Красота с оптимизмом. Любовь и переезды Татьяны Лютаевой
Роль Анастасии Ягужинской в сериале «Гардемарины, вперед!» стала яркой визитной карточкой актрисы Татьяны Лютаевой. Однако сама Татьяна не считает эту роль венцом своего творчества. Она открыто признается, что ее актерский дебют был для нее довольно сложным: nerves, адреналин, трепет заставляли трястись поджилки. Тем не менее, именно Анастасия сделала Лютаеву известной, и во время съемок она также вышла замуж.
Татьяна родилась в интеллигентной семье в Одессе. Отец будущей актрисы был геологом, а мать — психиатром-логопедом. Родители не имели непосредственного отношения к искусству, что поставило их в затруднительное положение, когда дочь в старших классах начала проявлять интерес к театру. Они не могли понять, зачем ей это нужно и как можно связать свою жизнь с такой нестабильной профессией.
Будущая актриса росла скромной девочкой, обладающей высокой, худощавой фигурой и второстепенными чертами, что добавляло ей стеснения. Она часто не смела заявлять о себе и предпочитала оставаться в тени. Мать, смахивая слезу на родительских собраниях, часто подчеркивала: «А моя Танечка — самая обыкновенная». Так, вопреки родительским ожиданиям, Танечка начала интересоваться театром, и когда в школе открыли специальный класс для подготовки будущих актеров, она пришла в восторг.
Татьяна мечтала учиться в специализированном классе, но, к сожалению, смогла поступить лишь как вольнослушатель и много труда вложила в обучение, стремясь овладеть этой загадочной и притягательной профессией.
В то же время на семейном фронте все шло не очень гладко. Родители поднимали вопрос о разводе. Они ставили перед дочкой вопрос о том, с кем она предпочла бы остаться. Татьяна, плача, не могла сделать выбор между ними.
К БАТАЛОВУ
На выпускные классы в Одессу приехал выдающийся актер и режиссер Алексей Баталов, который искал талантливых ребят для своего курса во ВГИКе. В поисках дарований он прослушивал учеников из специализированных театральных классов, в их числе была и Татьяна. Она проникновенно читала стихи Пастернака, пока Баталов не остановил ее с неожиданным предложением: «Расскажи, пожалуйста, анекдот».
Сейчас Татьяна с улыбкой вспоминает, что в то время знала множество анекдотов, но все они были неуместными в приличном обществе. Она стыдливо потратила несколько секунд, чтобы вспомнить что-то подходящее. Наконец, ей удалось рассказать хоть что-то без ненормативной лексики, и к ее удивлению, она успешно прошла отбор во ВГИК!
Как объяснял позднее Баталов, он принял решение взять Татьяну не только потому, что она интересно рассказывала анекдоты, а благодаря тому свету и умению мысли, которые отражались в ее глазах, когда она пыталась вспомнить, что же рассказать. Это откровение уже тогда сильно впечатлило мэтра.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Татьяна Лютаева появилась на свет 12 марта 1965 года в Одессе — одном из старейших, ярких и красивых городов Украины — в семье геолога и психиатра-логопеда. Саму Танюту всегда восхищала возможность новых знакомств, и она утверждала, что во многом похожа на своего отца и по внешности, и по характеру, стремящемуся к путешествиям и открытию нового.
Уже в раннем возрасте Татьяна заинтересовалась театром, но родители не видели в этом никакого таланта, и представить, что их дочь станет известной актрисой, для них было чем-то нечеловеческим.
Татьяна всерьез начала задумываться о будущем только в выпускных классах. Хотя она не считала себя красавицей из-за своей худобы и стеснительности, сцена для нее становилась все более привлекательной.
Однажды она все же решилась и пошла поступать в театральный класс, организованный известной в театральных кругах Одессы О.С. Кашневой, дружившей со знаменитостями, такими как Высоцкий и Влади, что лишний раз подчеркивало ее весомое влияние в сфере театра.
Конкурс в этот класс был крайне высок. Немногие театральные вузы того времени могли похвастаться таким числом желающих. Хотя Татьяна смогла стать лишь вольным слушателем, обучение было для нее настоящим откровением, и она с увлечением погрузилась в процесс.
В этот период года Алексей Баталов решил взять в свой курс новых студентов во ВГИК. Он произвел прослушивание в Одессе, где в числе комиссии были известные личности, включая Кузнецова и Ардова. Татьяна долго готовилась и выучила стихи Пастернака, однако ее неожиданно попросили рассказать анекдот. Оказавшись в замешательстве, она вспомнила только около пары приличных шуток, к собственному удивлению прошла кастинг. Она стала студенткой курса А.Баталова, который окончила в 1986 году.
КИНО
В театральных вузах обычно присутствуют известные режиссеры, которые просматривают выпускные спектакли в поисках новых лиц для киноиндустрии. Это произошло и во время дипломного спектакля Татьяны. Его увидела Светлана Дружинина, которая позже пригласила актрису на кастинг для своей картины «Гардемарины, вперед!». Татьяна произвела хорошее впечатление и моментально была утверждена на роль Анастасии Ягужинской, что привело к ее дальнейшей популярности среди зрителей. Фильм стал настоящим хитом, благодаря которому все актеры, включая Татьяну, стали известными в Советском Союзе. Татьяна Лютаева была удостоена звания «Открытие года».
В ее героиню были влюблены сразу два персонажа, роли которых исполнили Сергей Жигунов и Михаил Боярский. В этом фильме Светлана Дружинина собрала впечатляющий актерский состав: Дмитрий Харатьян, Евгений Евстигнеев, Александр Абдулов, Владимир Шевельков, Наталья Гундарева и Р. Маркова. Для озвучивания роли Ягужинской была приглашена другая актриса — Анна Каменкова.
После выхода фильма Татьяна направилась навестить семью в Одессу. Родители всегда недооценивали увлечение дочери театром, однако после просмотра фильма и положительных отзывов, поняли, что Татьяна выбрала правильный путь. Они больше не сожалели о том, что их дочь пошла по пути артистки, а не стремилась стать врачом.
Спустя много лет актриса признала, что выходя из дома после премьеры, очень волновалась. Ей казалось, что поклонники будут настигать ее, прося автографы. К ее большому удивлению, этого не произошло. Она бродила по городу и разочарованно задавала себе вопросы о том, где же та слава и признание, о которых она мечтала. Однако вскоре она посмеялась над своими ожиданиями и успокоилась.
Режиссеры стали предлагать Татьяне новые роли, однако она решила на некоторое время отдохнуть от кино и поехать к мужу в Вильнюс.
В конце 1980-х Татьяна смогла понемногу вернуться на экраны. Ее первой работой в этот период стал фильм «Дама с попугаем», снятый в 1988 году, за ним последовали «Семья вурдалаков» (1990), «Семь дней после убийства» (1991), «Виват, гардемарины!» (1991) и «Паутина» (1992).
Кризис 90-х годов серьезно ударил по постсоветскому кинематографу. Для производства фильмов требовались внушительные бюджеты, однако у большинства людей их не было. Поэтому у знаменитых и опытных актеров практически полностью исчезли предложения о работе. В этот непростой период Татьяна полностью посвятила себя театру.
Возвращение Татьяны Лютаевой в мир кино произошло в 2004 году, когда она переехала в Москву. В 2005 году ей предложили роли в фильмах «Есенин» и «Охота на изюбря», а в 2008 году она снялась в «Обручальном кольце».
2009 и 2010 годы были запомнены съемками в комедиях «Самый лучший фильм-2» и «Выкрутасы». В последующие годы она продолжала активно сниматься. В ее фильмографии появлялось все больше работ в сериалах, часто она играла центральные роли.
НАЧАЛО КАРЬЕРЫ И ПЕРВОЕ ЗАМУЖЕСТВО
Во время учебы в институте Татьяна познакомилась с студентом режиссерского факультета Олегасом Дитковисом. Татьяна училась уже на третьем курсе, а он только что поступил к Игорю Таланкину, где учились также Дмитрий Месхиев, Валерий Тодоровский и Иван Охлобыстин. В то время сама Татьяна была влюблена в клоуна, который выступал под руководством Юрия Никулина, но эта любовь была неразделенной.
Татьяна вспоминает: «Есть такие женщины, которые только больше влюбляются, когда мужчины вызывают в них ревность. Я же, наоборот, закрываюсь». Однако Олегас проявлял настойчивость, ухаживая за Татьяной, и в конечном итоге она ответила взаимностью. После окончания четвертого курса влюбленная пара поехала в Литву, где быстро зарегистрировала свой брак.
ГАРДЕМАРИНЫ
Режиссер Светлана Дружинина разглядела талантливую молодую актрису в дипломном спектакле и предложила ей роль Анастасии Ягужинской. Когда работа над сериалом находилась на завершении, Татьяна, чтобы скрыть свою беременность, снималась в просторной одежде с пышными оборками и чаще всего крупными планами.
Михаил Боярский, выступавший в роли ее партнера, стал не только ее партнером по съемкам, но и учителем. В одной из сцен ему предстояло ударить актрису по щеке. Ударить женщину, а тем более актрису — сложная задача, и поскольку Боярский делал это нежно, эмоций, требуемых режиссером Дружининой, они не вызывали. После этого Светлана отведала Боярского в сторону и сказала: «Я тебя умоляю, дай ей пощечину посильнее».
Когда Боярский выполнил это с нужной силой, Татьяна повернулась с таким сильным гневным лицом, что этот момент считается одним из самых удачных в работе обоих актеров. Позже Михаил, стоя перед ней на коленях, просил прощения за столь болезненный удар.
ВЫШЛА НА УЛИЦУ — НИКТО НЕ УЗНАЛ
Татьяна справилась с волнением. И продолжает справляться, ни на кого не рассчитывая и не ожидая помощи. Она отмечает, что к 50 годам наконец-то смогла заработать на свой комфортный дом, да не где-нибудь, а на Николиной горе. Теперь в этом доме достаточно места для детей и внуков. Татьяна и Агния, ее дочь, поддерживают очень близкие взаимоотношения. Они делятся сокровенным, снимаются вместе, и даже организовали свой собственный фильм «Камень. Ножницы. Бумага», в котором Татьяна выступила в качестве режиссера, сценариста и исполнителя главной роли. Более того, они открыли агентство по подбору домашнего персонала и стали лицами клиники безоперационных технологий.
Да, жизнь такова… Ранее Татьяна высказывала негатив по поводу искусственного омоложения, утверждая, что все становятся похожими друг на друга. Теперь она сама попробовала изменить свою внешность. Она старается убедить всех, что на самом деле она только убрала неприглядные грыжи под глазами, и это была ее единственная операция. Однако на фотографиях видно, что изменения гораздо более заметны, чем она признает. Интересно, смогут ли зрители узнать Татьяну Лютаеву в Asntasy в продолжении этой истории, спустя целых 30 лет?
Неизвестно, повторится ли ситуация как в 1988 году, когда беременная Анастасия вернулась в Одессу после премьеры, ожидая, что все ее будут узнавать. Она решила прокатиться на троллейбусе и прогуляться по бульварам, но к ее разочарованию — никто не подошел, ни один одесский житель не узнал свою новую звезду. Так, «звездная болезнь» обошла ее стороной, и с тех пор Татьяна более не испытывала ее.
Тем не менее, для Татьяны «Гардемарины, вперед!» остаются основной вехой в ее карьере. И она не раз искренне отмечала: «Хорошо, что так!», радуясь совместной жизни и работая над тем, чтобы наслаждаться каждым моментом. Ее одесский темперамент и жизненные принципы неизменно поддерживают ее: «Если у тебя есть цель, следуй к ней. Если не можешь бежать — иди, если не можешь идти — ползи, а если и ползти не можешь, просто ляг в направлении своей цели».
АКТЕРСКАЯ КАРЬЕРА
Учебу в институте Татьяна Лютаева завершила в 1986 году, и сразу после выпуска началась ее карьера в кино. Ее первая же роль стала звездным взлетом — она сыграла Анастасию Ягужинскую в многосерийном приключенческом фильме «Гардемарины, вперед!».
Режиссер Светлана Дружинина долго искала актрису на главную роль. Она не могла найти подходящую юную красавицу, пока ей не советовали обратить внимание на Татьяну, которая в тот момент играла в своих дипломных спектаклях. Дружинина увидела Татьяну в спектакле «Тень» по Шварцу. На следующий день после этого в общежитии, где жила Татьяна, раздался телефонный звонок. Актрису позвали на пробу в «Мосфильм», где ей помогли подготовиться к кастингу, подобрали платье и провели пробные съемки. Более всего она запомнила атмосферу — запахи и звуки вокруг.
Скоро она получила записку с просьбой срочно позвонить в «Мосфильм». В разговоре ей сообщили, что она утверждена на роль. Татьяна помнит это чувство, когда казалось, что это происходит только с другими и она словно видит это в стране снов.
Съемочный процесс проходил летом под Калинином (сейчас Тверь), но был продлен из-за того, что у Светланы Дружининой сломали ногу, заставив всех ждать. В последнем акте съемки крупными планами снимали Татьяну, поскольку она была беременна на тот момент. Несмотря на новые испытания, Татьяна не испытала всей той славы, которая, казалось бы, ожидала ее. После завершения съемок она уехала к мужу в Литву, и ее заботы были связаны с семейной жизнью, а не с карьерными планами.
Лютаева устроилась в Русский драматический театр в Вильнюсе, ее взяли туда с испытательным сроком, но по факту она проработала там пятнадцать лет, становясь ведущей актрисой, сыграв всю репертуар. Несмотря на новый статус в театре, у Татьяны все же появлялись предложения в кино, несмотря на то, что после «Гардемаринов, вперед!» последовало продолжение — «Виват, гардемарины!» Один раз во время съемок у актрисы случайно взбунтовалась лошадь. Она выронила уздечку и схватилась за шею лошадки, которая понеслась в безумном галопе. В тот момент ее выручил Сергей Жигунов, который прекрасно владел лошадью; он обогнал ее и заставил остановиться ее скакушка. В 90-е годы ее количество съемок значительно сократилось, так как трудные времена сказывались на киноиндустрии. Несмотря на это, она продолжала выполнять главные роли в фильмах «Семь дней после убийства», «Над темной водой» и «Письма в прошлую жизнь». Татьяна вернулась в Россию в 2004 году, когда появилось оживление в производстве сериалов. С этого времени актрису начали часто видеть в различных проектах, как в крупных, так и в небольших ролях. В криминальном фильме «Охота на изюбря», основанном на романе Юлии Латыниной, она сыграла Эльвиру Заславскую, а в сериале «Есенин» — Ольгу Толстую. Она также снялась в нескольких экранизациях детективов Дарьи Донцовой. Актрисе предложили много ролей, например, в 2009 году она снялась аж в 13 проектах. Зрители запомнили ее как хирурга Марину Караулову в сериале «Земский доктор» и Антонину Лаврову, маму главной героини (Светлана Ходченкова) из «Метода Лавровой». В 2018 году она начала принимать участие в съемках сериала «Синичка», где играла Киру Валерьевну, мать главной героини Ульяны, которая поступила на работу в полицию для написания диссертации по психологии. Этот сериал полюбился зрителям и удостоился нескольких сезонов.
В 2021 году Татьяна Лютаева отказалась участвовать в новом проекте о гардемаринах, который планировала продолжить Светлана Дружинина. К этому времени Татьяна уже начала работать как сценарист и режиссер. Ее первой работой в этой роли стало кино «Камень, ножницы, бумага», которое затрагивало будни закулисья театра и кино. Татьяна приняла участие в фильме в одной из ролей совместно с дочерью Агнией Дитковските.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ТАТЬЯНЫ ЛЮТАЕВОЙ
Первым мужем Татьяны Лютаевой стал литовский актер Олегас Дитковис, с которым она познакомилась во время учебы в ГИТИСе. Олегас был на десять лет старше своей избранницы. И некоторое время, как рассказывала Татьяна, он ухаживал за ней, но при этом она была увлечена другим человеком. В конечном итоге Олегас все-таки женился на красавице из Одессы и увез ее к себе на родину.
В начале их совместной жизни Татьяне было очень одиноко. Она не владела литовским языком, у нее не было знакомых, а муж не стремился познакомить ее со своими друзьями. В 1988 году у Лютаевой и Дитковиса родилась дочь Агния, ныне тоже известная актриса. Татьяна взяла на себя заботу о семье. У ее мужа были трудности с работой, он часто злоупотреблял алкоголем. Прошло десять лет, и терпение Татьяны лопнуло — она решила расстаться с мужем, несмотря на его попытки сохранить семью и стать более ответственной.
Татьяна и спустя годы утверждала, что их союз был из тех, где люди, находясь вместе, мешают друг другу развиваться. Время показало, что решение о разводе было правильным. Олегас женился на другой и стал известным в Литве. Татьяна сохранила хорошие отношения с бывшим мужем и даже подружилась с его новой женой.
Второй раз актриса вышла замуж за литовского режиссера Рокаса Раманаускаса, который был младше нее на шесть лет. В 1999 году у них появился сын Доминик. Однако к началу 2000-х и этот брак начал трещать по швам, в результате чего Татьяна решила уехать с детьми в Москву, куда ее долго звали друзья. Это возвращение стало своего рода «первым шагом в неизвестность», однако первое время ей было трудно адаптироваться. В Москве она сняла квартиру на Садовом кольце и начала ходить на кастинги.
На съемках Татьяна познакомилась с оператором-постановщиком Дмитрием Мишиным, о котором она в дальнейшем очень положительно отзывалась. Он оказал ей огромную поддержку в сложный период, особенно когда ее мать перенесла инсульт. Дмитрий провел несколько дней в больнице с Татьяной, так как сама актриса не могла оставить съемки. В гражданском браке они прожили четыре года, но вскоре решили пойти разными путями. Важной стороной жизни Татьяны также стала активная благотворительная деятельность. Она вступила в попечительский совет организации, помогающей людям с зависимостями, и принимала участие в благотворительных концертах, лично посещая реабилитационные центры и больницы, чтобы поддержать подростков с опасными зависимостями.