Как я не сдерживаю себя только с близкими людьми: Жизнь и труды Алексея Учителя
Алексей Ефимович Учитель – сын знаменитого советского оператора и режиссера-документалиста Ефима Учителя, который завоевал Сталинскую премию за свои работы, посвященные Блокаде Ленинграда. Его фамилия, Учитель, действительно является подлинной, и она отражает влияние его семьи на его становление.
С раннего возраста Алексей начал развиваться в творческой атмосфере Ленинграда, окутанный богемной средой, что подтверждает его выбор в пользу профессии киноработника. Однако, в отличие от своего отца, он предпочел заниматься художественным кино. Нужно отметить, что путь к учебе в ВГИК не был у него легким и не задался с самого начала.
Конкуренция на входном экзамене
Первое требование от Ефима Учителя к своему сыну было получить диплом оператора, прежде чем стать режиссером. Он хотел, чтобы Алексей понимал, какова должна быть конечная картинка после съемок. Успешно сдав экзамены, Алексей столкнулся с непривычной для него ситуацией: вместо зачисления ему предложили служить в армии, после чего ему обещали поступление без конкурса. Это предложение он отклонил.
За год работы помощником оператора он значительно подготовился к следующему набору. Когда он пришел на экзамены, он столкнулся с абсурдной конкуренцией: триста человек на одно место! Для прохождения необходимо было сдать семь из восьми экзаменов на отлично, причем лишь один мог быть на уровне «четыре». Несмотря на свои относительные привилегии как сына известного человека, Алексей проявил усердие и добился успеха на конкурсе, что открыло ему двери в мир кино.
Детство и юность
Алексей Учитель родился 31 августа 1951 года в Ленинграде. Его отец Ефим Учитель стал известным режиссером-документалистом, который родился в многодетной еврейской семье в Тирасполе. Его детство было сложным: отец, работавший наборщиком в типографии, умер очень рано, и младшим детям уделялось много внимания со стороны старших. Благодаря старшей сестре, работавшей в кинотеатре, Ефим получил бесплатный доступ ко всем кинофильмам. Это привело к тому, что он влюбился в кинематограф и позднее сам стал его частью, запечатлев девятьсот дней блокады Ленинграда, продемонстрировав зрителям всю боль и героизм его защитников.
С юного возраста Алексей был постоянно с отцом на съемочных площадках, и это вдохновляло его. Он всегда испытывал гордость за работу своего отца, что на научило любить и уважать кино. Отец, в свою очередь, передал ему веру в то, что качественное кино немыслимо без искренней любви к его героям.
Алексей начал заниматься в кинокружке, созданном во Дворце пионеров, уже в семь лет. Далее его захватила фотография: он целыми днями бродил по улицам в поисках удачных кадров, создавая городские этюды.
Хотя это увлечение быстро прошло, вскоре он увлекся спортом, активно принимал участие в дворовых футбольных матчах, занимался гандболом, освоил фехтование и даже пробовал себя в боксе.
После получения аттестата о среднем образовании Алексей отправился в Москву, чтобы поступить на операторский факультет ВГИКа. Он мечтал быть режиссером, но отец убедил его, что для начала ему следует изучить все аспекты работы камеры. В дальнейшем Алексей полностью оценил мудрость этого совета и выразил благодарность отцу за направляющую помощь.
Поступая в ВГИК, он вновь столкнулся с неудачей: конкурс оказался слишком высок. Несмотря на высокие оценки на экзаменах и знаменитую фамилию, ему отказали. Алексей вернулся в Ленинград и устроился помощником оператора на киностудию, где за год накопил необходимые знания для поступления. В следующем году, в 1969-м, его мечта осуществилась – он стал студентом ВГИКа.
Фильмография
Алексей Учитель получил диплом ВГИКа в 1975 году, после чего отслужил в армии, а затем вернулся в Ленинград. Он продолжил работать на той же киностудии, где начал свою карьеру, и с тех пор не сменил ее, хотя смог создать собственную студию с названием «Рок».
Его режиссерская карьера началась в 1977 году с проекта «Сто тысяч я». В 1980 году он выпустил документальную короткометражку, посвящённую популярным танцплощадкам СССР под названием «Сколько лиц у дискотеки». С тех пор его фильмография значительно расширялась: каждые два года выходил новый проект.
Алексей Учитель развивал собственный стиль и уникальное видение, создавая фильмы, которые отражают реальность и пересекаются с социальной жизнью, затрагивая тем самым личные истории советских граждан.
1986 год стал важной вехой в его карьере, когда он выпустил фильм «Рок», в который входило несколько новелл, каждая из которых освещала жизнь рок-исполнителей. Режиссер стремился показать зрителям, как живут и трудятся величайшие таланты. В этом фильме зрители увидели Бориса Гребенщикова, который творил свои шедевры у себя дома, а затем камера перенеслась в котельную «Камчатка», где Виктора Цоя застали за работой. Кроме того, в проектах приняли участие Виктор Шевчук и группа «ДДТ», а также «АукцЫон». Этот документальный проект не имел аналогов: никто до и после него не снимал рок-музыкантов в их естественной среде обитания.
С успехом этого фильма Алексей Учитель почувствовал, что стал более свободным в своих творческих решениях, что подтолкнуло его к созданию игрового кино.
Следующая работа режиссера, состоявшая из документального фильма под названием «Обводной канал», была одной из его любимых. Вдоль пяти километров созданного руками человека канала расположены здания и заведения, совершенно не сочетающиеся друг с другом, что создает беспорядок и абсурд. Режиссер хотел показать зрителям, что не следует спешить с выводами о том, что происходит за их стенами, ведь настоящая реальность может скрываться в самом неожиданном месте.
Пройдя через множество успешных документальных проектов, Алексей решил попробовать свои силы в игровом кино. Поворотным моментом стала его работа над документальным фильмом о судьбе знаменитой балерины Ольги Спесивцевой, которую он начал снимать, но вскоре она скончалась. Множество режиссеров в аналогичных ситуациях предпочитают снимать интервью с близкими героя, однако Алексей Учитель всегда работал непосредственно с ними, чтобы запечатлеть их живые эмоции и реальную речь, и он решил начать путь в игровом кино после печальной утраты. Сценарий к фильму написала Авдотья Смирнова, а главную роль сыграла Галина Тюнина. В других центральных ролях зрители могли увидеть Евгения Сидихина и Михаила Казакова.
Избранная фильмография
- Режиссер
- Цой (2020)
- Коронация (2019)
- Матильда (2017)
- Восьмерка (2013)
- Край (2010)
- Пленный (2008)
- Космос как предчувствие (2005)
- Прогулка (2003)
- Дневник его жены (2000)
- Мания Жизели (1996)
- Сценарист
- Коронация (2019)
- Матильда (2017)
- Мания Жизели (1996)
- Продюсер
- Ниша (2023)
- Девочка Нина и похитители пианино (2023)
- Однажды в пустыне (2022)
- Земун (2022)
- Цой (2020)
- Сентенция (2020)
- Стрельцов (2020)
- Китобой (2020)
- Сокровища Ермака (2020)
- Коронация (2019)
- Битва (2019)
- Позвоните Мышкину (2018)
- Матильда (2017)
- Амун (2017)
- Дурак (2014)
- Восьмерка (2013)
- Отдать концы (2013)
- Майор (2013)
- Море (2013)
- Суходол (2012)
- Слон (2012)
- Край (2010)
- Жить (2010)
- Пленный (2008)
- Враги (2007)
- Связь (2006)
- Собака Павлова (2005)
- Космос как предчувствие (2005)
- Прогулка (2003)
- Дневник его жены (2000)
- Мания Жизели (1996)
* Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
** Признан иноагентом на территории РФ
Семья Алексея Учителя
На сегодняшний день, в возрасте 68 лет, Алексей Учитель является отцом четверых детей. Его старшие дочери Кира и Юлия подарили ему по двое внуков: в официальном браке родились два сына, а Пересильд родила Алексею двоих дочерей.
Андрей Алексеевич Учитель
Будучи известным режиссером, Алексей Ефимович впервые стал отцом. В этом трудном времени он был занят своей работой, и воспитанием первенца занималась его жена. С детства Андрей проявлял интерес к театру и кино, часто сопровождал отца на съемках, но со временем его увлечения изменились. После окончания школы он поступил в экономический вуз и работал в банковской сфере. На сегодняшний день он женат и у него растут двое детей.
Илья Алексеевич Учитель
Во второй раз Алексей стал отцом в 1992 году, когда родился Илья. Режиссер часто брал сына с собой на съемки, что культивировало у Ильи интерес к кино. С ранних лет мальчик знал, чем хочет заниматься в будущем. Алексей Учитель и его сын Илья:
Илья, будучи младшим сыном, овладел всеми аспектами режиссерской профессии и решил пойти по стопам своих предков, став студентом ВГИКа. Сегодня Илья Алексеевич является молодым режиссером, и его творчество уже привлекло внимание зрителей. Он предпочитает сохранять свою личную жизнь в секрете.
Дочки Алексея Учителя: Анна и Мария
Младшие дочери Алексея Учителя носят фамилию матери. Юлия Пересильд ответственно заявила, что не нарушит родословную Пересильдов. Старшая дочь, Анна, родилась в 2009 году, и проявила свои таланты с ранних лет. В настоящее время она обучается бальным танцам и вокалу, а также успела снять одну из главных ролей в фильме «Черновик», где главную роль сыграла её мать.
«Мои дочери – настоящее чудо! Хотя они пока еще маленькие, я уверен, что они станут актрисами. У них есть все задатки для этого», – с гордостью делится Алексей Учитель о своих дочерях.
В 2012 году Алексей Учитель и Юлия Пересильд приветствовали на свет младшую дочь, Марию. Возможно, что девочка продолжит карьеру своей матери в киноиндустрии.
Имя Марии уже появилось в титрах фильма «47. Цой», который снял Алексей Ефимович.
Национальная принадлежность Алексея Учителя
Личная биография Алексея Учителя начинается в последний день лета 1951 года, когда он появился на свет в Ленинграде в семье выдающегося режиссера Ефима Юлиевича Учителя. Любопытно, что фамилия Учитель является истинной.
Ефим Юлиевич Учитель появился на свет в еврейской семье, где фамилии часто отражали род занятий. Бабушка Алексея, Нинка Войцеховская, была славянского происхождения, предполагая, что у нее есть польские или украинские корни. Это ведет к выводу, что в состав национальности Алексея Ефимовича входит еврейское наследие, однако сам режиссер не акцентирует на этом внимание.
Отзывы о творчестве
17 апреля 2020 года desirius оставил комментарий: «Талантливый и замечательный режиссер. Очень понравился его фильм “Дурак”, а скандальная “Матильда” вызвала положительные эмоции».
От «Жизели» до «Матильды»
В середине 90-х годов Алексей Учитель стал впервые работать в жанре художественного кино. Это произошло в результате ряда обстоятельств. Режиссер планировал создать документальный фильм о жизни выдающейся балерины Ольги Спесивцевой. К сожалению, на этапе завершения съемок не стало ее, хотя она прожила долгую жизнь.
Это печальное событие подтолкнуло Алексея к изменению концепции проекта. На главную роль в художественный фильм «Мания Жизели» была приглашена Галина Тюнина. Хотя «Мания Жизели» считается дебютным художественным фильмом Алексея Учителя, он получил положительные отзывы от зрителей и киноведов, а также отмечен наградами на престижных кинофестивалях.
После этого успеха Учитель начал с интересом изучать сценарии для других игровых фильмов, активно сотрудничая со сценаристом Дуней Смирновой. В результате вышли такие фильмы, как «Дневник его жены» и «Прогулка». Затем он поразил аудиторию драмой «Космос как предчувствие» и военной лентой «Пленный».
На вершине его карьеры киноведы признают драму «Край» с участием таких актеров, как Юлия Пересильд, Владимир Машков и Аньорка Штрехель. Фильм получил несколько наград «Золотой орел» и был представлен в одной из номинаций премии «Золотой глобус», а также завоевал множество других наград.
В 2013 году Алексей обратился к творчеству русского писателя Захара Прилепина, экранизировав его криминальную повесть «Восьмерка». Успех этого фильма не вызвал особо ярких реакций у зрителей.
Однако следующий проект Алексея «Матильда», историческая драма, вызвал широкий резонанс и противоречия еще до выхода в прокат. Режиссер погрузился в создание экранизации сценария, основанного на сюжетах из жизни танцовщицы Матильды Кшесинской и будущего императора Николая II. С проектом сотрудничали популярные актеры, в числе которых Ингеборга Дапкунайте, Данила Козловский, Ларс Айдингер, Евгений Миронов и Михалина Ольшанская.
Уже после выхода на экраны первых трейлеров, которые имели эротические элементы с участием будущего императора, фильм стал объектом критики за искажение исторических фактов и обвинения в провокациях против религии и России. Хотя Генеральная прокуратура России провела расследование, нарушений не было найдено.
Октябрь 2017 года стал знаковым месяцем, когда фильм состоялся в России и Латвии.
Личная жизнь: Две жены, четверо детей и «селедка под шубой»
Несмотря на резкую полемику вокруг «Матильды», поклонники кино больше обсуждают не только последнюю работу Алексея Учителя, но и его личную жизнь. В течение более чем тридцати лет режиссер был женат на Кире Саксаганской. У них родилось двое сыновей, младший из которых, Илья, также стал студентом ВГИКа и начал создавать свои собственные фильмы.
Старший сын Андрей, по образованию экономист, а Кира Саксаганская долгое время была правой рукой Алексей Учителя в производстве кино и продолжает руководить киностудией «Рок» на берегах Невы.
В 2018 году Алексей Учитель признался, что более десяти лет у него были романтические отношения с актрисой Юлией Пересильд, которые начались на съемках фильма «Пленный» и продолжаются до сих пор. Самая младшая дочь Юлия, родившаяся в 2009 и 2012 годах, и их отношения долгое время оставались в тайне, и Алексей жил на две семьи, сохраняя брак с Саксаганской.
С юности Учитель занимался многими видами спорта, однако футбол стал его настоящей страстью на всю жизнь. В последнее время, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме и снять напряжение, он увлекся игрой в теннис.
Выдерживая скандалы и критику, Алексей Учитель спокойно относится к конструктивной отдаче и надеется на будущее: что его сыновья будут счастливы и что Анна вырастет в прекрасную танцовщицу, а Мария будет такой же знаменитой, как Мария Шарапова.