«`html
29 мая 1844 года. «Правила для публичных женщин»
29 мая 1844 года министр внутренних дел Российской империи утвердил «Правила для публичных женщин» (проституток).
В этих правилах отмечалось, что публичная женщина обязана поддерживать опрятный внешний вид. В целях соблюдения данной нормы им рекомендовали как можно реже пользоваться белилами, румянами и сильно ароматизированными косметическими средствами, а также мазями и духовыми средствами, поскольку излишняя косметика могла удешевить их образ.
Женщины старше 16 лет, занимающиеся проституцией, подлежали регистрации в врачебно-полицейских комитетах. У них изымали паспорта и выдали взамен специальные свидетельства — желтые билеты. Эти билеты служили подтверждением их статуса и обязывали их регулярно проходить медицинские осмотры. Законодательство позволяло содержать бордели только женщинам, которые должны были обеспечивать чистоту и порядок, а также не допускать к своим услугам несовершеннолетних.
Правила запрещали принимать клиентов в воскресные и праздничные дни до окончания обедни, а также в Страстную неделю. Содержательницы публичных домов подвергались строгой ответственности за излишнее истощение своих подопечных через неумеренное использование.
Немного истории:
Основные правила для публичных женщин в царской России
Несмотря на усилия властей по искоренению и контролю деятельности жриц любви, число женщин, выбирающих этот способ заработка, продолжало увеличиваться. В 1889 году их насчитывалось уже не менее 17,5 тысяч, а вместе с этим росло и количество случаев венерических заболеваний. Поскольку карательные меры не давали результатов, власти решили ввести строгие правила контроля.
О желтом платье
Долгие годы правители России не задумывались о необходимости легализации и регулирования проституции. Их распоряжения часто сводились к соотношению запретов и наказаний. В 1736 году Сенат издал указ, согласно которому блудниц следовало наказывать плетьми. Петр I запретил размещение публичных домов рядом с военными частями и предписал ссылать задержанных с солдатами и офицерами женщин на принудительные работы. Екатерина II в своем Уставе о благочинии 1782 года не возражала против существования домов терпимости, но настаивала на том, чтобы их разместили вдали от людских глаз, разрешая организовывать бордели только в строго определенных местах. Павел I последовал этому примеру, приказывая ссылать проституток в Иркутские фабрики, и ввел правило, согласно которому они обязаны были носить желтые платья для их отличия от обычных женщин.
Однако только Николай I, по поддержке министра внутренних дел Л. Перовского, решился не просто легализовать проституцию в России, но и сделать её понятной и контролируемой. В 1843 году был образован специальный комитет с задачей предотвращения распространения венерических заболеваний. В мае 1844 года были опубликованы правила для содержательниц публичных домов, которые касались не только условий открытия и функционирования борделей, но и норм поведения их работников.
Правила вводили строгий возрастной ценз для девушек: на работу в бордели допускаются лишь те, кто достиг шестнадцатилетнего возраста, что соответствовало брачному возрасту по российскому законодательству. Циркуляр 1901 года повысил эту планку до 21 года, что также соответствовало законодательным нормам того времени.
Также правила предписывали проституткам не обслуживать несовершеннолетних или студентов. Запреты согласовывались и с православными нормами: девушкам запрещалось принимать клиентов по воскресеньям и праздникам до обедни.
Вне закона
Первые подобные заведения начали появляться в России в конце XVII века. Петр I вел борьбу с проституцией, считая женщин этой профессии основными разносчиками венерических заболеваний. Его дочь, императрица Елизавета Петровна, даже издала указ о высылке содержательниц борделей из страны. ЕкатеринаII постановила заключать сутенеров и владельцев публичных домов в исправительно-трудовые учреждения на срок от двух недель до полугода, а ее сын Павел I распорядился депортировать публичных женщин в Иркутск и ввел обязанность носить желтые платья, чтобы обозначить их профессию.
Одним из первых домов терпимости в Петербурге стала заведена немкой Анной Фелкер, прозванной Дрездинкой. Она привезла из Германии несколько девушек (иностранок считали более чистоплотными) и арендовала дом на Вознесенской перспективе. Однако несмотря на то, что Анна периодически платила взятки чиновникам для защиты своего заведения, вскоре о её деятельности узнала сама императрица. Фелкер была заключена в Петропавловскую крепость.
В результате иностранные проститутки были выселены на родину, а русских девушек отправили в Сибирь. Тем не менее это совершенно не способствовало искоренению проституции.
Легализация проституции
Ситуация кардинально изменилась с приходом к власти Николая I. В связи с тем, что репрессивные меры не приносили результатов, а число венерических заболеваний в стране росло, император издал указ о легализации публичных домов, в которых было предписано осуществлять строгий врачебно-полицейский контроль.
Профессия проститутки стала официальной, их доходы подлежали налогообложению. Согласно установленным нормам, 25% гонорара оставалось девушке, а остальные 75% забирались хозяйкой.
29 мая 1844 года Министерством внутренних дел были установлены следующие требования к содержанию публичных домов: их открытие было разрешено исключительно с согласия полиции, и подобное разрешение могла получить только благонадежная женщина в возрасте от 30 до 60 лет. На работу в бордели запрещалось принимать девушек младше 16 лет, а к клиентам — несовершеннолетних и студентов. При этом содержательница борделя несла ответственность за своих работников, не имея права доводить их до крайностей, таких как изнурение через чрезмерное потребление.
Запрещалось принимать посетителей в воскресные и праздничные дни до завершения обедни, а также во время Страстной недели.
Бордели не имели никакой вывески и должны были находиться на значительном расстоянии от храмов и образовательных учреждений. В таких заведениях было разрешено иметь пианино и играть на нем, однако игры вроде шахмат строго запрещались. Кроме того, нельзя было украшать эти заведения портретами царственных особ.
Жрицы любви должны были становиться на учет в полиции, где им выдавался специальный желтый билет как заменитель паспорта. Обладатели желтого билета обязаны были регулярно посещать бани и проходить медицинские осмотры, проводимые полицией. Однако им разрешалось являться на осмотр в вуали. В случае нелегальной торговли своим телом на женщину могли донести, в результате она могла быть поймана полицией во время облавы, и желтый билет выдавался ей в принудительном порядке. С этого момента она могла зарабатывать себе на жизнь лишь занятием данными услугами.
Желтый билет
Этот билет, именуемый желтым из-за цвета бланка, имел фотографию женщины и записи: «Настоящий заменительный билет выдан проститутке (здесь указывается имя и фамилия), родом из (указывается населенный пункт), (возраст).» К билету прилагалась медицинская книжечка, где фиксировались результаты осмотров и уплата налогов. Медицинские осмотры проводились дважды в неделю, и согласно закону, женщина была обязана по первому требованию показывать данную книжечку клиенту. Клиенты не были обязаны предоставлять справки о своем здоровье. В Петербурге возникли фразы «по желтому билету» и «билетный». Мы помним, как у Достоевского отец Сони Мармеладовой сожалеет: “дочь моя по желтому билету живет”.
Заменительный билет фактически узаконивал занятие проституцией, придавая женщине особый статус: он мог быть у красивой гимназистки, вчерашней дворянки, прекрасно говорившей на французском и жившей в шикарном заведении с лакеями, и у бедной крестьянки, которая, скитаясь по всем кругам ада, арендовала угол в ночлежке с клопами. Единственное преимущество, которым обладали «билетные» девушки, это бухгалтерские книги, которые придавали определенную финансовую независимость, в то время как хозяйки все равно часто закабаляли своих работниц в невыносимые и рабские условия.
Хотя теоретически женщины могли обменять желтый билет обратно на паспорт, закон предусматривал несколько обстоятельств для этого: замужество, поступление в богадельню, или если женщина нашла себе опекуна, по требованию которого ей возвращали паспорт. Забавная ситуация произошла, когда несколько еврейских девушек, совершенно не имея отношения к проституции, использовали этот механизм для выхода за пределы черты оседлости, став на учет в врачебно-полицейском комитете, получили желтые билеты и по ним стали учиться в Психоневрологическом институте Бехтерева.
Почему Николай I легализовал жриц любви, и как работала система после внедрения желтых билетов
Подписывайтесь на обновления и получайте на почту одну самую читаемую статью раз в день. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В первой половине XIX века проблема венерических заболеваний приобрела масштаб настоящей эпидемии: до 15% солдат и граждан в крупных городах страдали сифилисом. Проститутки, которые не поддавались контролю со стороны государства и медицинских служб, являлись главными распространителями болезни. В 1843 году Николай I предпринял попытку исправить положение, издав закон, разрешающий женщинам легкого поведения работать только после получения специального документа – желтого билета.
Что вынудило Николая I легализовать древнейшую профессию в России
Не зря проституцию именуют древнейшей профессией – факты свидетельствуют о существовании женщин, занимающихся продажей любви, еще до нашей эры. В древних цивилизациях имели место храмовые проститутки, которых не только почитали как сестер бога, но и защищали законом наравне с добропорядочными горожанками.
В Российской империи женщины этой профессии традиционно относились к самым низким социальным слоям, а после XVII века их деятельность была официально под запретом. Тем не менее, несмотря на закрытие публичных домов и отправку потенциальных работниц на принудительные работы, число проституток продолжало расти, а вместе с ними увеличивалось и количество заболевших венерическими болезнями.
Поняв по неудачному опыту прошлого, что карательные меры не способны контролировать проституцию и её последствия, Николай I принял решение легализовать дома терпимости. В 1843 году по специальному указу Императора публичные женщины получили законное право заниматься проституцией, находясь под строгим контролем полиции и медицинских учреждений.
Кому и на каких условиях выдавались желтые билеты
После объявления легализации публичной деятельности женщины обязаны были становиться на учет в врачебно-полицейские комитеты, откуда у них изымали паспорта и выдавали взамен желтые – заменительные – билеты и медицинские книжки. Получить официальный статус жрицы любви могла любая 16-летняя женщина, но при условии, что она не была девственницей. В противном случае, даже более зрелая женщина могла получить отказ после медицинского осмотра. В 1901 году возрастная граница для новых проституток была увеличена до 21 года, что также соответствовало нормам законов того времени.
Потеря паспорта ограничивала женщину в правах. Получив желтый билет, она теряла возможность зарабатывать на жизнь другим способом, кроме как посредством продажи своего тела. Возврат паспорта в случае желания прекратить «профессиональную жизнь» представлял собой сложный и длительный процесс, пройти который было практически невозможно. Кроме того, испорченная репутация на деле не оставляла надежд на лучшие изменения в жизни, фактически вынуждая многих заниматься проституцией до наступления старости или полной утраты здоровья.
Также согласно правилам 1844 года от обладателей желтых билетов требовалось проходить медицинский осмотр дважды в неделю и фиксировать результаты осмотров в медицинской книжке. Лечение проституток при выявлении профессиональных заболеваний полагалось производить за счет государственной казны. Однако из-за высокой нагрузки на врачей – на 200-300 осмотров за 4 часа – многие осмотры превратились в формальность, где внимание уделялось лишь явным симптомам.»,
Жить-поживать
Согласно николаевским правилам 1844 года, проституткам разрешалось не только жить в публичном доме, но также снимать отдельные комнаты, хотя делить их с другими работницами было строго запрещено. В 1861 году уже разрешалось жить с соседками. Переезд на новое место также требовал обязательного согласования с полицией.
Работа в доме терпимости подразумевала, что женщина должна отдавать не более 75% своего заработка содержательнице заведения. Взамен она получала помещение со светом и отоплением, полноценное питание, необходимое белье, одежду и обувь – всё необходимое для работы и жизни, хотя без излишеств. Если работница проработала менее года и решила покинуть бордель, ей предстояло вернуть всё, что было куплено хозяйкой, и забрать только те вещи, что были у неё при приходе. Если же она проработала больше года, то все нажитые вещи оставались у неё.
В случае долгов перед содержательницей, по правилам она могла уйти в любой момент, не возвращая деньги, но с условием, что должна была предоставить доказательства своего исправления, отработав определенное время в благотворительных учреждениях, таких как Общество сестер милосердия.
О правилах гигиены и поведения
В установленных правилах предписывалось, чтобы женщины как можно чаще омывали свои детородные органы водой. После каждого клиента необходимо было использовать спринцовку, а также по возможности менять белье. Они должны были еженедельно посещать баню, а в свои критические дни – отдыхать от работы.
Помимо требований гигиеничности, публичные женщины должны были следить за своим внешним видом, отказываясь от чрезмерного употребления алкоголя и косметики. Ведущие себя скромно и воздержанно, они должны были избегать привлечения внимания к себе, не приставать к прохожим и не призывать их к себе. Кроме того, запрещалось гулять в общественных местах большими группами и приближаться к церковным и учебным заведениям.
«`