Суок
Суок является одним из центральных персонажей знаменитой сказки «Три толстяка», созданной писателем Юрием Олешей в 1924 году. Это имя носит девочка, по которой ученый Туб создает куклу для наследника правителей — трех толстяков. Суок в сказке выполняет роль циркачки и помощницы канатоходца Тибула.
Создание героев этой сказки имеет свою предысторию, основанную на двух ключевых тенденциях. Первой из них является революция, которая значительно изменила облик России. В 1924 году многие люди обсуждали события, связанные с революцией, и эти темы проявлялись в произведениях поэтов, писателей, театральных режиссеров и художников. Сказка Юрия Олеши также осмысляет и отражает серьезные социальные изменения, возникающие на этом фоне.
В тот период Олеше было примерно 25 лет, и он был влюблен в девушку по имени Серафима Суок. Согласно одной из версий, данная сказка была написана в качестве подарка к ее совершеннолетию. Некоторое время молодая пара жила в гражданском браке, но в 1922 году Серафима вышла замуж за поэта Владимира Нарбута, тогда как Юрий женился на ее старшей сестре Ольге. В другой версии биографической легенды сказка посвящена Валентине Грюнзайд, с которой Олеша начал встречаться после расставания с Серафимой. Однако в этом случае Суок, вероятно, имела бы иное имя и была бы более схожа с новой возлюбленной писателя.
Биография Суок
Сюжет сказки разворачивается в волшебной стране, где назревают революционные настроения. Народ начинает недовольствоваться деспотическим правлением трех толстяков. Возглавляют мятеж оружейник Просперо и гимнаст Тибул. У правителей есть наследник Тутти, который не может общаться с другими детьми, поэтому они решают создать ему куклу. Эта кукла имеет тот же рост и возраст, что и сам Тутти, и, что примечательно, умеет танцевать и симпатично улыбаться.
В четвертой главе читатели сталкиваются с неприятной новостью: кукла сломалась. Это произошло, когда гвардейцы, изменившие сторону, проткнули игрушку своими мечами в разгар народного восстания. Чтобы устранить поломку, правители вызывают известнейшего ученого страны, доктора Гаспара Арнери, и требуют, чтобы кукла была починена до утра. Однако Гаспар мало знаком с устройством волшебного произведения и планирует взять куклу с собой во дворец, чтобы признаться в своей некомпетентности, и, возможно, его карьера завершится трагедией.
Тем временем кукла Тутти оказывается потерянной. Она выпадает из экипажа, когда гвардейцы не пропускают Гаспара во дворец ночью, и ему приходится остановиться в трактире. Здесь он впервые встречает циркачку Суок, которая, к удивлению всех, абсолютно похожа на сломанную куклу. Тибул, канатоходец, предлагает взять Суок в дворец вместо потерянной игрушки, чтобы она смогла помочь освободить арестованного оружейника Просперо. Девочке удается организовать спасение заключенных.
В тюрьме Суок сталкивается со странным существом, напоминающим волка, которое оказывается ученым Тубом. Этот человек когда-то создал куклу по подобию самой Суок. Ранее Суок и Тутти были близнецами, но Туба посадили в тюрьму за отказ сделать мальчику железное сердце в место живого.
После освобождения Просперо, псевдокуклу арестовывают гвардейцы, и три толстяка приговаривают ее к казни. Однако солдаты, поддерживающие народ, заменяют Суок на найденную куклу наследника. В результате восставшие свергают тиранию. После победы народ начинает новую жизнь в счастье, а Суок продолжает выступать с Тибулом. В их труппу также входит и Тутти, что символизирует восстановление справедливости и единства.
Драматические события в жизни Симочки
Юрий Олеша искренне верил, что его роман с Серафимой Суок будет длиться вечно. Несмотря на отсутствие намеков с ее стороны на серьезные отношения, Олеша продолжал питать надежды и часто спрашивал: «Ты ведь моя подруга, не так ли?» Серафима смеялась и легко целовала своего любимого писателя, однако, в 1920 году она вышла замуж за другого мужчину.
Эти события произошли в Харькове, куда перебрались Олеша, Катаев и другие известные писатели. Город оказался далеко не столь приветливым, как родная Одесса, и вскоре писатели столкнулись с остротой нехватки работы и средств к существованию. Они пытались организовывать литературные вечера, однако реальная жизнь требовала больше. На одном из таких вечеров встречают бухгалтера по имени Мак, который страстно любил литературу.
Завязав дружбу с бухгалтером, который протянул помощи своим знакомым в виде продуктовых карточек, вскоре он стал интересоваться Серафимой. Она оказалась не против этого увлечения. Мак предложил ей выйти за него замуж, и она согласилась. Как позже вспоминал Валентин Катаев, Серафиме надоело жить в условиях бедности и отсутствия стабильности, и она предпочла связать свою судьбу с обеспеченным мужчиной. При этом Суок обещала снабжать Олешу продуктами, отчитываясь о способностях Макв таких вопросах.
Узнав о новом замужестве своей возлюбленной, Олеша был на грани отчаяния и начал пить. Нежданная помощь пришла от Катаева, который, разодевшись смешно и угрожая Маку, забрал Симу обратно к Олеше, и она вновь стала рядом с ним. Однако это ненадолго: спустя короткое время Суок снова покидает писателя, который до сих пор не успел публиковать значимые произведения и не стал известным.
Вскоре в Симу влюбляется поэт Владимир Нарбут, который на время войны утерял руку и отличался своей харизматичностью. В это время он был влиятельной фигурой, работав в Наркомате просвещения. Его финансовая стабильность была для Серафимы очень привлекательной, и она тоже быстро ушла к нему.
Сима ушла к Нарбуту и вскоре снова появилась в жизни Олеши, которую тот снова позвал к себе, но уже в силу предложенной Нарбутом угрозы: тот, замыслив расстаться с Серафимой, пришел с маузером. В результате Олеша сделал выбор и отпустил свою любимую, что означало его окончательное прощание.
Посвящение Валентине Грюнзайд
В 1922 году Олеша и Катаев переехали в Москву, где устроились в редакцию газеты для железнодорожников «Гудок». Несмотря на то что она выглядела усталой и нервной, писатель старался забыть о произошедшем в личной жизни, погружаясь в работу.
В редакции «Гудка» собралось множество молодых литераторов, которые позднее стали довольно известными. Среди них были авторы таких произведений, как: «Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Зависть», «Двенадцать стульев» и другие, как вспоминал Катаев. Эти книги создавались в едких условиях, и большинство авторов творили по вечерам, позабыв о недосыпе и недостатках времени.
По словам Катаева, именно Олеша был наиболее успешным в получении гонораров. В редакции он работал под псевдонимом «Зубило», и стал одним из самых выдающихся фельетонистов. Однако он сам не считал свои работы настоящей литературой и сосредоточился на создании более серьезных произведений.
С 1922 по 1924 год Олеша работал над своим первым крупным произведением — повестью «Зависть», которую некоторые литературоведы уже именовали романом. Писатель долго мучился над текстом и создавал наброски, тщательно подбирая каждую фразу. В результате он собрал примерно три сотни страниц, каждая из которых была записана под номером 1 как варианты начала.
Работа над «Тремя толстяками» шла намного легче. Возможно, это было связано с тем, что он писал его для конкретного человека, который стал для него значимым.
Во время визитов к Катаеву он встретил его соседку, 13-летнюю Валю Грюнзайд, которая была увлечена сказками Андерсена. Олеша был очарован ею и мечтал о свадьбе, заверяя ее, что напишет такую сказку, которая не будет уступать произведениям великого датчанина.
Никто не знает, насколько серьезными были намерения Олеши, но одно он выполнил точно: в течение восьми месяцев он написал главную сказочную историю, которая отражает мир, завуалированный магией, но не лишенный черт реальности. Писатель создавал свои строки в условиях запойного существования, наполняя страницы обрывками бумаги из типографии, в которой он жил.
Текст произведения включает в себя две ипостаси Суок — бездушную куклу и живую девочку. Действительно, сказка была посвящена Вале Грюнзайд, однако предложения о браке от Олеши никогда не поступали к ней, и в 17 лет она вышла замуж за брата Валентина Катаева, Евгения Петрова.
В одном из первых изданий «Трех толстяков» посвящение было изменено, и появилось имя не Серафимы, а ее сестры Ольги.
Юрий Олеша и сестры Суок: По кругу закручивается волшебная жизнь
Подпишитесь на письма и получайте освежающие статьи на почту раз в день. Присоединяйтесь к нам в социальных сетях!
Юрий Олеша назвал свою героиню Суок в честь своей супруги Ольги. Друзья писателя, однако, видели в образе Суок совсем другую девушку — Серафиму, легкую и ветреную, но очень непостоянную.
Дружочек и Ключик
В 1917 году в Одессе было основано молодежное литературное объединение под названием «Зеленая лампа». В нем участвовали такие авторы, как Эдуард Багрицкий, Валентин Катаев и, конечно, Юрий Олеша. Молодой писатель публиковал множество стихов и очень быстро снискал популярность в определенных кругах.
Благодаря этому клубу молодые литераторы в 1918 году познакомились с сестрами Суок — старшей Лидией, средней Ольгой и младшей Серафимой. Лидия была строго настроена и серьезна, Ольга — мечтательна и прекрасна, а Серафима — легкомысленна и веселая.
Когда Юрию Олеше исполнилось 20, он был пленен красотой 16-летней Симы Суок. Она охотно принимала его ухаживания, и вскоре влюбленные стали проводить время вместе, гуляя по Одессе и целуясь даже посреди улицы. У них впереди была целая жизнь, полная радости и надежд.
Юрий очень быстро переехал вместе с Серафимой. Он часто называл ее своим Дружочком, и для него не было большей радости, чем просыпаться и слышать ее смех.
Скоро влюбленные последовали за Катаевым в Харьков, где, чтобы свести концы с концами, писатели зарабатывали с трудом, предлагая свои стихотворения и поздравления. Однако денег продолжало катастрофически не хватать.
Среди новых знакомых в Харькове оказался бухгалтер по имени Мак, у которого было много продуктовых карточек, и он никогда не испытывал нужды. Серафима вызвала интерес у Мака, и вскоре между ними завязались отношения, в которых Олеша выглядел неуместным. Писатели даже мыслительно разработали план, критикуя поведенческиелибкий с Симой и пообещали друг другу, что она будет оказывать знаки внимания Маку, чтобы злую годину он их кормил. Однако очень скоро Мак сделал ей предложение, от которого она не смогла отказаться.
Когда Юрий узнал об измене, он впал в депрессию и запил. К счастью, он не остался один, так как Катаев вновь пришел ему на помощь. Он оделся необычно, чтобы произвести впечатление на Мака, и пришел забрать Симу обратно, чем и освободил Юрия от горя. Серафима же с радостью вернулась к Олеше, весело щебеча о том, как она соскучилась, и они снова начали встречаться.
Однако прошло всего несколько месяцев, и Серафима снова вышла замуж — на этот раз за поэта Владимира Нарбута, после чего уехала с ним в Москву. Олеша вновь попытался вернуть свою любимую. Но и на этот раз нарбут пришел к Олеше с угрозами: на сей раз все закончилось тем, что Олеша решил отпустить Симу, хотя это означало окончательное прощание.
Краткий пересказ
В вымышленной стране три злых тирана правят безжалостно и жадно. Они, будучи бездетными, похищают в своих планах брата и сестру, чтобы изобрести идеального наследника. Запрещая мальчику общаться с детьми и растя его на презрении, они пытаются создать злого диктатора. Чтобы не дать ему скучать, они велят создать куклу, представляющую его сестру — золотую девушку.
Она становится его единственным другом, пока сестру отдают в цирк. Позже тираны требуют от создателя куклы заменить живое сердце мальчика на железное, но тот отказывается, ввиду чего его заточают в карцер.
Спустя восемь лет, когда начинается народное восстание, один из его лидеров попадает в плен, а второй, гимнаст, укрывается у известного ученого. Армия бедняков терпит поражение, и гвардейцы ломают куклу наследника, что приводит к тому, что правители требуют починить ее. Ученый теряет куклу, попадает в цирк и встречает гимнаста и девочку, очень сильно похожую на его куклу.
При помощи планов гимнаста, девочка пробирается во дворец, спасает оружейника и сбегает через подземный ход.
К сожалению, ее захватывает охрана, и ее судят, однако мятежники подменяют ее найденной куклой. Таким образом, восставшие одерживают победу. Спустя год, в день победы, девочка выступает перед народом и читает послание, на котором раскрывает тайну своего рождения и прощается с братьями.
Подробный пересказ по частям
Часть эпилога предоставлена перед первой главой для лучшего восприятия рассказа.
Задумав иметь наследника, три толстяка похищают четырехлетних брата и сестру, Тутти и Суок.
Три толстяка — правители страны, величайшие тираны, самым жирным и богатым в своем классе, в романе упоминается как Первый, Второй и Третий Толстяки.
Тутти — наследник толстяков, 12 лет, худощавый, светловолосый, добродушный и одинокий.
Суок — гимнастка, 12 лет, кудрявая, сероглазая и смелая.
Толстяки выбрали Тутти в качестве наследника, а Суок отправили в цирк, чтобы мальчик не общался с живыми детьми и рос злым. Позже они приказали ученому создать куклу, похожую на Суок, которая будет расти вместе с мальчиком.
Ученый Туб, создавший куклу, отказался заменить живое сердце Тутти на железное.
Никакое сердце — если оно не является живым — не может быть дано человеку в замену простого, естественного человеческого сердца.
После этого Толстяки заточают Туба в клетку, где он проведет восемь лет, теряя человеческие черты, но не забывая о детях.
Часть 1. Канатоходец Тибул
В стране, управляемой Тремя Толстяками, жил ученый Гаспар Арнери, которого считали волшебником.
Гаспар Арнери — известный, пожилой ученый, немного рассеянный, но очень добрый.
Однажды доктор Гаспар решил прогуляться к дворцу Трех Толстяков, но не смог покинуть город из-за запертых ворот. Это было сделано для того, чтобы не дать народу поддержать восстание Просперо и Тибула.
Просперо — оружейник, крупный, рыжеволосый, храбрый человек.
Тибул — гимнаст, друг и помощник Просперо, стройный и ловкий.
Забравшись на высокую башню, доктор увидел, как гвардейцы Толстяков обращают в бегство народную армию и захватывают Просперо. Затем в башню попадает бомба, и строение разрушается вместе с доктором Гаспаром.
Очнувшись, Гаспар добирается до людных улиц и узнает, что его враг амфора в клетке, а Тибул на свободе, но их сторонников ждет казнь на площади.
Доктор Гаспар нанимает экипаж, чтобы вернуться домой, и проезжает площадь Звезды, которая убрана под стеклянным куполом с огромной светящейся звездой — крупнейшим фонарем в мире.
Свет его был неописуемо прекрасен и непохож ни на что земное, вот почему люди дали этому чудесному фонарю имя — Звезда.
Народ на площади наблюдает, как по одному из тросов с фонарем движется гимнаст Тибул, по мере того как гвардейцы Толстяков начинают стрельбу. Тибул, перепрыгнув через них, дотягивается до фонаря, выключает его и исчезает в темноте, открывая люк в куполе.
Вскоре он оказывается в кабинете доктора Гаспара, который укрывает его.
Часть 2. Кукла наследника Тутти
Сильный ветер подхватывает и переносит торговца воздушными шарами в кухню дворца, где его приземляет на огромный торт. Толстяки отмечают удачное подавление мятежа и спешат, чтобы украсить прошлый торт.
Просперо и Тибул
Оружейник Просперо возглавляет восстание, сопротивляясь тиранам, и смело идет на бой с деспотами. В ходе событий его арестуют и запирают в клетку, но у него есть верные друзья, которые пытаются его спасти.
Он проявляет смелость и решительность, организуя отпор тиранам, и его товарищи стараются его вытащить из заключения. Тибул, с другой стороны, очень решительный, что проявляется в его планах. Он принимает решение спасти Просперо, хотя вдоль пути была опасность.
Когда гвардейцы начали преследование, он решается на риск и прыгает по канату над площадью. Его мастерство и ловкость, отработанные благодаря цирковым выступлениям, помогают ему, но даже на работе он делает невозможные акробатические трюки.
Тибул не сдается даже после поражения и принимает решение помочь своему другу. Он уговаривает Суок прикинуться куклой и проникнуть во дворец, чтобы освободить Просперо. Это демонстрирует его готовность идти на любые меры.
При этом Тибул действует только во благо справедливости и народа. Он — один из главных героев сказки, действительно играющий в ней важную роль.
Замысел автора и факты о произведении
Как любой автор, Юрий Олеша пытался вложить в свою работу глубокий смысл. При анализе произведения можно заметить, что все события в нем происходят не случайно:
- Без восстания дети никогда бы не смогли воссоединиться.
- Жесткое обращение и отсутствие сострадания влекут за собой плачевные последствия.
- Любые действия имеют свои последствия, которые могут быть далеки от желаемого.
Сказка учит о том, что за все свои поступки следует нести ответственность. Любой проявленный злодеяние будет наказуемо. Власть должна отвечать за свои действия, как перед законом, так и перед народом. Судьба Толстяков наглядно демонстрирует это — за их жестокость и неправомерное обращение с населением они были свергнуты и изгнаны.
Сказка также учит важным жизненным урокам, например:
- справедливости;
- честности;
- самоотверженности;
- праведному исполнению обязанностей;
- ответственности за свои поступки;
- неравнодушию к чужим бедам.
Интересно, что автор посвятил свою сказку Валентине Грюнзайд — девочке, с которой он случайно встретился в Москве. Она была поражена сказками Г. Х. Андерсена, и Олеша пообещал написать для нее свою сказку, которая будет хотя бы не менее хороша, чем у знаменитого датчанина. «Три толстяка» были созданы всего за неделю на обрывках бумаги из типографии, где тогда жил писатель.
Страна, описанная в сказке, не пересекается с реальными государствами, а именование персонажей не относится к определенной культуре, это затрудняет определение их национальной принадлежности.