием вспоминают 8 с половиной фактов из жизни Федерико Феллини.

Федерико Феллини появился на свет 20 января 1920 года в итальянском курортном городке Римини. Он стал первым наследником в семье Урбано Феллини и Иды Барбиани, которые поженились в Риме всего за два года до его рождения и переехали на побережье Адриатического моря. Отец работал коммивояжером, а мать занималась воспитанием детей – всего в семье было трое детей: Федерико и его младшие брат и сестра, Риккардо и Маддалена. Интересно, что все дети в семье Феллини так или иначе связали свою судьбу с киноиндустрией.

В детстве будущий режиссер был хрупким и часто болел, что вызывало беспокойство у близких. Врачи в своё время подозревали у него сердечную недостаточность, однако с возрастом атаки обморока прекратились. За свою худощавую фигуру и слабое здоровье друзья окрестили его Ганди в честь индийского лидера. Феллини сам, обращаясь к воспоминаниям о своем детстве, однажды сказал:

Когда я вспоминаю свое детство, я вижу маленького мальчика, который сейчас кажется мне весьма неприятным. Он был шутом, лгуном, притворщиком, позером. Я рос очень худым и бледным, что вызывало у окружающих чувство сочувствия и легкое беспокойство. У меня были большие глаза и длинные черные волосы, чтобы подчеркнуть этот мрачный вид, я предпочитал носить все черное.

Федерико создавал кукол, обожал цирк и сбегал из дома

С самых ранних лет в Федерико разгоралась страсть к искусству и творчеству. Он был энергичным ребенком, постоянно ставил небольшие спектакли для членов семьи и часто посещал выступления местного цирка. В какой-то момент цирковая жизнь стала для молодого Феллини настоящей навязчивой идеей. Однажды он сбежал из дома и примкнул к бродячим артистам, а его нашли и вернули домой только через несколько дней.

Еще одним важным увлечением для Федерико стало изготовление кукол. Он чувствовал себя настоящим художником, создавая маски и костюмы для своих кукол. Его фантазия и тяга к творчеству буквально захватывали его:

В детстве я сам изготавливал себе марионеток. Первоначально я рисовал их на картоне, затем вырезал и лепил головы из глины или пропитанной клеем ваты. Один из друзей семьи — скульптор — увидел, как я играю, и научил меня работать с жидким гипсом и пластилином. Я сам создавал краски, дробя и растирая кирпич. Затем я начал ходить к местным мастерам, которые работали с кожей и деревом, и они дарили мне мягкие куски дерева. Вероятно, с тех пор у меня фантазия всегда была связана с ремесленной работой. Мне никогда не были интересны другие игры, кроме марионеток, рисования и создания объемных моделей, которые я вырезал и склеивал. Ничто другое не привлекало меня: я даже ни разу в жизни не ударил мячом по футбольному мячу.

Тревожные мысли о финансовом будущем Феллини

Джульетта Мазина

Феллини однажды говорил: «Я снял этот фильм для Джульетты». Она блестяще выглядела в клоунском костюме и гриме. Эта картина стала первой среди его работ, удостоившейся премии Оскар, полученного за фильм «Дорога» в 1954 году.

В 1942 году Джульетта приняла участие в радиопостановке о приключениях молодоженов, сценарий к которой написал начинающий сценарист Федерико Феллини. Когда он впервые услышал ее голос по радио, он влюбился в нее. Феллини пригласил Джульетту на свидание в дорогой ресторан, к которому она подошла с карманными деньгами, опасаясь, что он не сможет расплатиться. Мазина не ошиблась: Феллини действительно был беден, скрывался от призыва в армию Муссолини в затерянных уголках страны, рисуя карикатуры и сочиняя сценарии для радио, чтобы прокормить себя. Для того чтобы выяснить, сможет ли он себе позволить ужин в этом престижном заведении, он до этого дня заранее изучил меню. Феллини был ужасно разочарован, когда Джульетта заказала всего лишь дешевый суп минестроне.

Никто не мог развлекать ее так, как этот амбициозный мечтатель. Он был поражён умом, утончённой красотой и воспитанием этой женщины. Федерико и до этого любил женщин, связанных с театром, но не встречал никого, подобного Джульетте. Она напоминала цветок оранжереи: скромная, с хорошими манерами, настоящая аристократка. Он часто будет говорить, что недостаточен для Джульетты, ведь она превосходит его по социальному статусу и происхождению.

Это интересно:  Три мужа, четыре ребенка: математика от Екатерины Климовой

Джульетта Мазина

Джульетта совершила настоящую магию в фильме «Ночи Кабирии», который считается её наилучшей ролью: она не просто играла персонажа, а реально воплощала его. После этой картины ее множество раз сравнивали с Чаплином в юбке. В фильме «Ночи Кабирии» 1957 года, который стал уникальным произведением искусства, ей удалось проникнуться и передать все эмоции своей героини.

Это была любовь с первого взгляда. В тот день, как позже скажет Феллини, он начал новую жизнь. Будущий гений родился в 1920 году в провинциальном городке Римини в семье торговца и домохозяйки. Спустя годы он добьется всемирной славы и прославит этот курортный город. В детстве Федерико много читал, рисовал, сам мастерил маски и марионеток, ставил с ними небольшие спектакли. Однажды родители привели его на представление бродячего цирка, и он был настолько впечатлён, что загорелся желанием стать частью этой весёлой компании. После этого он влюбился в этот невероятный мир, совершенно отличающийся от жизни в католической школе. К счастью, его родители смогли отговорить сына от поступления в цирковую труппу. Сам Федерико также пришёл к выводу, что предпоч итает более удобную жизнь. По своей натуре он был сибаритом и денди, даже в годы нищеты старался украсить свою изношенную одежду ярким шарфом. Его мечты были связаны со славой и стремлением получить ту самую «сладкую жизнь» — «la dolce vita». Он сменил Римини на Флоренцию, где учился на журналиста. Однако Флоренция казалась ему слишком скучной, и как настоящий центровой он переехал в Рим, который стал его источником вдохновения. Поначалу Федерико зарабатывал, рисуя карикатуры, рекламные тексты и сценарии для радио, но этого было недостаточно для удовлетворения его амбиций. Он считал, что лишь в кинематографе его таланты будут признаны. Он начал с увлечением писать сценарии, и его проект уже был готов для съемок, когда студию возглавил сын Муссолини, ставший причиной приостановки проекта.

Спешная свадьба

Марчелло Мастроянни и Анита Экберг

Феллини был безумно влюблен в Джульетту, но это не мешало ему изменять ей с другими обольстительными женщинами, которые совершенно не походили на его хрупкую супругу. К примеру, с Анитой Экберг из фильма «Сладкая жизнь». Именно в этом фильме Феллини и Мастроянни создавали настоящие шедевры.

Всего через несколько месяцев после их первой встречи, осенью 1943 года, 23-летний Феллини и 22-летняя Джульетта поженились. Церемония была тайной и скромной, проведенной у тётушки. В годы войны празднования не были желанными, кроме того, есть опасения, что его заберут в армию прямо со свадебного торжества. Родители молодоженов не смогли приехать в Рим, не зная о церемонии. Священник, живущая в этом самом доме, освятил их союз. На свадебном приглашении Федерико нарисовал младенца, спускающегося с небес.

Первоначально они жили в квартире тети Джульетты, и Федерико старался избегать выходов на улицу, чтобы не попадаться на глаза военному патрулю. Благодаря своему дару и способности импровизировать он смог избежать призыва в армию. Талант фантазера Феллини он отточил на протяжении всей своей жизни. Джульетта всячески поддерживала мужа и даже добавляла детали, делающие его истории все более притягательными.

Когда вы женитесь в 20 лет, вы словно растёте и развиваетесь вместе. У меня было чуть больше жизненного опыта. А она была такая нежная, доверчивая и нуждалась в моем покровительстве. Она была невинной, доброй и мягкой, настоящей жемчужиной. Никто прежде не зависел от меня так сильно, я любил свое отражение в ее глазах. Хотя она говорила мне не раз за всю жизнь, что так и не стал по-настоящему взрослым. Мы были не только любовниками и супругами, но еще и братом с сестрой, а порой я исполнял роль отца, а она становилась мне матерью — так Феллини описывал их отношения.

Фильмы вместо детей

Марчелло Мастроянни.

Скоро после их свадьбы Джульетта выяснила о своей беременности, но несчастный случай привел к выкидышу. Через два года у них родился сын, Пьетро Федерико, который, к сожалению, не прожил и двух недель. Джульетта была разбита горем, и врачи сообщили ей, что она больше не сможет иметь детей. Федерико предлагал усыновление, но она отказывалась. Позже Феллини скажет: «Если бездетная пара не распадается, это значит, что их связь действительно крепка», добавив, что в их доме детьми стали фильмы.

Это интересно:  Целуемся у подъезда. Семейные тайны Сергея Маковецкого

С этим утверждением трудно спорить. Джульетта была настоящим партнером Федерико. Она организовывала необходимые встречи, поддерживала отношения с влиятельными людьми, с чем у Феллини было значительное количество трудностей. В 1945 году Джульетта подружилась с великим режиссером Роберто Росселини, который стал отправной точкой для Феллини. С другим подходом к съемкам, Росселини пригласил её мужа сначала в качестве ассистента, а затем доверил ему кресло второго режиссёра в фильме «Человеческий голос». Первая режиссёрская работа Феллини «Огни варьете» также появилась благодаря активной натуре Джульетты. Она убедила его заняться этой работой, а средства помог найти Росселини.

Также Джульетта сыграла важную роль в создании фильма «Сладкая жизнь». Именно она посоветовала своему супругу обратить внимание на Марчелло Мастроянни, с которым она ранее работала в студенческом театре. Этот выбор оказался удачным, и фильм, вышедший на экраны в 1960 году, стал одним из главных шедевров мирового кино.

Джульетта Мазина, Федерико Феллини и Валентина Терешкова на четвёртом Международном кинофестивале в Москве, 1965 год

Джульетта, теперь ты можешь плакать!

Феллини всегда считал, что его встреча с Джульеттой была предопределена судьбой, и у него не было сомнений, что всё могло бы сложиться иначе. Джульетта исполняла те сценки, которые он сам создавал. Так их профессиональные отношения развивались параллельно с личными, и так было всегда.

В 1993 году на церемонии вручения премии Оскар Феллини получил почётную награду за свой вклад в киноискусство. Его благодарственные слова были направлены супруге, сидящей в зале. «Не плачь, Джульетта!» — попросил он, заметив, как её лицо блестело от радости и гордости. Через несколько месяцев, 30 октября, они должны были отпраздновать свою золотую свадьбу, но Феллини попал в больницу с инсультом. 31 октября режиссёр скончался, а через пять месяцев ушла из жизни и Джульетта Мазина, оставив завещание, согласно которому её похоронили с фотографией мужа в руках.

Вместе они нашли свой покой на главном кладбище в Римини, родном городе Феллини. Их надгробие венчает памятник в виде корабля (отсылка к его известному фильму «И корабль плывёт…»), на котором сценарист Тонино Гуэрра приказал сделать надпись: «Джульетта, теперь ты можешь плакать!»

Сокровища Италии: Восемь с половиной фильмов Фелтини

Дебют Федерико Феллини в кино состоялся в 1950 году, когда он совместно с Альберто Латтуадой поставил фильм Огни варьете. Лента рассказывает о провинциальной труппе, вынужденной бедствовать.

Фильм Дорога, ставший первой иностранной картиной, получивший премию Оскар в номинации Лучший фильм на иностранном языке. В этой ленте жена Феллини Джульетта Мазина сыграла свою первую значимую роль в кино – за эту работу она была номинирована на премию BAFTA как лучшая зарубежная актриса.

Драма Ночи Кабирии, рассказывающая историю римской проститутки, принесла Федерико Феллини уже вторую премию Оскар в номинации Лучший иностранный фильм. За главную роль в этой ленте Джульетта Мазина получила приз Каннского кинофестиваля в номинации Лучшая актриса

Картина Сладкая жизнь признана одним из величайших достижений не только самого Феллини, но и всего европейского кинематографа. Фильм был очень благосклонно принят публикой и критиками, чему в том числе поспособствовала музыка Нино Роты.

Картина 8 с половиной, главную роль в которой исполнил Марчелло Мастроянни, считается вершиной творчества режиссера. Эта картина получила две премии Оскар в 1964 году и главный приз Московского международного кинофестиваля.

Идею фильма Джульетта и духи Федерико Феллини вынашивал на протяжении десяти лет. Режиссёр снимал его для Джульетты Мазины и, по его собственным словам, стремился вернуть женщине её подлинную независимость. Картина получила Золотой глобус как лучший зарубежный фильм.

Картина Амаркорд считается автобиографичной лентой Феллини. Фильм рассказывает о жизни в провинциальном итальянском городке, основой для которого послужил родной для режиссёра Римини. В США Амаркорд получил Оскар и премию Национального совета кинокритиков США.

Закат маэстро

Federico_Fellini_1

Фильмография Федерико Феллини была богата, однако личная жизнь не всегда сопровождала его успехи. Супруги не считали себя фешенебельной парой — они по-прежнему жили в Риме, а не за городом, проводя летние месяцы в Римини. В отличие от большинства известных актрис, Джульетта не имела дорогих драгоценностей. Но их жизнь была наполнена эмоциями, которые позднее находили отражение в сценариях и на экране.

В 1993 году Феллини получил свой пятый Оскар за вклад в искусство кино, но 31 октября того же года он скончался от инсульта. Верная жена, муза, ушла всего через пять месяцев после него, завещав, чтобы её похоронили с фотографией Федерико в руках.

Великий режиссёр был истинным сыном своей родины; фильмы Федерико Феллини пропитаны эмоциями и юмором, как итальянская еда, которая состоит из сливок и пряных специй. В последующем Италия почтит его память посмертно, назвав в его честь аэропорт и центральный парк в Римини.

Фильмография

Дорога (La Strada, 1954)

Фильм «Дорога» стал первой совместной работой Феллини и Джульетты Мазины. Картина посвящена цирковой жизни, а центральные фигуры сюжета – силач Дзампано (Энтони Куинн) и юная гимнастка Джельсомина (Джульетта Мазина). Снятый в 1954 году, фильм удостоился многих наград, в том числе премии Оскар в 1957 году за лучший иностранный фильм и Серебряного Льва в 1954. Он принес Феллини коммерческий успех, но также привел его в глубокую депрессию, которую сам хореограф позже назовет «Чернобылем души». «Дорога» окончательно прославила Джульетту — ранее малозначимая итальянская актриса получила прозвище «Чаплин в юбке».

Ночи Кабирии (Le notti di Cabiria, 1957)

Еще одна работа дуэта Феллини и Мазины. В этот раз он снял супругу в роли сентиментальной и доверчивой проститутки Кабирии. «Ночи Кабирии» — это не только воспоминания о его молодости, проведенной в неблагополучном римском районе, но и попытка показать доброту сквозь грусть и печаль, а также надежду на лучшее несмотря на трудности. Финальная сцена, в которой Кабирия, с улыбкой сквозь слезы, смотрит вдаль, стала одной из самых сильных в истории мирового кино.

Сладкая жизнь (La Dolce Vita, 1959)

«Сладкая жизнь» — один из величайших фильмов Феллини. Он был снят в 1960 году и стал результатом работы нового выдающегося дуэта. Главную роль сыграл Марчелло Мастроянни, исполнивший роль известного писателя и журналиста Марчелло Рубини. Это произведение насыщено контрастами и несет глубокий философский смысл: острая сатира и беспросветная грусть, очарование богатства и тяжесть пресыщенности человеческой жизни. Главный герой мечется от одной женщины к другой и не может разобраться в собственных желаниях. Одной из партнерш Мастроянни по фильму стала французская актриса Анук Эме. Нравственный тупик фильма на фоне вызывающей роскоши Рима был изображен с мастерством великого фантазера Феллини. «Сладкая жизнь» вызвала протест Ватикана, особенно откровенные сцены, что стало для картины незапланированной рекламой. Этот фильм обогатил современный язык новым словом «папарацци» и фразой «сладкая жизнь». Главной наградой был Золотой пальмовой ветвь.

Это интересно:  Татьяна Веденеева

Восемь с половиной (8 1/2, 1963)

Фильм «Восемь с половиной» (1963 год) перекликается с «Сладкой жизнью», так как рассказывает о успешном человеке, попавшем в моральный тупик. На этот раз речь идет о режиссере. В главной роли вновь увидим Мастроянни, который изображает режиссера Гвидо, не знающего, как выбрать между несколькими женщинами и при этом старательно избегая сладкой жизни с ее горькими разочарованиями. Однако, в отличие от «Сладкой жизни», здесь герой решает свои проблемы более эффективно, и, хотя финал тоже не является сказочным, он даёт надежду. Со слов Мастроянни, он стремился изобразить самого Феллини в своем исполнении. Награды фильма «Восемь с половиной» включают мину Оскар и главный приз Московского международного кинофестиваля.

Рим Феллини (Fellini Roma, 1972)

«Рим Феллини» представляет собой своеобразный ответ мастера на вопрос, каким он видит Вечный город. Это кино состоит почти из документальных кадров и пронизано любовью Феллини к улочкам и площадям в городе, который стал важной частью его жизни и карьеры.

Амаркорд (A m’arcòrd, 1973)

Фильм «Амаркорд» во многом автобиографичен. Если «Восемь с половиной» можно считать отражением зрелости Феллини, то в этом фильме он возвращается к своему детству. Название события — фраза «Я вспоминаю», произнесенная на риминийском диалекте, на языке, который был привычен маленькому Федерико.

Как сложилась личная жизнь

Федерико Феллини познакомился со своей будущей женой в времена бурной римской юности и пронес эту любовь через всю свою жизнь. Период написания сценариев о Чико и Полине стал для него судьбоносным; именно тогда он встретил начинающую актрису Джулию Мазину.

22-летняя Джулия, студентка филологического факультета, играла во студенческом театре и подрабатывала на радио. Она читала реплики Полины в радиоспектакле, написанном Феллини, и он пригласил ее сыграть ту же роль в телепередаче.

Федерико и Джулия поженились в 1943 году. Джульетта стала его музой и вдохновением, и, по его просьбе, сменила имя на более романтичное. У знаменитой пары не осталось детей.

После случайного падения у Джульетты произошел выкидыш. Второй ребенок родился ослабленным, и его назвали в честь отца – Федерико. Однако он прожил лишь две недели. За два года совместной жизни супруги потеряли двоих детей и после этого остались вдвоем.

Джульетта больше не могла забеременеть и отказалась от усыновления, несмотря на настойчивые уговоры мужа. Она посвятила свою жизнь искусству и считала, что кино стало их совместным детищем.

Федерико Феллини: Фото

В практически всех своих фильмах Феллини снимал жену в главной женской роли. Специально для Джульетты он создал картину «Джульетта и духи». Идея фильма возникла у Федерико еще в 1954 году, но реализовалась лишь спустя десять лет. Во время съемок Феллини потерял, поскольку налоговая инспекция неверно обвинила его в присвоении средств и приказала ему выплатить 200 тысяч долларов.

Режиссер не стал ничего доказывать и заплатил, что заставило его вместе с Джульеттой переехать из роскошных апартаментов в более скромную квартиру. Феллини любил свою супругу, но не всегда оставался ей верен. У него были два служебных романа — с актрисами Анитой Экберг и Клаудией Кардинале. Кроме того, пресса постоянно представляла ему новых любовниц.

Последние годы и смерть

Федерико и Джульетта жили в Риме. В 1993 году пара готовилась к празднованию юбилея — 50-летия со дня свадьбы. В октябре, за пятнадцать дней до важного события, режиссер перенёс инсульт. Оставшиеся дни до годовщины они провели, столкнувшись с обстоятельствами, которые навсегда изменили их творческую жизнь. 31 октября Феллини скончался.

После его смерти в Италии был объявлен траур. В день прощания Рим остановился, похоронный кортеж пересек улицы города, а затем отправился в родной городок Феллини, где он был похоронен в фамильном склепе. Позже в городке был назван в его честь парк.

Для тех, кто дочитал до конца: ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ контент в Telegram.

Только для подписчиков канала мы размещаем недоступные материалы!

Оцените статью
wow-lab.ru
Добавить комментарий