Судьба актёра, сыгравшего Артура из Долгой дороги в дюнах
Актёр Юозас Киселюс известен широкому кругу зрителей благодаря роли Артура в советском сериале «Долгая дорога в дюнах». Это выступление принесло ему высшую награду страны — Государственную премию СССР. После выхода фильма на экраны артист мгновенно обрел всесоюзную известность, однако благодаря именно этой роли Юозас оказался заперт в одном амплуа на протяжении всей своей карьеры.
Киселюс мечтал стать лесником, но вместо этого стал знаменитым актёром, чья жизнь оборвалась слишком рано — в возрасте 41 года.
Мечтал стать лесничим
Литовский актёр театра и кино, Юозас Киселюс, появился на свет 22 июня 1949 года в городке Йонишкис, в семье служащих. С самого детства он не думал о карьере актёра; его мечта заключалась в том, чтобы посвятить жизнь профессии лесника, и он планировал поступать в лесотехническую академию.
Тем не менее, в 1967 году Юозас неожиданно подает документы на факультет актёрского мастерства Вильнюсской консерватории. В его группе учился Ромуальдас Раманаускас, ветераны советского кино, известный по роли Рихарда Лозберга в «Долгой дороге в дюнах» — мужа персонажа Марты.
Несмотря на некоторые соперничества в жизни, они стали близкими друзьями. Так, оба влюбились в одну девушку по имени Аглия, которая в итоге вышла замуж за Раманаускаса. Интересным фактом является то, что в картине «Долгая дорога в дюнах» им пришлось сыграть соперников. После окончания учебы их распределили в один театр — Вильнюсский академический театр драмы.
Детские и юношеские годы
Будущий актёр родился 22 июня 1949 года в литовском городке Ионишкис. В его семье никто не был связан с искусством, и родители работали в обычных профессиях. В школе юноша учился с хорошими оценками и выделялся среди сверстников тем, что с удовольствием участвовал в различных художественных самодеятельностях, что не всегда было характерно для мальчиков его возраста. Однако о карьере актёра он не думал, его стремления были направлены на лесное дело.
Внезапно, вопреки всем ожиданиям, — даже своим собственным — Юозас подал документы в Вильнюсскую консерваторию на факультет актёрского мастерства. Этот поступок стал для него настоящим открытием. Он ни разу не пожалел об этом решении, так как учёба оказалась невероятно увлекательной: он с жадностью впитывал новые знания, пробовал себя в различных ролях и вскоре понимает, что нашел свое призвание. Окончив учебное заведение в 1972 году, он начал собственный путь на сцене.
Театр
Киселюс всегда считал себя главным образом театральным актёром. Он с легкостью освоился на сцене, еще будучи студентом, и не представлял себе жизни вне театра. Его служба в Литовском национальном театре драмы стала логичным продолжением его карьеры.
Роли, которые он исполнял в театре, были гораздо разнообразнее, чем те, что он получил в кино.
Его дебют на театральной сцене состоялся в роли Чарльза в пьесе «Школа злословия» Ричарда Шеридана. Эта роль, по его собственному признанию, была его любимой. За два десятилетия на сцене он продемонстрировал множество работ, каждая из которых оставила след в сердцах зрителей. Критики отмечали его запоминающееся исполнение Эдмунда в «Короле Лире», а также Яна в «Первом дне свободы». Литовские зрители с теплотой относились к его творчеству и гордились своим земляком.
Киселюс считал театр своим домом, но иногда его тянуло исследовать и другие горизонты, что он метафорически называл «гулянием в гости» — то есть съёмками в кино. Как бы там ни было, он всегда возвращался в родные театральные пенаты.
Мои персонажи — те, кого принято называть положительными героями: просто честные, добрые люди
В Вильнюсском драматическом театре, в труппe которого Киселюс оказался после учёбы, его talent был оценён, что позволило ему стать разноплановым артистом. Его первой и самой любимой ролью осталась Чарли в пьесе «Школа злословия». В его репертуаре присутствовали также пьесы Шекспира, Чехова, а также современная драма русских и литовских авторов. Он прославился благодаря своим работам в «Короле Лире», «Виндзорских насмешницах», а также в драмах «Старший сын» и «Первый день свободы».
В 1974 году Киселюс дебютировал в кино, сыграв в фильме «Бубенчик», поставленным режиссёром Гитисом Лукшасом. Он сыграл роль юного обаятельного искателя воды по имени Вилимас. Затем он вновь сотрудничал с тем же режиссёром в картине «Венок из дубовых листьев», где исполнил образ противника насилия — батрака Клеменсаса. Несмотря на то, что эти роли были небольшими, их значимость постепенно возрастала.
В 1978 году режиссёр Калье Кийска пригласил Юозаса на роль революционера и предводителя подпольщиков Антона Соммера в фильме «Цену смерти спроси у мертвых». Следует отметить, что Киселюсу нужно было изображать эстонского героя на эстонском языке, который он не знал. Тем не менее, он сумел прекрасно справиться с этой задачей, создав глубокий и убедительный образ человека, сосредоточенного на духовных ценностях.
«Эти люди привлекают меня своей душевной чистотой, смелостью и убежденностью. Однако я говорю не о героях. Мои персонажи — те, кого принято называть положительными: просто честные, добрые люди, верные своему слову, чувству и долгу… И на самом деле, эти качества, которые я считаю нормой для любого человека, не представляют собой какие-то героические черты», — делился актёр своими размышлениями о своих ролях.
Лишь однажды Киселюс сыграл роль корыстного и жаждущего славы журналиста Гарольда Марча в фильме «Лицо на мишени». Он с удовольствием вспоминал эту работу как возможность проявить свои таланты и попробовать что-то совершенно иное для себя в кинематографе.
Поклонники присылали письма на адрес Латвия, Рыбацкий поселок, Артуру Банге
Актёр, который стал широко известен после выхода многосерийной мелодрамы «Долгая дорога в дюнах», режиссёром которой был Алоиз Бренч, сыграл в паре с латвийской актрисой Лилитой Озолиней. Это трогательная история о любви Артура Банги, сына рыбака, и красавицы Марты, которая претерпела множество испытаний военные годы.
Его экранный образ произвёл такой сильный эффект на зрителей, что актёру стали приходить целые пакеты писем от взволнованных поклонников. Многие из них были адресованы просто: «Латвия, Рыбацкий поселок, Артуру Банга». Удивительным было то, что письма доходили до адресата. Более того, Киселюс считал своим долгом читать каждое письмо и очень переживал, если не успевал ответить на все.
После этого профессиональная востребованность резко возросла, и ему начали предлагать множество ролей. Однако, как правило, большинство из этих предложений были однотипными, что Киселюсу было хорошо известно, и он по этому поводу не жаловался. Он всегда относился к каждой новой работе со всей ответственностью и серьезностью. В ближайшее время вышли картины «Грядущему веку», «Жалоба», «Убийство на Монастырских прудах» и многие другие.
Истории из личной жизни
Со временем оба актёра, Киселюс и Раманаускас, развелись, но затем они вновь решили пожениться. Интересно, что вторую супругу Юозаса также звали Аглия. Когда Раманаускас пришёл подавать заявление в ЗАГС, он обнаружил, что Киселюс сделал это в тот же день. В итоге бракосочетание обоих актёров пришлось назначить на одну дату. Тогда Ромaldas попросил, чтобы его свадьбу начали Earlier, так как он хотел обойти своего товарища.
Станислав Садальский, снимаясь вместе с Юозасом в фильме «Волки в зоне», поделился забавной историей о том, как все девушки, за которыми он пытался ухаживать, всегда обращали внимание на Киселюса. Однажды, когда этот сценарий повторился в очередной раз, он не выдержал и бросил мороженое на лицо своему коллеге. В ответ Юозас только сказал, что когда-нибудь Станислав об этом пожалеет.
Мы запомним Киселюса как Артура Бангу, который безмерно любил свою Марту. Сегодня сложно представить кого-то другого на этой роли, и, в общем-то, зачем это делать?
Короткая слава Артура Банга из Долгой дороги в дюнах: Почему Юозас Киселюс ушёл из жизни в 41 год
Получайте на почту один раз в день одну из самых читаемых статей. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В фильмографии этого актёра содержится около 30 киноработ, однако известным Юозас Киселюс стал именно благодаря роли Артура Банга в драме «Долгая дорога в дюнах», созданной под руководством Алоиза Бренча. После выхода этой картины на экраны популярность Киселюса стала поистине взрывной: он получал мешками письма, адресованные просто: «Латвия, Рыбацкий поселок, Артуру Банга». Казалось, что после этого успеха его ждёт долгожданная и плодотворная творческая жизнь, но в 41 год Юозас Киселюс ушёл из жизни.
Несостоявшийся лесничий
Юозас Киселюс провёл своё детство в небольшом городке Ионишкис, где учителя школы не раз отмечали его талантливые способности. Несмотря на это, он не обращал внимания на похвалу, так как его мечты были связаны с лесничеством — он собирался поступать в лесотехническую академию.
На фото: Юозас Киселюс с однокурсниками. / Фото: www.liveinternet.ru
Поступление на актёрский факультет Вильнюсской консерватории стало для него настоящим сюрпризом. Даже спустя годы, получив диплом, он не мог понять, что послужило толчком к этому решению. Однако учеба в консерватории с первых же дней захватила его настолько, что Юозас с жадностью поглощал новые знания, активно принимал участие в этюдах и пробовал себя в различных ролях, понимая, что нашёл своё призвание.
Путь актёра
Принятие в труппу Государственного театра драмы в Вильнюсе было логичным завершением его обучения. На театральной сцене он воплотил множество колоритных образов, но самой запоминающейся осталась его первая роль — Чарльз Сэрфэс в спектакле «Школа злословия» по комедии Ричарда Шеридана. Литовские зрители прониклись творчеством актёра и гордились своим соотечественником, следя за его карьерой.
Когда Юозасу исполнилось 25, его жизнь изменилась благодаря кино: он сразу получил главную роль, сыграв Вилимаса в фильме Гитиса Лукшаса «Бубенчик». Далее он активно снимался у прибалтийских режиссёров, но самой яркой работой, которая приняла ему необыкновенную популярность, стала роль Артура Банга в многосерийном фильме «Долгая дорога в дюнах». Интересно, что изначально он отнёсся к предложению режиссёра Алоиза Бренча без особого энтузиазма.
Кадр из фильма «Долгая дорога в дюнах». / Фото: www.kino-teatr.ru
Ему показалось, что главный герой слишком примитивен, лишен глубины и полутонов, являя собой исключительно положительный образ. Киселюс не верил в существование идеализированных персонажей и не знал, как передать их на экране. Тем не менее, он все же решил, что не будет отказываться от шанса поработать с выдающимся режиссёром. В итоге образ Артура Банга оказался живым и многослойным, что подарило ему широкую популярность и любовь зрителей.
После выхода этого фильма, Киселюса засыпали предложениями о съёмках, хотя чаще всего его приглашали на роли аналогичных романтичным и высоконравственным персонажей, как в «Долгой дороге в дюнах». Но, к сожалению, новые фильмы не достигали той же степени успеха. Конечно, актёр переживал эту ситуацию, но всегда подчеркивал, что театр для него остаётся родным домом, а кино — всего лишь «гостями». Тем не менее, он всегда с нетерпением ждал возможностей вернуться в кино и снова засиять на экране.