Ностальгические ворота Козакова

Прощание с Хоботовым: Коллеги Анатолия Равиковича вспоминают актера и его роли

Анатолий Равикович

8 апреля в Санкт-Петербурге скончался актёр театра и кино Анатолий Равикович, которому был всего 75 лет. Свою карьеру на театральной сцене он начал в конце 1950-х годов, а в кино дебютировал в первой половине 1970-х. Наибольшую популярность ему принесла роль Льва Евгеньевича Хоботова в фильме «Покровские ворота», вышедшем в 1982 году.

Анатолий Равикович имел сложные отношения с ролью Хоботова. Сам актер неоднократно признавался, что во время съемок в «Покровских воротах» ежедневно возвращался домой и жаловался своей жене, что не может справиться с данной ролью и очень долго был недоволен своим образом Хоботова. Это, по его словам, связывалось с тем, что режиссер Михаил Козаков имел четкие представления о том, каким должен быть этот персонаж. Тем не менее, впоследствии Равикович признавал, что Козаков был прав в своих требованиях: «Я не чувствовал того воздуха Москвы, который был так хорошо знаком Козакову». Более того, он откровенно говорил: «Я мог бы совершить такую же ошибку, как Лев Евгеньевич: влюбиться в 42 года и бросить всё. Это меня роднит с Хоботовым, я, как и он, человек чувства».

За почти полувековую карьеру Анатолий Равикович работал со многими известными театральными и киноактерами. Он снимался в фильмам таких именитых режиссеров, как Михаил Козаков и Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Сейчас многие его коллеги с теплом вспоминают как самого актера, так и его многочисленные роли.

Наталья Крачковская (актриса):

«Он был невероятно умным актером. Играть в комедии может только талантливый артист, что само по себе составляет редкое качество. Поэтому мне всегда казалось, что если Равикович появляется в фильме, то это обязательно будет хорошо.»

“Он создавал атмосферу уюта. Конечно, этот актер был блестящим, таких очень мало. Анатолий был настолько внимателен, что у меня сложилось впечатление, что он никогда не обидит никого. Он всегда излучал теплую доброту. В его роли была частью его самой природы, ведь, в конечном счете, каждый актер в каком-то смысле играет самого себя”.

Старик обернулся Апполоном

Ирина: «Я пришла на работу в ленинградский Театр Ленсовета сразу после окончания театрального училища. Анатолий Юрьевич, который играл возрастные роли — Мармеладова и Санчо Пансо, тогда казался мне старцем.»

“Однажды мы случайно встретились в канцелярии, и я увидела, какие у Равиковича молодые и выразительные глаза. В тот момент я даже не могла предположить, что впереди нас ждёт любовный роман. Все важные события в жизни обычно происходят тогда, когда ты не ждёшь никаких изменений.”

“Я приехала в Ленинград из Горького вместе с гражданским мужем и была вполне довольна своей семейной жизнью. Мне было 18 лет, и многие обращали на меня внимание из-за моей фигуры. В то время я даже не носила нижнее белье, поскольку не чувствовала в этом необходимости. Однако я совершенно не собиралась никого соблазнять, ведь если я кого-то люблю, то другие для меня не существуют. Анатолий, который тогда был ведущим актером Театра Ленсовета, безусловно, вызывал у меня восхищение — но сначала исключительно как артист.”

Ирина Мазуркевич в фильме О бедном гусаре замолвите слово, 1980 г.

Анатолий: «Я обратил внимание на Иру с первого взгляда. В тот момент мне казалось, моё существование завершилось, осталось лишь доживать жизнь. И вдруг появляется это прекрасное, чистое, открытое, юное создание с широко раскрытыми глазами, в которых так и светится желание творить и наслаждаться жизнью. Это не могло не подкупать меня. Я чувствовал, что это появление напомнило мне о новой жизни, хотя я находился на краю пропасти.»

“Чуть позже мы начали репетировать совместный спектакль, где я играл учителя, а она — ученицу. Я заметил, что моя симпатия к ней, похоже, взаимна, но долго не решался признаться в своих чувствах. И дело было не только в том, что я был вдвое старше её — на тот момент у меня была семья, и моя дочь Маша была только 8 лет.”

Прошло несколько месяцев, наступил момент Нового года. Мы отмечали его в большой компании, немного выпили, а потом оказались наедине. Я, наконец, с робостью сказал: «Вы мне очень нравитесь».

— Ирина, чем же он вас завоевал? Все же Анатолия Юрьевича сложно назвать Апполоном.

— Когда мы только познакомились, он был настоящим Апполоном — худым, поджарым и статным, с красивой фигурой, он свободно выполнял сальто на сцене. Но объяснить, за что любишь, невозможно. Возможно, самое привлекательное качество для меня было и остаётся его отменное чувство юмора. У меня тоже было хорошее чувство юмора с самого начала, но общение с Толяником значительно отточило его.”

Анатолий Равикович в фильме Приморский бульвар, 1988 г.

Уйти из семьи Толя решался два года

— Чувствам, конечно, не прикажешь. Но вас не смущало, что ваш избранник женат и у него есть дети?

— Да, меня это очень смущало. Я переживала, не зная, чем всё это может закончиться: останется ли он со мной или вернется в семью. Дочь для Толи была чрезвычайно важна, он всегда её очень любил. А мне он всё время повторял: «Ты всё равно меня бросишь! У нас нет будущего!». Они с семьёй только тогда получили квартиру, и уйти ко мне в 12-метровую комнату в коммуналке с одним чемоданом — это был бы настоящий поступок. Толя решался на это целых два года.

Это интересно:  Рак в 34 года, измена мужа, богословие: что стало с актрисами из Берегите женщин

Я не закатывала сцен, не ставила никаких жёстких условий, просто жизнь сама подсказывала нам каждый шаг. Поскольку пока ничего не было решено, приходилось скрывать наши чувства.

Мы много гуляли по городу, часами катались на трамвае, наслаждаясь беседами о всем подряд. Несмотря на большую разницу в возрасте, оказалось, что у нас много общего! Если бы через три дня у нас выяснилось, что нам не о чем поговорить, можно было бы прекратить всё на одной из конечных остановок.

Ирина Мазуркевич в фильме Встретимся в метро, 1985 г.

— Со стороны могло показаться, что ваш союз напоминает отношения отца и дочери, тем более что вы часто играли такие роли на сцене.

Ирина: «Мы всегда были друг для друга мужем и женой, даже если в начале я чего-то не осознавала. Разница в возрасте чувствовалась, но у меня есть хорошая женская интуиция, и она меня никогда не подводила. Чему меня научил муж? Клеить обои, читать газеты, разбираться в политике и смотреть футбол. В последние годы Толя жалуется, что тратить время на бездарных игроков — это пустая трата времени, а я продолжаю смотреть матчи из привычки!”

— Как вы считаете, жизненный опыт вреден или полезен? С одной стороны, это знание, как избежать проблем, но с другой — определенные страхи и напряженность.

Ирина: «На мой взгляд, прожить жизнь счастливо — это значит прожить без излишних страданий. Без опыта тут вообще не обойтись.»

Анатолий: «Лучше всего, конечно, учиться на простом жизненном опыте других людей. Однако жизнь доказывает, что это удается немногим. И когда стремительно приходит любовь, весь прежний опыт может оказаться вне реальности!»

Хоботов из «Покровских ворот» и другие яркие роли Анатолия Равиковича

Сказка о Мите и Маше, о веселом трубочисте и мастере Золотые руки (1967)

Капитан Соври-голова (1979)

Покровские ворота (1982)

Приморский бульвар (1988)

Загадка Эндхауза (1989)

Привал странников (1990)

Вопрос о двух мужьях при одной жене

Прототипом куплетиста-эстрадника Аркадия Варламовича Велюрова, которого сыграл Леонид Броневой, стал известный эстрадный мастер Илья Набатов. В фильме была использована его острая политическая сатира: «Вся Америка в страшном смятенье: Эйзенхауэр болен войной, но в публичных выступлениях говорит, что за мир он стеной!». Интересно, что до создания фильма режиссер Михаил Козаков ставил в московском театре на Малой Бронной спектакль «Покровские ворота», где роль Велюрова сыграл другой известный еврейский артист Григорий Лямпе. Тем не менее, в телеверсии Козаков отдал предпочтение Леониду Броневому.

Анатолий Равикович исполнил роль Льва Евгеньевича Хоботова — редактора поэтических переводов с романских языков, который оказался несоциальным и неприспособленным к быту. Прототипом для Хоботова стал на самом деле еврейский литературный критик Борис Аронович Песис, известный своими трудами по французской литературе.

Бывшая жена Хоботова, переводчица Маргарита Павловна, сыгранная Инной Ульяновой, как мы помним, проживает одной квартирой с двумя мужьями — Саввой Игнатьевичем и Льва Евгеньевича. Однако, при выборе актеров, когда режиссер ставил вопрос о двух мужьях при одной жене, возникли сложности. В своей книге «Рисунки на песке» Михаил Козаков так описывает этот выбор: «У меня было два состава — один звездный, а второй без имен. На худсовете, когда я показывал пробы обеих групп, все единогласно требовали справедливой, но менее именитой версии. Решение оставалось за директором «Мосфильма». В итоге Сизов сказал, что оба состава хороши и выбор за режиссером». Инна Ульянова подарила после завершения съемок Козакову медаль «За спасение утопающих актеров», ведь её в кино практически не снимали.

Однако самая большая трудность возникла при поиске исполнителя роли молодого аспиранта-историка Кости Ромина. Козаков вспоминал: «Перепробовали девятнадцать кандидатов — все были мимо. Наконец нашли — Олег Меньшиков, тогда студент театрального Щукинского училища. Паренек ростом не выше среднего с очаровательной улыбкой, однако его глаза были умные, а хохот заразительным. В свои юные годы он тоже не имел опыта, но пробился своим талантом.”

По сути, молодой человек в исполнении Меньшикова воспринимается как начинающий свободный шестидесятник. Интересную трактовку образа предложила в 1990 году кинокритик Валентина Иванова: «В этом Костике, которого играет Меньшиков, есть что-то настораживающее и прагматичное. Хотя такое время, когда милые, бесплатные Костики доминируют, еще далекое, но он уже не теряется.”

В фильме Костик говорит: «Молодость — это мгновение. Вы даже не успеете оглянуться, как я изменюсь. И совсем не в лучшую сторону.»

Действительно, Олег Меньшиков изменился, это еще один штрих, который приходит в голову, пересматривая ленту. Это заметно печально. Ведь недавно Театр имени Ермоловой, где сейчас Меньшиков является художественным руководителем, договорился о сотрудничестве со Следственным комитетом России. В театре надеются, что такое объединение поможет реализовать интересные творческие инициативы. Это поднимает вопрос о соответствии экранных образов и реальных биографий актеров, а также о разочарованиях. Печально наблюдать, как многие талантливые актеры, сыгравшие достойных героев, становятся проводниками неприемлемых политических идей.

Это интересно:  Слова о санкциях, мнение об СВО, три дочки: как живет актер Иван Колесников

Деспот или никогда не давил?

Актеры вспоминают о съемках, их мнения о режиссере разнятся. Так, Анатолий Равикович ожидал получить удовольствие от работы: «замечательные партнеры, интересный сценарий, талантливый режиссер. Однако на практике всё оказалось совсем не так просто. Для меня Михаил Козаков стал настоящим мучителем, товарищем, который не оставлял меня в покое.» Режиссер, имея диссидентский опыт, оказывается строгим, чувствительным и даже деспотичным — его требования к артистам порой граничили с жестокостью. «Козаков показывал, как нужно обязательно играть каждый жест, каждое слово, и требовал точного копирования своей интерпретации», — признавался Равикович.

Поэтому когда Равиковичу уже за сорок, он привыкает к созидательной вместе с режиссёром атмосфере: «В итоге, дело не в самолюбием. Могу даже сказать, что важно, чтобы роль была придумана хорошо.” Но как оказывается, отношения складываются не только с личным участием Показанная на экране версия этой истории взамен становится нехорошей.

На премьере в Московском доме кино, по непонятным причинам, Равиковича не было. Позже, в вечернем звонке прорвалась радостная новость: «Толя, это Рязанов. Я только что посмотрел «Покровские ворота», это удивительно! Я чуть не плакал. Сколько в этом ностальгии! Поздравляю тебя!”

Когда лента вышла на экраны, актер был в центре всеобщего внимания: его знали на улице и радовали приезжающие к нему. В театре это также вызвало недовольство некоторых артистов — довольно точный знак успеха. «И только одно чувство преобладало — достичь реализации своих внутренних страданий и мук. Я был готов снять шляпу перед Козаковым. Осознав, что все мои переживания, несоответствие и страдания ничто по сравнению с успехом этого фильма у зрителя.»

Елена Коренева, сыгравшая медсестру Людочку, за свою очередь не согласна с аналогичной точкой зрения: «Съемки «Покровских ворот» проходили в легкой атмосфере – несмотря на все тотальную требовательность Михаила Михайловича. Он обсуждал новые идеи сцен, советовался и новаторски менял их по ходу работы. Забавные моменты даже возникали во время репетиций таких сцен, как каток, когда мы, ни я, ни актриса Валя Воилкова, не умели кататься — в итоге на льду главного попал Толя, который катался прекрасно.»

Олег Меньшиков с теплотой вспоминает о работе с Козаковым: «Михаил Михайлович ко мне относился потрясающе. Он открыл мне мир, который не многим доступен. Я прочитал «Реквием» Ахматовой благодаря его интерпретации. И в нем — невероятно остроумного и знающего поэта — я впервые осознал в полном объеме эти произведения, которые были идеалами.» Я даже вспоминаю ужин с Леонидом Броневым, человеком с непростым характером, с которым многие старались не общаться. Для меня же, получившее приглашение, выставляло для меня совершенно новый узнаваемый мир.”

Когда происходит действие «Покровских ворот»?

Многие события происходят в районе Чистых прудов. И здесь Козаков совершил подмену - на самом деле сняты Патриаршие - там просматривается дом 1911 года с характерными очертаниями.

Прежде всего, «Покровские ворота» — это одноименная пьеса драматурга Леонида Зорина, написанная в 1974 году. Пьеса имеет автобиографический подтекст, так как Зорин описал своих соседей по коммуналке, где жил после переезда в Москву в 1948 году. И все же, он жил не на Бульварном кольце, но переосмыслил место действия, переместив его в район улицы, ближе ко второй половине пятидесятых годов. Это была вторая половина 1950-х, когда Хрущёвская оттепель оказала свое влияние на общество. Именно этот момент и стал основой для того, чтобы Козаков адаптировал этот сюжета. Формируя характеры героев, он придавал им немаловажные черты и эмоциональные аспекты.

В тексте пьесы лишь один персонаж имеет указанный возраст: в примечании указано, что Аркадий Велюров — это высокий полный мужчина лет сорока пяти. В фильме же эту роль исполнил заслуженный артист нашего кино Леонид Броневой, рост которого составлял 177 см; в момент съемок (лето 1982 года) актеру было 53 года. Впрочем, представить сейчас иного Велюрова, пожалуй, невозможно. Отметим, что в спектакле театра на Малой Бронной эту роль около восьми лет играл актер Григорий Лямпе, однако в своем фильме Козаков его не позвал.

Возраст еще одного персонажа известен уже из фильма — в одном из диалогов с Людочкой Лев Евгеньевич Хоботов признается: «А между тем мне уже 43 года». Если ориентироваться на факты биографии Зорина, Хоботов мог родиться примерно в 1905 году и пережил многое, но ему не было случаев войти в военную армию. Если же исходить из текста пьесы — он на 10 лет младше. Роль Хоботова исполнил Анатолий Равикович, который на момент съемок был чуть старше своего персонажа, ему было 46 лет. Интересно, что другим кандидатом на эту роль был Андрей Миронов, и если бы задумка Козакова была реализована, зрители могли бы увидеть совершенно другого Хоботова.

Герои «Покровских ворот» вне возраста

Возраст других персонажей «Покровских ворот» можно определить лишь косвенно. Например, главного героя, московского аспиранта-историка Костика Ромина — это альтер-эго автора пьесы, так как Зорин стал москвичом в 24 года. Кстати, именно драматург окончательно утвердил на эту роль весьма молодого, 22-летнего Олега Меньшикова, который был недавним выпускником театрального училища.

Это интересно:  Биография Александра Ширвиндта

Ситуация с властной и ревнивой переводчицей Маргаритой Павловной также запутанная. Скорее всего, она немного младше своего бывшего мужа Хоботова, но на сколько именно — неизвестно. Актриса Инна Ульянова на момент съемок была заметно моложе Равиковича — ей было только 38 лет.

С новым мужем Маргариты Павловны тоже сложная ситуация. Гравер и учитель граверов, Савва Игнатьевич Ефимов, который прошел путь на фронте Великой Отечественной войны, имеет несколько медалей — их можно разглядеть в фильме, когда он одевается на свою свадьбу. В интернете было проведено исследование этих медалей, благодаря которому можно проследить его боевой путь — от Сталинграда (медаль За оборону Сталинграда) до Варшавы и Берлина (За освобождение Варшавы и За взятие Берлина), а после сражения на эти награды он получил медаль За победу над Германией.

В пьесе и фильме Савва – почти ровесник Маргариты и выглядит помолодше своего проигравшего соперника. Его сыграл актер Малого театра Виктор Борцов, который родился в 1934 году — он ровесник Ульяновой.

Возраст других второстепенных персонажей этой истории проще всего вычленить по возрасту сыгравших их театралов. Так, тетю Костика, Алису Витальевну, сыграла 71-летняя актриса Софья Пилявская, которая работала в МХАТе. Кстати, Пилявская была едва ли не последним человеком, удостоившимся звания народной артистки СССР, — она получила его в декабре 1991 года, вместе с Олегом Янковским.

Новую любовь Хоботова, медсестру Людочку, сыграла Елена Коренева — её резюме включало работы в театре и съемки в таких известнейших фильмах, как «Романс о влюбленных», «Сибириада», «Ярославна, королева Франции», «Экипаж» и «Тот самый Мюнхгаузен». На момент съемок «Покровских ворот» Кореневой было всего 29 лет, что делает разницу в возрасте с 43-летним Хоботовым заметной, но не слишком большой. Однако именно Коренева стала одной из причин, по которой премьера фильма Козакова была перенесена на 1983 год, так как она вышла замуж за иностранца и уехала в США — это в те времена воспринималось как почти измена Родине. Но в итоге всё обошлось: зрители смогли увидели полный фильм, который быстро вошел в обиход и стал весьма популярным благодаря остроумным репликам и удачному сценарию. Высокие, высокие отношения!

Анатолий Равикович – актёр, который в жизни повторил судьбу своего нелюбимого киногероя Хоботова

Подписывайтесь на наш новостной рассылок, чтобы получать самую читаемую статью одного дня. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Анатолий Равикович.

Полвека своей жизни он посвятил театру. Играл на сцене с такими коллегами, как Боярский и Фрейндлих. Начинал с перевоплощения в персонажа Карлсона и преданного оруженосца великого идальго. Но больше всего ему запомнили в роли недотёпы-Хоботова из фильма “Покровские ворота”. Сам Анатолий Равикович находил это как забавным, так и зловещим одновременно, его многолетнее служение театру вызывало споры.

Негероический герой

Красавец студент Анатолий Равикович.

Анатолий Равикович родился в семье двух преданных комсомольцев. Его мама была так привержена партии, что однажды участвовала в раскулачивании собственного отца. В шестилетнем возрасте он оказался в эвакуации в городе на берегу Волги, и там впервые столкнулся с тем, что значит быть евреем: местные мальчики дразнили его, не принимая в свою компанию. Когда семья вернулась в Ленинград, Анатолий пошел в пятый класс и опять столкнулся с одиночеством.

Равикович в начале творческого пути.

В школе его дразнили, и учителя откровенно недолюбливали. Школа для него запомнилась как тюрьма, наполненная жестокими законами. Единственным спасением для него стал драмкружок, в который он ходил не столько из желания стать актером, сколько из-за симпатичных девочек, которые там были. Прекрасные лица противоположного пола не относились к нему с подначками и не высмеивали.

Мастер перевоплощений.

Когда настало время поступать в вуз, так называемый пятый пункт биографии Анатолия сыграл ему на пользу. Хотя юноша даже не думал становиться артистом, театральный вуз был единственным местом, где прием лиц еврейской национальности не ограничивался. Отец Равиковича был против выбора сына и считал профессию актера несолидной и несерьезной. Тем не менее, Анатолий поступил в театральный институт им. Островского в Ленинграде.

Замечательный идиот

Тот самый Хоботов.

Подав документы в театральный, Равикович невероятным образом дошел до третьего тура. Он столь утомил комиссию прочтением басен, что его чуть не выгнали из аудитории, но он сам вызвался спеть. В этом моменте проявился его талант комика. После его сольного выступления члены комиссии долго смеялись и даже Аркадий Райкин, который присутствовал там, не сдерживал слёз от смеха.

Будущий куратор Анатолия принял решение, что «замечательный идиот» должен учиться на его курсе. На следующий день Равикович увидел своё имя в списке зачисленных студентов — оно было написано в конце от руки. Спустя годы Михаил Боярский отозвался о Равиковиче, как о блестящем актере, обладающем отменным мастерством перевоплощения.

Театр — жизнь

Кино Равикович не воспринимал всерьез. Его любовью был театр.

Оцените статью
wow-lab.ru
Добавить комментарий