5 самых загадочных картин всех времен
Многие мировые шедевры получили широкую известность не только за счет виртуозного мастерства художников, но и благодаря таинственному содержимому самих произведений. Скрытые послания, удивительные истории, элементы мистики — все это превращает произведения искусства в уникальные объекты, вызывающие живой интерес среди искусствоведов, археологов, учёных и криптоаналитиков.
Вокруг этих картин всегда бушует ажиотаж, который не угаснет никогда, как и количество выдвигаемых теорий. Все загадочное завораживает людей, и в стремлении разгадать эти тайны они порой готовы прибегать к крайним мерам.
Давайте рассмотрим пять знаменитых полотен, которые скрывают в себе гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
Тайная вечеря, Леонардо да Винчи
Тайная вечеря — это одна из самых тщательно анализируемых произведений искусства, полная множества символов, из которых лишь немногие были успешно расшифрованы, тогда как многие остаются покрытыми завесой неведения.
На фреске изображены 12 апостолов и Иисус Христос. Каждый персонаж занимает определённое место в композиции, которое не является случайным. Иисус изображен в центре, и все линии перспективы сходятся к нему, подчеркивая его роль главного героя картины. За спиной Христа виднеется окно, которое можно воспринимать как символ нимба, олицетворяющего божественность. Апостолы сгруппированы по три, что также имеет своё значение — это отсылка к Святой Троице.
Существует огромное количество теорий, касающихся этой картины. Например, в 2007 году музыкант из Италии, Джованни Мария Пала, утверждал, что ему удалось обнаружить зашифрованную мелодию на фреске, созданной да Винчи. Композитор заметил необычное расположение хлеба и рук апостолов, что натолкнуло его на идею начертить нотный стан, в результате чего была воспроизведена мелодия.
Композиция, созданная по картине Тайная вечеря Леонардо да Винчи
В 2009-2010 годах искусствовед Сабрина Сфорце Галиция представила еще одну теорию о закодированном сообщении, предположительно оставленном художником. Однако детали её исследования она не раскрыла, лишь упомянула, что математическо-астрологический шифр был обнаружен благодаря наблюдениям за складками на скатерти и другими, на первый взгляд, незначительными элементами.
Анализируя полученные данные, Сфорце Галиция пришла к выводу о наличии послания, содержащего дату, которая, по ее мнению, станет роковой для человечества — от 21 марта по 1 ноября 4006 года. Хотя предположения Сабрины могут вызывать сомнения, это довольно увлекательная идея.
Леонардо да Винчи был не просто художником, но и композитором и математиком. Поэтому вероятность того, что на фреске действительно скрыты послания, весьма велика.
Маха обнажённая, Франциско Гойя
Эта картина известна тем, что является одним из ранних произведений западного искусства, на котором изображена женщина без одежды; при этом это не мифологический персонаж. Вполне возможно, что картину заказал художнику Мануэль Годой, первый министр Испании.
В 1808 году картина была обнаружена Испанской инквизицией. Годой предстал перед судом и был принуждён назвать имена авторов картин, которые были конфискованы как крайне неприличные и угрожавшие общественным интересам. Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, однако ему удалось избежать наказания: влияние инквизиции уже значительно ослабло. В XIX веке считалось, что на картине изображена Мария Каэтана де Сильва, герцогиня Альба.
Семья Альба, оскорбленная этой версией, вскрыла гробницу в 1945 году, чтобы подтвердить, что пропорции Махи не совпадают с пропорциями их предка. Однако могила была уже вскрыта ранее, когда наполеоновские солдаты выбросили тело, поэтому проведение измерений оказалось невозможным.
В настоящее время большинство искусствоведов склоняются к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя.
Чёрный супрематический квадрат, Казимир Малевич
Первый черный квадрат был создан Малевичем как антипод солнечного круга. Художник работал над декорациями к опере «Победа над Солнцем» и таким образом визуально иллюстрировал идею победы сознательного творчества над пассивной природой. Знаменитая картина написана на поверхности двух цветных изображений и является частью триптиха, вместе с Черным кругом и Черным крестом, которые служат другими составными элементами супрематистской системы.
Художник повторял свою картину минимум четыре раза, при этом каждый раз немного варьируя пропорции фигуры, в результате чего оригинальный вариант оказывается отличимым от реплик.
Обнаженная Мона Лиза
Знаменитая «Джоконда» существует в двух вариантах: обнаженная версия, известная как «Монна Ванна», была создана малоизвестным художником Салаи, который был учеником и натурщиком великого Леонардо да Винчи. Многие искусствоведы считают, что именно он послужил моделью для картин Леонардо, таких как «Иоанн Креститель» и «Бахус». Существуют также версии, что, переодевшись в женское платье, Салаи стал прообразом самой Моны Лизы.
Старый Рыбак
В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари создал картину «Старый Рыбак». На первый взгляд, в этом произведении нет ничего необычного, но Тивадар заложил в него скрытый смысл, который не был раскрыт при жизни художника.
Мало кто догадывался прикладывать зеркало к середине картины. В этом контексте идею можно развить: в каждом человеке могут сосуществовать, как Бог (воплощённый в правом плече старика), так и Дьявол (воплощённый в левом плече старика).
Сотворение Адама (Микеланджело)
Сотворение Адама — это фреска, написанная Микеланджело около 1511 года. Она представляет собой одну из девяти композиций, расположенных в центре потолка Сикстинской капеллы.
На картине запечатлён библейский эпизод, повествующий о сотворении человека Богом (Бытие 1:27). В центре композиции находятся руки двух фигур: рука Бога-отца протянута к Адаму и почти касается его. Рука Адама, напротив, выглядит так, будто он только начинает движение. Этим художник передаёт момент творения — божественная рука передаёт импульс вдыхания жизни в Адама, и его тело реагирует на это.
Некоторые исследователи отмечают поразительное сходство окружения Бога с анатомической структурой человеческого мозга. Известно, что Микеланджело обладал глубокими познаниями в области анатомии, и если внимательно изучить картину, создается впечатление, что изображение Бога как бы представляет человеческий мозг. Возможно, художник хотел подчеркнуть, что главный дар Бога — это разум.
Кроме того, на картине можно заметить идеализированный процесс рождения человека. Некоторые исследования также обнаруживают намеки на то, что у Адама просматривается ребро, из которого позже будет создана Ева.
Ночная терраса кафе (Винсент ван Гог)
Ночная терраса кафе — это картина, написанная голландским живописцем Винсентом ван Гогом в 1888 году. Работа выполнена масляными красками на холсте. Примечательно, что, создавая эту картину, художник не использовал черную краску.
На первый взгляд, произведение не содержит скрытого подтекста. Однако при более детальном рассмотрении можно заметить определенные параллели с «Тайной вечерей» да Винчи.
В центре зала стоит официант, одетый в белую тунику, визуально напоминающий Иисуса Христа. Вокруг него расположены 12 посетителей, среди которых один человек кажется готовым уйти. Это создает связь с образом 12 апостолов и Иуды. Оконная рама за спиной официанта напоминает крест.
Кузьма Петров-Водкин Натюрморт с сиренью
В марте 2019 года «Натюрморт с сиренью» был продан за 12 миллионов долларов. При подготовке его к продаже специалисты заметили вторую дату, что вызвало их интерес. Они предположили, что художник мог писать на ранее использованном холсте.
С помощью инфракрасной съемки обнаружилось, что под изображением натюрморта скрывается картина «Мадонна с младенцем». Набросок к этому произведению также хранится в частной коллекции.
Иван Крамской Неизвестная
Неизвестная считается вершиной творчества Крамского. Художник не оставил никаких записей о том, кто была его модель, и вполне вероятно, что её вообще не существовало в реальности. На ранних эскизах девушка выглядела иначе, чем на готовом произведении.
Можно предположить, что образ девушки на картине является собирательным. О данном предположении можно судить по деталям: шляпа, перчатки из тонкой кожи, пальто, а также муфта. Хотя все эти атрибуты были на пике моды, героиня не принадлежала к высшему обществу. На картине изображено утреннее время, а она одета в вечернюю одежду. Девушка едет в коляске одна — этот способ передвижения использовался содержанками, актрисами, танцовщицами и куртизанками, которые порой появлялись на улицах, демонстрируя свою свободу перед обществом.