Жан Маре
Жан Альфред Виллен-Маре — выдающийся французский актер, который вместе с Аленом Делоном и Жераром Филипом вошел в историю кинематографа как один из самых обаятельных и привлекательных исполнителей значительных ролей. Его харизматичное обаяние и мастерство позволили артисту запечатлеть в памяти зрителей множество незабываемых образов. Однако достижения Маре не ограничивались лишь экраном — его биография полна успехов в различных сферах искусства и творчества.
Жан, как его называли близкие, родился 11 декабря 1913 года в Шербуре, во Франции, в семье ветеринара Альфреда Виллена-Маре и Элин Мари Вассорд. С раннего детства он остался без отца: когда ему было всего год, Альфред был призван на фронт Первой мировой войны. Вернувшись через четыре года, он восстановил жизнь с Элин лишь на короткий срок, после чего пара разводится.
Отношения с матерью у актера складывались сложно. С одной стороны, их связывала близость и взаимная любовь, с другой — Жан испытывал неприязнь к профессии своей матери. Элин Мари, известная своей красотой, использовала её для манипуляций и мошенничества: она оказалась профессиональной воровкой.
В школьные годы Жан, по его собственным словам, представлял собой «маленькое чудовище с лицом ангела»: он был хулиганом, часто дрался, срывал занятия, но учителей это не останавливать — многие из них прощали ему шалости благодаря его харизме. Позже подросток стал избавляться от собственных недостатков, а в 15 лет бросил школу и устроился работать на завод, потом подмастерьем у фотографа. Он очень нуждался в деньгах для осуществления своей мечты — стать актером, о чем мечтал с четырех лет.
Несмотря на три неудачные попытки поступить в театральные вузы, ему однажды посоветовали заняться лечением нервов, заявив, что его истеричная манера исполнения не подходит для театра. В итоге Жан поступил на актерские курсы к Шарлю Дюллену и бесплатно работал статистом в местном театре, оплачивая тем самым свои занятия.
Во время Второй мировой войны, уже относительного известный актер, ушел на фронт. Он работал водителем бензовоза, и его храбрость проявилась в том, что он неоднократно преодолевал заминированные участки и укрытия под бомбежкой, за что был награжден Военным крестом.
Фильмы с Жаном Маре
В своих первых фильмах Маре появлялся только на второстепенных ролях. Значительный успех пришел к нему благодаря сотрудничеству с режиссером и сценаристом Жаном Кокто. Этот творческий дуэт подарил зрителям такие шедевры, как «Вечное возвращение», «Красавица и Чудовище», «Ужасные родители» и другие. Из всех работ особое место занимает фэнтезийная притча «Орфей», в которой современный взгляд на древнегреческую мифологию демонстрирует путешествие поэта в подземный мир в поисках своей возлюбленной.
Жан был настолько предан театру, что даже свои собственные похороны превратил в некое представление. По его завещанию на соборной паперти было установлено гигантское изображение улыбающегося актера.
Детские годы актера
Как уже отмечалось, в школьные годы Жан проявлял себя как «маленькое чудовище с лицом ангела», хулиганя и прогуливая уроки, однако учителя не стали проявлять строгие меры к нему, ставя акцент на его обаяние и талант. В 15 лет он оставил школу, устроившись работать на завод, а после стал подмастерьем у фотографа. Эти шаги были необходимостью для реализации его мечты с детства — стать киноактером.
Несмотря на многочисленные отказы при попытках поступить в театральные училища, его упорство не дало ему упасть духом. Жан один раз был даже отправлен к психиатру, чтобы поправить свою манеру исполнения, и лишь затем, уверившись в своём призвании, поступил на курсы к Шарлю Дюллену, где отWorked on stage as a statistician in the local theater.
Пережив уверенности в своих силах, во время Второй мировой войны Жан ушел в армию, проявляя мужество и за одно показав целеустремленность, спасая людей под обстрелами, что, в итоге, удостоило его Военного креста.
Фильмы
Производственный период Жана часто давал ему лишь эпизодические роли. В то же время он стал любимцем критиков после работы с Жаном Кокто, который помог Маре раскрыть свои таланты. Их сотрудничество привело к созданию таких фильмов, как «Вечное возвращение», «Красавица и чудовище» и «Ужасные родители». В их числе особую известность приобрел «Орфей», который представлен в виде переосмысленного сюжета о древнегреческом мифе.
Жан Маре стал олицетворением смелых и романтичных героев, что не оставило равнодушными зрительниц. И как еще один великий актер, Жан-Поль Бельмондо, Маре выполнял все трюки самостоятельно. Это включало в себя мастерское обращение с мечом, верховую езду, прыжки с высоты — от мостов до окон.
Классические фильмы с его участием — «Кожаный нос», «Стеклянный замок», «Граф Монте-Кристо», «Горбун», «Капитан Фракасс», «Принцесса Клевская» и «Парижские тайны» — создавались до начала 60-х. Позже появился знаковый проект «Фантомас», который состоял из нескольких частей: «Фантомас», «Фантомас разбушевался» и «Фантомас против Скотланд-Ярда». За свою работу с Луи де Фюнесом Маре еще больше укрепил восторженные чувства зрителей. Неудивительно, что молодой аудитории было свойственно заигрывать с образом Фантомаса благодаря игре самого Маре, который одновременно исполнял роли и злодея в маске, и непоседливого журналиста Фандора.
По мере старения Жан стал реже сниматься. Его значимой ролью в 80-х считается Виктор Блез из «Родственных связей», а в 90-х активное участие в проекте забрала модернистская экранизация романа Виктора Гюго «Отверженные» и мелодрама «Ускользающая красота», где он сыграл небольшую роль мсье Гийома.
Биография Жана Маре
Жан Альфред Виллен-Маре — кумир не одного поколения, национальный герой, артист, сыгравший более ста ролей, каскадер, а также талантливый скульптор и живописец. Он причастен к созданию таких великих произведений, как «Парижские тайны», «Орфей», «Граф Монте-Кристо», «Железная маска», «Красавица и чудовище» и «Фантомас». Исключительную красоту персонажей многие связывают с внутренней сутью самого актера, его безупречной статностью, изяществом манер, глубоким и выразительным взглядом впечатляющих глаз, благородством и отвагой. За это его называли принцем обаяния.
Он обладатель множества наград, включая Военный Крест, орден Почетного легиона, французскую премию Луи Деллюка, приз венецианского международного кинофестиваля «Серебряный лев» и четыре немецкие медиа-премии «Бэмби».
Блистательный актер родился 11 декабря 1913 года в небогатой семье из портового Шербура. Отец, Альфред Эммануил Виллен-Маре, был ветеринаром, а мать, Мари-Алин Воссор, по одной из версий, страдала клептоманией и систематически оказывалась за решеткой за свои преступления. В 1917 году родители развелись, и Жан, переехав с матерью и старшим братом Анри в Париж, оказался в совершенно иной среде. После трагической потери дочери его матери, она стала многодетной вдовой с большой депрессией, испытывая страх того, что родившийся сын не оправдает ее ожиданий. Хотя она совершенно не стремилась воспитывать его в духе девочки, он, вероятно, подсознательно ощущал давление этих мыслей. Жан, в детстве, нашел сундук с детскими платьями своей сестры и переоделся в них, успешно обманув продавцов в магазине, которые приняли его за девочку.
Самое значимое впечатление в детстве для мальчика оставило первое посещение кинотеатра, когда он посмотрел «Тайны Нью-Йорка» с Перл Уайт, что вдохновило его на выбор актерской профессии. Мать также водила его в театр, и после одного спектакля, где возлюбленную Кабишу звали Розали, он с возрастом стал называть свою мать этим именем — Розали (а она его величала свой Кабишу).
По саморазмышлению, Жанно, что было его рожденным именем, захваченный неуправляемым хулиганством, однужды переоделся в платье с надеждой на игру с учителями, что закончилось его несколькими исключениями из учебных заведений. В 16 лет Жан окончательно покинул католический колледж, устроившись на работу к фотографу, который увлекал его живописью и композиционными приемами. Чтобы собрать деньги на актерские курсы, он согласился работать там, где нужно.
Творческий путь
В 1933 году, когда ему стукнуло 20, Жан с привлекательной внешностью стал учащимся курсов для начинающих. Он с энтузиазмом участвовал в каждом учебном спектакле, благодаря чему и заполучил возможность поднять свою актерскую карьеру. Начало кино-карьеры пришло с того, что его заметил известный режиссер Марсель Л’Эрбье, который подарил ему маленькие роли в своих фильмах, начиная с «Скандал» в 1934 году. В 1937 году его жизненный путь пересекся с Жаном Кокто, который ввел его в мир высокого искусства и помог приобрести статус настоящей звездности, становясь как актером, так и любовником. Их взаимовыгодные отношения оказали большое влияние на карьеру Жана: Кокто доверял ему ключевые роли в своих пьесах и фильмах. Кокто самостоятельно писал сценарии и в 1942 году снял киноверсию знаменитой оперы «Кармен», которая вышла в прокат только в 1945 году, но разбила все рекорды популярности во Франции — ее посмотрели более 4 миллионов зрителей.
В 1943 году актер сыграл своего героя по имени Патрис в «Вечном возвращении», где был поднят вопрос о переосмыслении романтической истории Тристана и Изольды. Здесь драматический сюжет развивается вокруг вдовца Марка, который окружен злобной семьей, харизматичное исполнение роли Мары перешло все ожидания.
После освобождения Парижа от фашистской оккупации Жан также приняли в армию, где проявил смелость, выполняя различные задания. За свои подвиги он был награжден Военным крестом.
В 1946 году в фильме «Красавица и чудовище», Кокто доверил своему возлюбленному сразу три роли: принца, друга Людовика Авелана и Чудовища. Их совместная работа была признана настоящим искусством, создающим кинематографический шедевр, а роль Жана принесла ему награду Бэмби. В 2005 году оригинал сценария был продан на аукционе Сотбис за более чем 120 тысяч евро.
В 1947 году Жан сыграл главную роль в фильме «Двуглавый орел», а в 1948 году снова поработал с Кокто в «Ужасных родителях», где его партнершей снова была очаровательная Жозетт Дэй. Его работа в «Рюи Блас», где его любимой героиней стала королева, оставила отличные воспоминания о съемках. Важно отметить, что на съемках «Рюи Блас» он едва не оставил свою жизнь, когда застрял в расщелине между скалами.
В 1949 году Жан удачно сыграл Орфея в одноименном фильме, который был номинирован на премии BAFTA, и считается одной из вершинок его карьеры.
В 50-60-е годы Жан переключил внимание на фильмы в жанре «плащ и шпага». Его герои были смелыми, благородными и всегда защищали слабых. Простыми, как «Граф Монте-Кристо», «Капитан Фракасс», «Горбун», они быстро завоевали популярность.
Ориентация французского актера
С юных лет Жану были присущи гомосексуальные наклонности. Его первой любовью стал любовник матери, Жак де Баланси — картежник и плут. Вспоминая об этих отношениях, Маре называет только чувство любопытства, но не испытывал ни страха, ни стыда. Когда Жан осознал свою ориентацию, он пробовал разнообразные любовные связи с женщинами, но конечное признание своей природы не оставляло сомнений в своем истинном я.
В 1937 году судьба свела Жана с понравившимся ему обеспеченным человеком, который кардинально изменил его жизнь и карьеру, — знаменитым Жаном Кокто. Он стал не только его любовником, но и ментором, открывшим ему двери в мир искусства. Кокто заметил Маре на репетиции спектакля и предложил ему главную роль в фильме «Рыцари круглого стола». Эта встреча привела к долгой и плодотворной карьере. Роман между двумя художниками способствовал созданию многих значительных произведений, которые принесли им обоим мировое признание.
Их отношения продолжались долгих 26 лет. Их связь была столь глубокая и многогранная: Кокто не только был любовником, но также стал вдохновителем и наставником Жана, вкладывая в его образование и вдохновляя его на создание художественных произведений. Жан познакомился с множеством влиятельных людей в искусстве, благодаря Кокто, который был хорошо знаком с современными артистами.
Смерть Кокто, выступившего противопоставлением его увлечений, пробросила черную тень на Жана Его гибель от опиума сильно повлияла на его состояние. Спустя календарный год Жан Маре организовал спектакль с символическим названием «Кокто — Маре», чтобы увековечить память об их отношениях и легкой ностальгии.
Хотя время шло, Жан нашел утешение в довольно молодом танцовщике Джорже Райхе, и их связи длились более десяти лет, где каждый из мужчин проникся уважением к своему кумиру.
Фильмы с участием актера и главные роли
Креативный путь Жана Маре длится с 1933 по 2010 годы. Став настоящим кумиром для миллионов зрителей не только во Франции, но и за пределами её границ, Жан также демонстрировал приземленность и добродушие в жизни, несмотря на невероятную популярность. Он не страдал от капризов звездной болезни — это свойство нередко присуще знаменитостям.
Жан обладал многогранным талантом; ему доводилось исполнять роли в различных жанрах — от комедии до трагедии. Он удачно создавал образы романтических благородных героев, таких как граф Монте-Кристо, д’Артаньян, однако столь же виртуозно становился частью фантастических фильмов с персонажем Фантомасом.
Фильмография Жана Маре включает более ста различных пожанровых картин. При этом он всегда выполнял трюки самостоятельно, показывая высокие навыки в обращении с мечом, верховой езде, а также выполняя сложные трюки, включая прыжки с мостов, крыш и деревьев. Он неоднократно повторял дубли до достижения идеального результата, чем покорил не только зрителей, но и множество женщин, которые хотели стать его спутницами.
Все началось с гала-концерта Союза артистов, где актеры демонстрировали умения. Жан с номером «Газовый рожок» входил на арену, сыграв пьяницу, который просил прикурить. Очередь на прикуривание требовала, чтобы он забрался на высокую платформу, изобразив пьяного, подобно обезьяне, демонстрируя ловкость.
После успешных выступлений друг за другом, Жан стал одним из самых востребованных актеров в киноиндустрии Франции, проработав с лучшими режиссерами, такими как Лукино Висконти и Абель Ганс.
В историческом фильме «Капитан» под руководством Андре Юнибеля, Жан создает образ спасителя Людовика XIII. Этому фильму присущи великолепное исполнение и костюмы, которые идеально подходят для эпохи.
Наиболее известной работой Жана стал бестселлер «Граф Монте-Кристо», который сам по себе вызвал ощущение фантастического успеха: исполнение главной роли было просто блестящим, впечатляющие костюмы и чудо декораций просто завораживали.
Трилогия «Фантомас» подарила еще один успешный поворот в карьере благодаря харизматичному образу Жана и комедийному таланту Луи де Фюнеса, которые органично и гармонично сочетались в сюжете. Маре исполнил две важные роли: как маскирующийся преступник и как непоседливый журналист Фандор.
Предшествующий «Фантомасу» проект «Горбун» стал еще одним свидетельством мастерства Жана: он виртуозно перевоплощается из шевалье Лагардера в мрачного и нелюдимого горбуна. Этот фильм изобилует сценами сражений и дуэлей, эффектно удерживающих внимание зрителя.
Жан в роли д’Артаньяна в фильме «Железная маска», основанном на классическом произведении Александра Дюма, snimая образ романтичного и отважного героя.
Нередко в интернете можно встретить запросы о том, кто озвучивал актера в его фильмах. Например, в «Фантомасе» и других культовых картинах, его голос дублировал талантливый Владимир Дружников.
Личная жизнь
Обсуждение личной жизни для Жана Маре было всегда делом непростым. Актер предпочитал держать свои отношения, завоеванные в процессе киноработ, в тайне. Одна из причин несомненно заключалась в образе романтического героя, который был создан им на экране и который зрители хотели видеть и в жизни. Поклонницы мечтали верить, что одна из них сможет стать его единственной спутницей.
Жан Маре и Жан Кокто были не просто близкими друзьями, но и долгосрочными спутниками жизни
Однако на самом деле актер был гомосексуалом и, согласно некоторым источникам, также мог считаться бисексуалом. За это свидетельствуют его отношения с актрисой Милой Парели: их брак просуществовал всего два года, и затем разошлись.
Слухи об отношениях с Марлен Дитрих были также распространены, но общие знакомые утверждали, что такие связи находились лишь на уровне дружбы и взаимной поддержке, не пересекающейся с романтическими чувствами. Жан никогда не скрывал свою сексуальную ориентацию от общества, но не стремился делать из неё сенсацию.
Его продюсеры и менеджеры активно работали над созданием его публичного имиджа, а сам актер часто появлялся в компании Жана Кокто, ставшего пиар-продюсером, открившего действительно великий талант Маре. В конечном счете, долгие и крепкие отношения длились более десяти лет, после чего актера еще обращали с танцором Джорджем Райхом.
Приемный сын Жана Маре имел цыганские корни, но их отношения оказались не слишком прочными
После завершения всех романтических связей Жан решил серьезно задуматься о семейных отношениях и принял решение усыновить ребенка. Его выбор пал не на малыша, а на юношу 19 лет цыганского происхождения по имени Серж Айалу. Актер надеялся, что сможет дать юноше образование и привлечь его к искусству. Однако Серж оказался легкомысленной натурой и быстро растрачивал все деньги на свидания с девушками. В конце концов, он сбежал от Жана и покинул страну, осев на Африканском континенте.
Важно отметить, что Жан был талантлив во многих областях искусства: он создавал удивительные картины, писал стихи и прозаические произведения. Его скульптуры оценивались высоко профессиональными мастерами и критиками. Жан выставлял свои работы в музеях, а также создал памятник писателю М. Эме в Париже.
Позже в жизни Жан Маре увлечение станковым искусством преобладало, о чем он также делился с миром.
Смерть
В 1996 году актера пригласили принять участие в спектакле «Буря» по произведению Шекспира. Накануне этого события Жан был за пределами строительства под дождем и простудился, что привело к воспалению легких и высокой температуре.
Его госпитализировали, но через несколько дней выписали. Тем не менее, Жан с юмором относился к своему состоянию, утверждая, что не может покинуть этот мир, когда целый город оклеен его афишами. Он шутил, что это было бы похоже на шутку с его стороны.
Несмотря на проведенные операции и курс химиотерапии, болезнь взяла свое. Актер скончался в возрасте 85 лет, так и не дождавшись своего юбилея. По завещанию он просил, чтобы на его похоронах на соборной паперти вывесили его улыбающееся изображение, а из колонок звучала заранее записанная прощальная речь.