Галина Уланова
Галина Сергеевна Уланова — это выдающаяся советская балерина, которая подняла уровень танцевального искусства до небесных высот, завоевав не только общественное признание, но и восхищение профессионалов и любителей балета по всему миру. Ей восхищались не только как артистке, но и как уникальному исполнителю, на которого равнялись многие студенты балетных школ и профессиональные танцоры.
На протяжении многих лет педагоги балетных студий стран мира, обучая своих учениц, призывали их выполнять па так, как это делала Уланова. Этот интерес не был случайным. Галина Сергеевна стала первой балериной в мире, которой при жизни были установлены памятники — сразу в двух городах: Санкт-Петербурге и Стокгольме. Более того, самый крупный репетиционный зал Большого театра был назван в ее честь, что подчеркивало величие ее вклад в искусство балета.
Детство и юность
Судьба Галины Улановой, наверное, предначертала ей путь танцовщицы, поскольку она родилась в семье артистов балета Мариинского театра. Позже ее отец, Сергей Николаевич Уланов, стал театральным режиссером, а мать, Мария Федоровна Романова, щедро делилась своим богатым опытом хореографии, обучая студентов в хореографическом училище.
Детство и юность Галины прошли в родном Санкт-Петербурге. Интересно, что вряд ли кто-то из зрителей, восхищавшихся ее выступлениями, мог бы предположить, что в детстве эта хрупкая и изящная женщина была настоящим сорванцом. Ожидания родителей, что у них родится сын, повлияли на становление ее характера. Отец не понимал, как играть с девочкой, и прививал дочери мальчишеские увлечения: они вместе рыбачили, учили ловить рыбку, мастеровали сети и сушили улов. Когда соседские девочки приглашали Галю играть в куклы, она гордо отвечала, что предпочитает лазить по деревьям и стрелять из лука.
Беззаботное детство закончилось, когда Галина в девятилетнем возрасте поступила в начальный класс Петроградского хореографического училища. Здесь под руководством матеря, Марии Федоровны, она начала постигать искусство балета. В старших классах ученица имела возможность перенимать опыт у знаменитой Агриппины Вагановой, чье имя позднее станет ассоциироваться с этим учебным заведением.
В 18 лет Галина окончила хореографическое училище и в 1928 году, сразу после выпускного спектакля, вошла в труппу Ленинградского государственного театра оперы и балета, который вскоре стал носить имя Сергея Кирова, а затем вновь получил название Мариинского театра.
Галина Уланова и ее единственная любовь: художник Радлов
Когда Галина Уланова впервые танцевала главную партию в балете «Ромео и Джульетта» на музыку Сергия Прокофьева, никто не догадывался, какие эмоции и переживания она вложила в эту роль. Это совпало с моментом разрыва с единственным человеком, которого она любила по-настоящему — художником Николаем Радловым, которому она отдала свои чувства и творчество.
Он и она
Встреча Галины и Николая произошла в 1938 году на Селигере, где отдыхали представители творческой интеллигенции. Галина обожала это место, однако предпочитала уединение шумным компаниям, благодаря чему дни наполнялись музыкой и природой.
Она рано покидала свой дачный домик, отправлялась в байдарку с патефоном и дисками любимой музыки, уплывала в тихую заводь, наслаждаясь одиночеством и окружающим миром. Хотя у нее были различные романы, настоящей любви до встречи с Радловым она не испытывала. Первый раз она решила избавиться от беременности по воле матери, считавшей, что Галина должна выбрать между балетом и семейной жизнью, что сильно сказалось на ее внутреннем состоянии.
Художник и искусствовед Николай Радлов был на 21 год старше Галины. Его первый брак, в котором росли две дочери, распался из-за его многочисленных измен. Позже его младшая дочь погибла, а после этого умерла его мать — художница Эльза Зандер. Во втором браке с Надеждой Шведе Радлов также не проявил себя в лучшем свете, но всегда давал знать своим любовницам о том, что уходить от жены не собирается, тем самым сохраняя баланс в своей семейной жизни.
Николай Эрнестович был человеком глубоким и образованным, успешно совмещая творческую деятельность с работой преподавателя. Его лекции всегда захватывали слушателей, ведь он умел делиться своим увлечением и знаниями о различных искусствах.
Личная жизнь
Премьера балета «Ромео и Джульетта» в 1940 году вновь стала триумфом для Улановой. Она исполнила роль Джульетты, тогда как Ромео сыграл Константин Сергеев. Долгие репетиции привели к сильным чувствам между молодыми артистами. Константин, завороженно обращаясь к Гале, всегда называл ее на «вы».
Тем не менее, их отношения не выдержали испытания временем, поскольку Галину перевели в Москву, и дуэт распался.
Коррективы, внесенные работой в Москве
Послевоенные годы требовали от Галины Улановой многого. Переезд в столицу стал для нее настоящим испытанием, так как ей нужно было оставить любимый театр и расстаться с человеком, которому она была небезразлична.
У Галины не было родственников в Москве, и ей приходилось жить в гостиницах. Несмотря на трудности, в столице она чувствовала себя достаточно комфортно: её окружали внимание, уважение, а также многочисленные награды. Однако её настораживало желание власти использовать её сценическое мастерство в политических целях. В одной из бесед секретарь парткома Большого театра предложил ей поблагодарить руководство государства от имени артистов за поддержку в творческой деятельности. Галина жестко отказалась, подчеркивая, что она занимается искусством, а не политикой.
Детство, юность, семья
Галина Уланова появилась на свет 8 января 1910 года (по новому стилю) в семье петербуржцев, Сергея Уланова и Марии Романовой, которые были солистами Мариинского театра и танцевали в антрепризе Анны Павловой. Позже отец стал театральным режиссером, а мать начала преподавать в хореографическом училище.
С раннего возраста Галя воспитывалась как мальчик: отец часто брал её с собой на рыбалку, где обучал ловить рыбу. Девочка даже мечтала стать моряком, и о танцах не думала. Однако в голодный 1918 год, когда у нее не было возможности получить полноценное питание и одежду, ей повезло, что в хореографическом училище ей хоть чем-то компенсировали упущенное. Так в девять лет Галина начала обучение балету.
… Я, слыша разговоры о том, что и мне предстоит учиться и стать балериной, с ужасом и отчаянием думала: неужели и мне придется так много работать и никогда не спать? Я была слишком мала, когда меня привели в училище на улице Росси, и думать можно было только о том, как выжить. Позже моё восприятие менялось.
На первое занятие Уланова пришла в перекроенном платье, которое осталось от матери. Именно она, Мария Федоровна, стала первым педагогом Гали. Позже девочка обрела учительницу в лице Агриппины Вагановой, что оказало на её карьеру значительное влияние. Упорство Гали было отмечено другими преподавателями, и вскоре её талант стал очевидным.
В 18 лет, после окончания училища, Уланова поступила в Ленинградский театр оперы и балета имени Сергея Кирова (который позже официально вернул название Мариинский). В своём дебютном выступлении она сыграла Флору в «Спящей красавице». О своем первом выступлении Галина вспоминала:
Никаких мыслей о чем-то кроме страха и стремления исполнить всё так, как меня учили. Никаких ощущений и удовольствия от выступления я не чувствовала.
С первого заработка Галина купила пирожные в кафе Норд — так она отметила свой дебют.
В 1929 году ей уже доверили партии Одетты и Одиллии в «Лебедином озере» и принцессы Авроры в «Спящей красавице». Путь Галины к успеху был тернистым, и не все её появления на сцене были удачными. Однако ряды её стремительных успехов начали расти благодаря поддержке руководителя балетной труппы Федора Лопухова, который верил в её талант и доверял самые сложные партии.
Личная жизнь Галины Улановой
Одним из постоянных партнёров Улановой по сцене в Кировском театре был Константин Сергеев, с которым она великолепно танцевала в «Жизели», а затем и в «Ромео и Джульетте». Их дуэт восхищал зрителей своей гармонией. Несмотря на то что они оба высоко ценили друг друга, между ними возникло глубокое чувство, но из-за начала войны их пути разошлись.
Галина Сергеевна не любила распространяться о личной жизни, считая её слишком интимной. Однако слухи о её романах и единственном официальном браке всплывали вокруг нее достаточно активно.
Существует мнение, что свои первые супружеские узы Галина связывала с концертмейстером Исааком Меликовским, возраст которого значительно превышал её семнадцатилетие. Но этот брак был кратковременен.
Также, актер Юрий Завадский познакомился с Галиной во время отдыха в Барвихе в тридцатые годы. Он приехал в Ленинград, чтобы попросить её руки. Пара продолжила встречаться довольно долго, хотя их отношения складывались больше какт временные — Галина жила одна в своей квартире, а Юрий у матери. В своих отношениях они проводили время, но они оба при этом оставались увлечены своими карьерными путями.
Уланова однажды призналась:
Не потому, что мы не интересовались друг другом. Наоборот, творческие люди именно так и могут сосуществовать. Он приходил просто чтобы отдохнуть. Мы редко общались, он сидел в кресле и смотрел телевизор. Ему не требовалось много общения — моё присутствие успокаивало.
Кроме этого, у ней были другие романы: с актером и режиссером Иваном Берсеневым, которому удалось прервать свои отношения с женой, ради Галины, и с дирижером Евгением Дубовским. Однако последняя связь закончилась из-за любовника, имеющего зависимость от алкоголя.
Уланова умела поддерживать дружеские отношения с бывшими возлюбленными и поэтому, даже после расставания, она не раз дарила свои treasured книги по искусству ex-любовникам. Официального развода с Завадским также не произошло.
Душой исполненный полет…
По словам Б.А. Львов-Анохина, Галина Уланова входила на сцену так, словно не замечала зрителей, словно стеснялась их присутствия. Ее исполнение ни в коем случае не было самоуверенным, и в танце не было преувеличений. Она смогла достичь того, о чем мечтали все исполнители: сделать балет ближе к жизни, показать зрителю глубину человеческих чувств. Смотря на её танец, всегда можно было понять, когда она говорит и когда молчит. По мнению критиков, особенность её исполнительской манеры заключалась в том, что балетная партия воспринималась ею не как совокупность отдельных танцевальных движений, а как целостная роль с развитительными пластическими монологами и диалогами. В её исполнении даже самый простой жест приобретал глубокое значение. Галина старалась избегать размазанных движений, стремясь к завершенности каждого штриха в хореографическом рисунке. Каждый жест был не только красив, но и излучал тот мир надежд и страсти, который она переживала в настоящее время. Природа наделила Галию неповторимой индивидуальностью и женственностью, вдохновение она черпала в самой натуре.
Галина Уланова стала известной аудиторией лишь после сорока лет. Её зарубежные гастроли начали с Лондона в 1956 году, когда Большой театр представил свои известные постановки в Ковент-гардене. Все волновались: как будет воспринят спектакль на родине Шекспира, когда роль Джульетты исполняла сорокашестилетняя танцовщица, даже если она была самой титулованной в своей стране? После первого акта воцарилась почти полная тишина, однако затем последовал шквал оваций, и зрители поднялись с мест. После окончания представления публика не оставляла Галина на сцене более получаса, люди плакали, бросали цветы — так состоялся триумф русского классического балета, который олицетворяла сама Уланова. Это был истинный триумф человеческого духа, ведь Галина могла танцевать всего лишь еще четыре года.
В Париже Уланова исполнила «Жизель» на сцене Парижской оперы, в стенах которой было создано это произведение, в 1958 году. С тех пор балерина не раз возвращалась в столицу Франции. В 1981 году, благодаря кафедре ЮНЕСКО, был устроен торжественный вечер, на котором состоялась премьера балета, поставленного ее учеником Владимиром Васильевым, из-за чего её творчество живо и по сей день. В 1950-е и 1960-е годы Уланова объехала почти весь мир, а в 1984 году в Стокгольме, перед Музеем танца была установлена ее скульптура, как дар министерства культуры СССР шведской столице.
Вне времени
29 декабря 1960 года Галина Уланова попрощалась со зрителями, исполнив свой последний спектакль. Ирония судьбы заключалась в том, что это была «Шопениана» — великая балерина завершила свою карьеру тем же произведением, с которого когда-то начала.
Хотя она и завершила свою сценическую карьеру, Галина не ушла из Большого театра. Она посвятила себя молодым артистам, воспитывая новые поколения исполнителей, и каждый из них остался с частичкой ее таланта, стараний и любви к балету. Уланова также работала с солистами Парижской Гранд-Опера, Гамбургского балета, Шведского Королевского балета и артистами из Японии.
В 2004 году в Москве был открыт Музей-квартира Г.С.Улановой, который стал филиалом Государственного центрального театрального музея имени А.А.Бахрушина.
По словам заведующей музеем, О.А. Карнович, творчество Галины Улановой до сих пор вызывает большой интерес у поклонников балета: «К сожалению, в результате затопления музей был закрыт на целый год. Однако благодаря помощи Фонда Р. А. Абрамовича были проведены необходимые восстановительные работы, и теперь посетители вновь имеют возможность прикоснуться к наследию великой балерины и извлекать нравственные ориентиры, которые она олицетворяла как на сцене, так и в жизни.»
А.Н. Толстой оценил ее так: «Обыкновенная богиня». На что сама Уланова отвечала: «Я никакая не великая, просто так сложилась жизнь и судьба. Я обыкновенный человек и хочу остаться собой».
Д.А. Сердеженко. Фотографии предоставлены Государственным театральным музеем имени А.А.Бахрушина.