Татьяна Михайловна Лиознова

Татьяна Лиознова

Для Татьяны Лиозновой каждый фильм был словно ребенок, к которому она стремилась с безграничным упорством, тщательно выбирая каждый сценарий. Она готова была ждать годами, обходясь без работы и средств, только чтобы найти идеальное произведение для экранизации. В результате каждый раз ей удавалось создать что-то выдающееся, что запоминалось зрителям — ее фильмы до сих пор с удовольствием пересматривают, вспоминают ее как выдающегося режиссера и могущественную женщину.

Будущая создательница шедевров кино появилась на свет 20 июля 1924 года в столице Советского Союза. Отец девочки, Моисей Александрович, являлся евреем и получил образование инженера-экономиста. Когда началась Вторая мировая война и Советский Союз вступил в конфликт, он отправился на фронт, где, к большому горю дочери, погиб, когда ей было всего 17 лет.

Мать Татьяны звали Ида Израилевна. Существуют разные мнения о ее образовании. По одним данным, она окончила лишь три класса, занималась кройкой и шитьем, а по другим — до начала войны работала экономистом. После трагической утраты супруга, Ида не вышла замуж и сама воспитывала дочь, с которой она была очень близка, поддерживая крепкие и доверительные отношения.

В юном возрасте Лиознова проявила абсолютный музыкальный слух. Она мечтала научиться игре на скрипке, однако после того, как услышала, насколько неприятно звучит инструмент, если одна нота сыграна неверно, разочаровалась и оставила эту затею.

Интерес к режиссуре у нее проявился очень рано. В одном из пионерских лагерей к ним приехал знаменитый актер Юрий Любимов, и набравшись смелости, Татьяна подошла к нему с просьбой помочь организовать театральный кружок в ее школе. Первая постановка, в которой она приняла участие в качестве главной героини, носила название «Детство маршала».

Татьяна Лиознова в молодости

После окончания средней школы Татьяна поступила в авиационный институт, но проучившись всего один семестр, в 1943 году поступила во ВГИК на курс, который вели Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Однако быстро была отчислена за недостаток профессиональной подготовки, так как преподаватели считали, что ей не хватает жизненного опыта.

Как впоследствии признавалась сама Татьяна, она долго плакала из-за этого, но затем решила не сдаваться. Она собрала группу студентов, так же исключенных из института, и с ними поставила спектакль «На полустанке» по авторской пьесе, что позволило всем вернуться на курс. К моменту получения диплома в 1949 году она уже успела получить режиссерский опыт.

Фильмы Татьяны Лиозновой

После окончания учебы Татьяна была распределена на киностудию имени Максима Горького, но не успела приступить к работе — ее уволили. Лиознова позже говорила, что причиной этого стало ее еврейское происхождение.

В молодости, чтобы не оставаться без средств к существованию, Татьяна вместе с матерью шила и кроила одежду. На киностудиях она была готова взять на себя любую работу — работала ассистентом, занималась светом, монтажом. Помогала ей в этом Сергей Герасимов, который приглашал ее трудиться в театре и на съемках фильмов.

Татьяна Лиознова и Вячеслав Тихонов

В 1953 году Татьяна вернулась на киностудию имени Горького. Через пять лет появился ее дебютный фильм «Память сердца», сценарий к которому написали Герасимов и Макарова. Уже в этом произведении заметно было, что молодая режиссерка стремится показать на экране героических персонажей. Лиознова утверждала, что в каждой своей картине она оставляет частичку себя.

Ее вторая самостоятельная работа была названа «Евдокия» и основана на произведении Веры Пановой. Актриса Людмила Хитяева, исполнившая главную роль, вновь продемонстрировала свои актерские таланты в этом проекте. С писательницей Лиознова продолжила совместную работу при создании фильма «Рано утром».

Тематика героизма прослеживается и в фильме «Им покоряется небо», который посвящен летчикам-испытателям. За эту картину она была удостоена премии «Золотое крыло». Татьяна Михайловна в интервью делилась, что вдохновение для этого проекта пришло к ней, когда она читала журнал «Октябрь».

В 1967 году вышла на экран лента «Три тополя на Плющихе», созданная по рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке». Спустя год фильм был признан на Международном кинофестивале в Аргентине. Главную роль исполнила Татьяна Доронина, которую Лиознова выбрала, поскольку она трогательно исполнила песню «Нежность», которая имела для нее особое значение.

Однако самой значимой работой в фильмографии Татьяны Михайловны считается сериал «Семнадцать мгновений весны». Это мини-сериал о советском разведчике, снятый по роману Юлиана Семенова, где главную роль сыграл Вячеслав Тихонов. Работа над этой картиной заняла три года, и создательница внимательно следила за тем, чтобы атмосфера, костюмы и декорации соответствовали духу времени.

Это интересно:  Какой породы собака в фильме БиМ на НТВ и почему его стоит посмотреть

После премьеры легендарный фильм был признан шедевром кинематографа и регулярно транслировался на экранах почти 40 лет подряд. В интервью Татьяна Михайловна отмечала, что среди зрителей «Семнадцати мгновений весны» был и Леонид Брежнев, который не пропускал ни одной серии и сильно переживал события на экране.

После выхода фильма о Штирлице Лиознова сделала перерыв в съемках на шесть лет. В этот период она занималась преподаванием и, совместно со Львом Кулиджановым, возглавляла новую актерскую мастерскую во ВГИКе.

В 1980 году известный режиссер начала работу над двухсерийным фильмом «Мы, нижеподписавшиеся» по пьесе Александра Гельмана. На тот момент уже был поставлен спектакль по его произведению, который Татьяна Михайловна посещала для вдохновения.

Владимир Путин и Татьяна Лиознова

Следующей работой стал мюзикл «Карнавал», который Лиознова считала наиболее автобиографичным. Как и главная героиня, сыгранная Ириной Муравьевой, юная Татьяна преодолевала все трудности, чтобы осуществить мечту о кино. Наиболее сложным в съемочном процессе было согласование графиков всех вовлеченных в проект артистов, из-за чего команде иногда приходилось следовать за ними по другим городам.

Девушка с хлопушкой

Когда многие впервые видели Татьяну Михайловну, у них возникали сомнения: действительно ли эта маленькая хрупкая женщина, ростом с кепку, может управлять всей съемочной группой, включая даже самых капризных актеров? Тем не менее сами артисты единогласно подтверждали, что это так. Она относилась к актерам с огромным уважением, но в то же время могла быть строгим управленцем — так отзывался о режиссере актер Василий Лановой. Тем не менее именно ей многие актеры обязаны своим успехом, особенно это касается тех, кто стал знаменитым благодаря «Семнадцати мгновениям весны».

Когда Татьяну Михайловну спрашивали, почему она выбрала такую «мужскую» профессию, она отвечала: «Наверное, потому что в моей жизни всегда не хватало мужского присутствия. У меня на войне погибли отец и три маминых брата. Тот, кто пережил войну, никогда ее не забудет. Это вечная боль и рана.»

Земфира, Татьяна Лиознова, Фаина Раневская, Анна Семенович, Татьяна Агафонова и Дуся Германова.

Трудное детство настолько закалило характер Татьяны, что, даже оказавшись в ситуации, при которой ее почти как главную героиню «Карнавала» отчислили из ВГИКа за недостаточную подготовку, она не сдалась: преподаватели утверждали, что она просто слишком молода и неопытна для роли режиссера. Татьяна не стала с ними спорить, а доказала свою профессиональную пригодность посредством дела: она собрала спектакль с другими отчисленными студентами и представила его преподавателям, после этого ее немедленно приняли обратно в университет.

Начался и закончился

Во время вынужденного безработица Татьяна, чтобы сводить концы с концами, хваталась за любые подработки. В числе прочего, она занималась написанием статей для «Литературной газеты», редактором которой тогда был Константин Симонов. Он обратил внимание на эту симпатичную миниатюрную девушку с черными глазами. Это внимание приветствовалось Татьяной, но вот ее мать, с другой стороны, была весьма недовольна тем, что за ее дочерью ухаживает мужчина, значительно старше ее. В результате именно мама пресекла даже незначительный роман на корню. Однажды, увидев, как Татьяна возвращается домой на такси в компании Симонова, она строго на нее посмотрела и произнесла: «Я разве давала тебе деньги на такси?» После этой настоятельной беседы будущий режиссер старалась избегать встреч с редактором, отказывалась разговаривать по телефону и просила соседей сообщить, будто ее нет на месте.

Роман с Станиславом Ростоцким, с которым Татьяна познакомилась во время съемок фильма «Земля и люди» в 1954 году, также был не долгим. Он был перспективным режиссером, любимцем Козинцева, а она — его молодой ассистенткой. Их отношения продолжались и после завершения съемок, но вскоре переросли в крепкую дружбу.

Он всю жизнь воспринимал его как друга, — вспоминал кинокритик Вячеслав Шмыров, который хорошо знал Татьяну Михайловну. — Хотя по молодости все романтические отношения могут изменяться.

Как эта маленькая хрупкая женщина держит всех в ежовых рукавицах?

Личная жизнь

Татьяна Лиознова никогда не выходила замуж. Несмотря на это, в ее жизни постоянно находились мужчины, которые выражали ей знаки внимания. Режиссер никогда не называла их имен, но, по некоторым информации, ее неоднократно видели в компании Арчила Гомиашвили.

Это интересно:  Сергей Жигунов: биография и личная жизнь актера

На протяжение многих лет она жила вместе с матерью, между которыми были очень доверительные отношения. Когда Ида Израилевна постарела, Татьяна начала отказываться от рабочих предложений, стараясь проводить как можно больше времени рядом с ней.

Татьяна Михайловна Лиознова

После неожиданной смерти летчика-испытателя и друга Василия Калашенко в шестидесятых годах, Татьяна удочерила его дочь, оставшуюся без родительского тепла. Людмила стала для нее почти как родная дочь и оставалась с ней до последних дней.

По причине сложного отношения к евреям в Советском Союзе, Татьяне Лиозновой пришлось сменить свое отчество. Она была членом Союза кинематографистов и входила в Антисионистский комитет, который работал с общественными организациями.

В 2004 году, в честь восьмидесятилетия Татьяны Лиозновой, была снята документальная лента под названием «Дожить до светлой полосы. Татьяна Лиознова», где сама режиссер рассказывает о своем творческом пути и трудностях, с которыми ей пришлось столкнуться в мирке кинематографа.

Смерть

Татьяна Лиознова скончалась 29 сентября 2011 года после продолжительной борьбы с тяжелым недугом. Ее кремированные останки были захоронены рядом с могилой матери.

Татьяна Михайловна Лиознова

В 2016 году на здании киностудии имени Максима Горького, в которой она работала 40 лет, была установлена мемориальная доска с изображением Татьяны Лиозновой в качестве дань уважения ее вкладу в советский кинематограф.

Татьяна Лиознова — Железная леди советского кинематографа, которая любила, но так и не вышла замуж

Получайте на почту одной раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Татьяна Лиознова. / Фото: www.kino-teatr.org

Ее фильмы всегда отличались глубоким эмоциональным содержанием: «Семнадцать мгновений весны», «Карнавал», «Три тополя на Плющихе». Сильные, яркие и поистине всенародно любимые произведения. Создать их могла только она, маленькая хрупкая женщина с твёрдой натурой. Константин Симонов высоко ценил ее талант, Арчил Гомиашвили был в нее влюблен, а академик Кириллин предлагал ей руку и сердце. Но, несмотря на это, Татьяна так и не вышла замуж.

Железный характер

Татьяна Лиознова. / Фото: www.tmdb.org

Когда началась война, Татьяне было всего 17 лет. Когда ее отец уходил на фронт, мама, Ида Израилевна, поинтересовалась, что будет с дочерью. Отец, вспоминая слова Татьяны, посоветовал ей позволить дочери следовать своим путем. Поэтому не ставя палок в колеса, она не воспротивилась, когда дочь оставила авиационный институт после первого семестра и поступила во ВГИК на факультет режиссуры в 1943 году.

Правда, ее почти отчислили по итогам первого полугодия, но Татьяна впервые продемонстрировала свой стальной характер, представив преподавателям экзаменационные работы и продемонстрировав им удивительную глубину своего режиссерского видения.

Татьяна Лиознова. / Фото: www.april-knows.ru

Уже на третьем курсе она принимала участие в съемках фильма Сергея Герасимова «Молодая гвардия» в качестве помощника режиссера по актерам.

После учебы Татьяна по распределению попала на киностудию имени Горького, однако достаточно быстро ее уволили из-за ее еврейского происхождения. Несмотря на такие преграды судьбы, она не оставила кино и год подрабатывала тем, что обшивала знакомых, а затем вернулась на киностудию, где постепенно поднялась от ассистента до режиссера.

Знаменитый поклонник

Константин Симонов. / Фото: www.ruspioner.ru

Во времена безработицы Татьяна Лиознова подрабатывала в «Литературной газете», редактором которой в то время являлся поэт Константин Симонов. Он был поражен красотой этой миниатюрной девушки с черными глазами и начал проявлять ей знаки внимания. Естественно, такое внимание было приятным для Татьяны.

Когда однажды Константин Михайлович провожал Татьяну домой на такси, ее мать Ида Израилевна строго отчитала дочь, указав, что ей не нравятся поездки на такси за чужой счет. Несмотря на это, Татьяна понимала, насколько они далеки друг от друга, и не противилась такому напоминанию.

Знаменитый режиссер

Станислав Ростоцкий. / Фото: www.vm.ru

В 1954 году Татьяна Лиознова также работала ассистентом режиссера Станислава Ростоцкого на съемках фильма «Земля и люди». В процессе работы она, несомненно, увлеклась своим непосредственным руководителем.

Они сблизились во время совместной работы, но Татьяна Михайловна всегда подчеркивала, что Ростоцкий остался для нее лишь другом. Она была глубоко расстроена, узнав о его смерти.

Летчик-испытатель

Василий Колошенко. / Фото: www.goodhouse.ru

Почему с Лиозновой многие ссорились

Всё началось с книги Юлиана Семенова, прочитав которую, Лиознова позвонила автору и сообщила о своем намерении снять по ней фильм. На что Семенов ответил, что сценарий уже существует и хранится на студии «Ленфильм». Лиознова сумела убедить его разрешить снимать именно ей. Однако затем она проявила свой характер, начав вносить изменения в написанный материал, добавляя в него новые сцены, преимущественно лирического содержания. Ей хотелось «очеловечить» сурового Штирлица, героя своей экранизации. Татьяна Лиознова и противники в ее фильме представлены не карикатурно, а как умные, хитрые и сложные персонажи. Как она позже делилась, это было по просьбе председателя КГБ Юрия Андропова, который настаивал на том, что важно показать, что война ведется с серьезным и профессиональным противником. Этот подход у Лиозновой удался. После выхода фильма все актеры, принявшие в нем участие, стали широко известны. Беспрецедентный случай заключался в том, что с момента премьеры сериала повторный показ по телевидению прошёл всего через три месяца. В 1976 году создатели этой картины были награждены Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых.

Это интересно:  Днепропетровская колдунья. Как Елена Блаватская увлекла весь мир теософией

Татьяна Лиознова, несомненно, стала ассоциироваться у большинства людей с сериалом «Семнадцать мгновений весны», хотя она сняла еще восемь фильмов. Наиболее известными из которых стали «Три тополя на Плющихе», «Мы, нижеподписавшиеся» и «Карнавал». Эти картины разнятся по жанру: мелодрамы, остросоциальные драмы и мюзиклы. Тем не менее, во всех фильмах прослеживается характерный почерк Лиозновой: в них всегда заметна попытка понять мотивы поведения людей, их эмоции и внутренние переживания. А также важные песни, которые цепляют за душу. В «Семнадцати мгновениях весны» звучит «Песня о далекой Родине», исполняемая Иосифом Кобзоном, а в «Трех тополях на Плющихе» — пронзительная «Нежность» в исполнении Татьяны Дорониной. Уроки мастерства и понимания глубины человеческой натуры она получила от знаменитого режиссера Сергея Апполинариевича Герасимова, который вел курс во ВГИКе, а затем пригласил ее к себе в помощники. Когда Татьяна Лиознова отвечала на вопрос, почему она выбрала эту «мужскую» профессию, она говорила: «В моей жизни всегда не хватало мужского присутствия. У меня погибло на войне три дяди и отец. Тот, кто это пережил, никогда не забудет — это вечная рана.» В одном из интервью Татьяна Лиознова поделилась, что пробивала себе путь сама: «Я не так уж много сняла. Но мне не стыдно ни за одну работу, и я их все люблю. «Карнаваль» — это фильм об обычной девушке, которая добивается своей мечты, пробивая преграды вперед. Я знаю, что это такое. Все мои фильмы так или иначе о себе».

Жизнь Татьяны Лиозновой

Татьяна Лиознова родилась в Москве. Во время войны была эвакуирована в Свердловск. После завершения школы она поступила в Московский авиационный институт, однако проучившись всего один семестр, решила оставить его. В 1943 году она поступила во ВГИК. Ее чуть не отчислили в начале учебы, сославшись на нехватку жизненного опыта. Впрочем, Татьяне удалось убедить своих преподавателей, продемонстрировав им свои учебные работы. Как известно, танец «Кармен», который она поставила в рамках курсовой работы, впоследствии использовал Сергей Герасимов в фильме «Молодая гвардия». После окончания института Татьяна начала свою карьеру на киностудии имени Горького, но из-за графы о национальности ее уволили, поскольку в стране шла кампания «по борьбе с безродным космополитизмом». Однако она не оставила кино: прошла через все этапы, начиная с ассистента и уходя на уровень работы режиссера. Ее первой работой стал фильм «Память сердца», который рассказывает о летчике-англичанине, сбитом над советскими территориями и возвращавшемся в СССР после войны к своему спасителю. Коротко о сюжете можно сказать это так.

После «Памяти сердца» Татьяна Лиознова утвердилась в звании режиссера. Однако она не ограничивалась только созданием кинофильмов: в ее творческой биографии также есть несколько театральных постановок. В какой-то период времени она преподавала, отмечая, что очень ей нравилось работать с молодыми людьми. Несмотря на то что она была достаточно требовательной, её природная решимость и строгость помогали ей сохранить высокий уровень в работе. Татьяна Лиознова скончалась 29 сентября 2011 года в Москве на 88-м году жизни после продолжительного периода болезни. >>> Получайте больше новостей – подпишитесь на наши Telegram, Instagram и Viber

Оцените статью
wow-lab.ru
Добавить комментарий