Провокатор Бари Алибасов и его на-найцы
Сегодня Бари Алибасову исполнилось 77 лет, и его личная жизнь, эксцентричные поступки и достижения в мире шоу-бизнеса по-прежнему привлекают внимание прессы. В далеком прошлом он стал создателем музыкальной группы «На-На», солистов которой сравнивали с новыми «Битлз». Для самого Бари Каримовича «На-На» стали чем-то большим, чем просто коллектив — они стали его настоящей семьей, которую он всегда ставил на первое место.
Бари Алибасов родился в Казахстане. С юных лет он проявлял артистические наклонности, обожая выступать перед публикой, петь и устраивать спектакли. Однако дисциплиной hắn быть не отличался, из-за чего его несколько раз исключали из учебных заведений и комсомола. Тем не менее, спустя годы, в его родном городке Чарске в его честь будет названа улица, а в школе создадут музей, посвященный его творческому пути и успехам в музыке.
Практически сразу после окончания учёбы Бари пробует себя в роли руководителя музыкального коллектива, организовав группу «Интеграл». Сначала они исполняли джаз, но затем переключились на рок-музыку. Даже в условиях полуподпольности рок-музыки в СССР, «Интеграл» успешно гастролировал по городам и заслужил признание со стороны министерства культуры, чего многие музыкальные коллективы в тот период могли только мечтать.
С приходом перестройки ситуация кардинально изменилась: публика перестала интересоваться западной музыкой, что привело к резкому падению популярности «Интеграла». Когда на один из концертов пришли всего 19 человек, Бари понял, что необходимо принимать решение. Группа была зарегистрирована в Саратове, но Алибасов решил начать новое этапе в Москве, не задумываясь покинул родные края, оставив там коллег и фактическую супругу с сыном.
Его отношения с Еленой Уронич начались непреднамеренно. На тот момент Алибасов уже был разведён и не планировал встречаться с преданной поклонницей его группы, которая не пропускала ни одного концерта. Тем не менее, Елена оказалась настойчивой и добилась своего — в 1985 году у них родился сын, которого тоже назвали Бари.
До 14 лет мальчик жил с матерью и бабушкой, периодически получая от отца финансовую поддержку. Однако когда ему исполнилось 14, Алибасов решил взять сына под опеку: перевёз его в Москву, устроил в престижный лицей и отправил учиться за границу.
Елена не стала вспоминать о прошлом и отсрочивать общение отца с сыном, с лёгкостью отпустив Barri к нему. Она остаётся единственной женщиной, которая смогла уговорить Бари Алибасова признать отцовство, что подчеркивает Бари-младший.
На-найцы
По словам самого Алибасова, смена музыкального жанра не стала для него трагедией. Это не требовало от него внутреннего разрушения: «Главное, чему я всегда учился сам и старался научить своих подопечных, это полная раскрепощенность и свобода», — пояснил позже продюсер свое решение.
К слову, эта смена оказалась кардинальной. Алибасов пришёл к выводу, что рок-музыка обречена на закат, и объявил кастинг для создания мальчишеской поп-группы.
Существует мнение, что «На-На» внезапно стали популярными всего за несколько месяцев. Однако реальность была гораздо сложнее. Первые полтора года продюсеру не удавалось собрать стабильный состав: он пробовал и менял солистов, пока не нашёл «золотую» команду, в которую вошли Левкин, Политов, Жеребкин и Асимов.
Эта группа собирала стадионы, их плакаты украшали комнаты почти каждой второй школьницы, а женщины постарше с удовольствием любовались на этих привлекательных юношей, прощая им даже провокационные номера.
Когда речь заходит о номере «Эскимосы и папуасы», Алибасов вспоминает, как костюмер подготовил одежду для папуасов — едва прикрывающие тело набедренные повязки. Несмотря на страх, что солисты откажутся выходить в таком виде на сцену, они оказались настолько раскрепощёнными, что никаких проблем не возникло.
Тем не менее, за кулисами этого яркого шоу скрывалась строгая дисциплина: Бари понимал, что для того, чтобы справляться с плотным гастрольным графиком, участники не должны отвлекаться на развлечения или девушек.
Каждый солист «На-На» подписал подробный контракт на 38 листах, в котором прописывались штрафы за пропуск репетиций, запрет на романтические отношения с сотрудницами Шоу Бари Алибасова, а также необходимость освободить номера от посторонних женщин до двух часов ночи. В противном случае — деньги будут взысканы.
Сам Бари старался стать для своих подопечных не просто продюсером, но и понимающим отцом:
«Если хочешь добиться от артиста успеха на сцене, избавь его от насущных проблем. И я старался это сделать: находил для «На-найцев» квартиры, бронировал лучшие номера в гостиницах, чтобы обеспечить их качественной пищей, а иногда даже сам готовил для них.»
Десять лет он провёл рядом с юношами, зарабатывал, копил и наслаждался плодами успеха. Однако впереди его ждало новое испытание: дефолт 1998 года положил конец успешным гастролям. У зрителей не осталось денег, чтобы ходить на концерты.
В отличие от «Интеграла», который он распустил, от «На-На» Алибасов не отказался. Он принял решение рискнуть и покорить Америку.
Пушкин – Алибасов – близнецы-братья
АиФ: – Бари Каримович, вы родились в один день с Пушкиным. Как вы думаете, есть ли в этом совпадении что-то особенное?
Б.А.: – Я проанализировал дату своего рождения и пришёл к выводу, что у людей, родившихся в один день, есть общие черты. Я не сторонник гороскопов, но нахожу у нас с Александром Сергеевичем много схожих качеств: у меня, как и у Пушкина, абсолютное пренебрежение к деньгам. Главное — это творческий процесс, а результаты, которые я стремлюсь достичь, намного важнее, чем финансовые вознаграждения. Также мы оба — провокаторы! Пушкин провоцировал дуэли и вёл себя эмоционально, с резкостью и даже хамством. Понять его могли лишь близкие люди и друзья, остальные же его терпеть не могли. Лермонтов в «Смерти поэта» очень точно написал об этом: «Восстал он против мнений света, не вы ль сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар…»
К слову, рожденные в этот день, как правило, любят делать вид, что они дурачки. И Пушкину это тоже было свойственно. О его матершинных выражениях говорят много — он стал создателем современного русского литературного языка! Его сарказм, игривость и провокации создают образ, схожий с моим: меня тоже порой воспринимают как идиота или дурака. Все близнецы видят мир как процесс, который постоянно меняется, или, как сейчас модно говорить, в трехмерном формате, что позволяет им легко убеждать собеседников в том, что то, что они считают хорошим, на самом деле является плохим.
Операция манипуляция
АиФ: – Вы действительно мастер провокаций в мире шоу-бизнеса. Лишь один ваш проект «На-На» чего стоит! В чем же секрет их долгой сценической жизни?
Б.А.: – Через эту группу я проводил эксперименты с нашей страной. «На-На» — мой инструмент для тестирования массового сознания. Однажды, во время телемоста с Америкой, прозвучала фраза: «В СССР секса нет.» Вскоре после этого я разделал «На-Ну» и снял первый клип на эту тему. Мне было интересно узнать, как народ отреагирует на такую провокацию. Оказалось, общество оценило это, поскольку культура секса оказывается столь же естественной для российских людей, как и для жителей других стран, несмотря на все предрассудки. Сегодня эту идею народ использует активно, но не совсем по назначению: рождаемость в стране падает;
АиФ: – А участники группы понимают, что они становятся инструментом вашей манипуляции?
Б.А.: – Безусловно! Но… невозможно с помощью плохого инструмента достичь высококачественного результата. Эта задача успешно решается только с профессиональным инструментом. У нас в «На-На» работают настоящие профессионалы: это и талантливые музыканты, и певцы, и танцоры. Они очень умные психологи, прекрасно знают, как поддержать настроение концерта.
АиФ: – Но разве драматургию концерта не выстраиваете вы?
Б.А.: – Да, но реализуют они!
Шоу-бизнес Алибасова
Сколько лет Бари Алибасов подходит к шоу-бизнесу? Хотя его имя прочно связано с популярной группой «На-На», уже в юности он задумывался о собственных проектах, организовав первую музыкальную группу в 60-е годы XX века.
Бари Алибасов и группа «Интеграл»
Первым проектом Бари стал музыкальный коллектив «Интеграл», который он основал вместе с однокурсником Михаилом Араповым в 1966 году. Он не только проявил свои таланты как музыканта, но и продемонстрировал способности композитора, создав свою первую песню «Весенний дождь». Группа выступала на местных дискотеках, ориентируясь на джаз. Деятельность коллектива была приостановлена, когда Бари отправился служить в армию.
Бари Алибасов (внизу справа) и группа «Интеграл»
После службы в армии Бари реорганизовал «Интеграл» в рок-группу. Несмотря на запреты, наложенные на подобную музыку в СССР, коллектив был одобрен и получил поддержку от министерства культуры. «Интеграл» гастролировал по республикам СССР, собирая полные залы и постоянно меняя адреса выступлений. Исполнение 48 концертов за квартал было нормой, после чего музыканты переходили в следующий город. Концерты в первую очередь приносили доход чиновникам, а уже затем самим музыкантам.
Продюсер На-На
В 1989 году Бари Алибасов основал свой творческий центр и решил заняться продюсерской деятельностью. Его первым и наиболее успешным проектом стала поп-группа «На-На», участники которой были набраны через свободный кастинг. Группа записала свои песни в новом, популярном тогда поп-стиле, ориентируясь на молодежную аудиторию. Постепенно песни группы становились всё более популярными, и создание этой поп-группы стало огромным успехом в карьере Алибасова.
Первый состав группы «На-На»
Алибасов проявил себя как талантливый продюсер: первое выступление его группы состоялось на международном фестивале «Face to Face». Известность коллектива росла, и после нескольких концертов «На-На» была признана открытием года. Алибасову потребовалось всего два месяца, чтобы участники его группы начали быть узнанными на улицах, и журналисты выстраивались в очереди за интервью с молодыми звёздами.
Продюсер поддерживал строгую дисциплину в коллективе, штрафуя музыкантов за нарушения. Участники «На-На» жили в одном доме, где были размещены студия, прачечная и даже ванная с гидромассажем.
Группа «На-На» продолжает свою деятельность и по сей день, выпуская альбомы каждые несколько лет. Хотя коллектив уже не так популярен, как в начале своего существования, продюсер ориентируется на новое поколение слушателей, которые создали собственный бизнес и имеют возможность пригласить любимый коллектив на корпоративные мероприятия.
Группа На-На
В 1989 году Бари Алибасов переехал в Москву и сформировал поп-группу «На-На», став её художественным руководителем и продюсером, а также автором музыки для многих песен. Артистов в коллектив набирали с помощью кастинга.
По словам Бари, многие пришедшие на кастинг были даже не настоящими кандидатами, а голодные бабушки, полагавшие, что на кастингах в новейшую молодежную группу будут обеспечить продовольствием. Однако, никаких угощений не было, так как в стране царил голод. Единственным музыкантом, который мог хоть что-то сыграть на гитаре, был Владимир Левкин, — говорит Алибасов.
Он также вспоминает, что на кастинг приходил и Леонид Агутин, но Бари не взял его, поскольку у того уже был собственный стиль.
В ноябре 1990 года группа «На-На» одержала победу на музыкальном телешоу «50×50» с исполнением песни «Бабушка Яга». Эта композиция вошла в их минимальный альбом «Не женись», в котором также присутствовала одна из самых известных песен коллектива — «Пустынный пляж».
В 1991 году вышел дебютный альбом группы — «На-На 91», в который вошло девять композиций, среди которых «Свет в окне», «Эскимос и папуас», «Соловей-разбойник» и другие.
Середина 1990-х годов ознаменовала утверждение группы «На-На» в качестве одного из самых известных музыкальных коллективов России. Их популярностью пользовались такие песни, как «Фаина» (1992) и «Упала шляпа» (1993). В состав группы тогда входили Владимир Левкин, Владимир Политов, Владимир Асимов и Вячеслав Жеребкин.
Артисты группы Бари Алибасова (второй слева на переднем плане) «На-На» во время фестиваля возможностей человека, Москва, 1993 год
На пике своей популярности коллектив дава300–400 концертов в год. Музыканты гастролировали в США, Франции, Германии, Болгарии и Израиле. Владимир Политов вспоминал, что в 1994 году группа дала 865 концертов. «Мы давали в среднем по три концерта в день. Первый начинался в 13:00, и зал всегда был полон,» — делился другими воспоминаниями Вячеслав Жеребкин.
С группой «На-На» Алибасов стал лауреатом множества международных фестивалей и премий, включая «Овация». В начале 2000-х годов группа утратила свою былую популярность, но продолжала гастролировать, выпускать новые альбомы и снимать клипы.
В 2007 году Алибасов представил «Шок-шоу», с которым группа «На-На» отправилась в гастрольный тур по стране.
Зимой 2013 года вышел клип на новую песню Бари Алибасова «Дышу я тобой», где участники группы «На-На» предстают в образе космонавтов, которые вернулись на Землю. Этот клип обзавёлся более 5 миллионов просмотров на YouTube.
В 2014 году, к 25-летию группы «На-На», на Первом канале вышел часовой документальный фильм «Все перемелется, родная…».
Группа «На-На» стала уникальным событием в мировой музыкальной индустрии. Это единственный бойз-бэнд, который существует уже 30 лет. Мы оказались вторыми после одной американской группы — не помню её название, — признавался Алибасов в интервью 2018 года.
ТВ, кино, выход книги
- В 1992 году Бари Алибасов принял участие в мюзикле «Солнце, воздух и… На-На», а также был частью первой и третьей частей телевизионного проекта «Старые песни о главном» (1996, 1998).
- В 1999 году Алибасов выпустил книгу «Основы НА-НАйской философии.»
- С 2001 по 2005 годы он выступал в роли ведущего юмористического ток-шоу «Бредни Бари» на телеканале М1.
- Алибасов снялся в роли самого себя в сериалах «Моя прекрасная няня» и «Деффчонки».
Бари Алибасов и Владимир Левкин на церемонии вручения премии «Овация», 1998 год
- 1999 — звание Заслуженный артист России
- 2005 — звание Заслуженный артист Татарстана
- 2008 — Медаль «10 лет Астане».
- 2013 — Медаль МВД по Чеченской Республике «За отличие в службе».
- 2017 — Медаль «За доблестный труд» (Татарстан)
Бари Алибасов перед началом церемонии вручения Российской национальной музыкальной премии, 2017 год
Бунтарская юность, 6 походов в ЗАГС, феноменальный успех На-На: нескучная жизнь Бари Алибасова
Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте на почту самую читаемую статью раз в день. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Этот провокационный шоумен прекрасно знает, как привлечь внимание публики. Вся его жизнь — это сплошной пиар, секреты ведения которого он освоил ещё в детстве, шокируя окружающих своим поведением. Со временем он только шлифовал своё мастерство, оставаясь интересным как для преданных поклонников, так и для многочисленных недоброжелателей, которые, несомненно, образовались вокруг него в ходе насыщенной творческой жизни.
Лихое детство Бари Алибасова
Будущий шоумен появился на свет в Казахстане, в маленьком городке Чарске, в простой рабочей семье. Его мама, наполовину татарка, работала бухгалтером в детском саду, а отец, казах по национальности, был заведующим местного банка. В семье Алибасовых росло пятеро детей, и атмосфера в доме была дружной и доброжелательной.
Родители старательно избегали ссор в присутствии детей, никогда не повышали на них голос и старались решать все проблемы мирным путем. При всей своей занятости они находили время для детей, занимались с ними, шили казахские костюмы к праздникам и разучивали национальные песни, стремясь привить детям моральные ценности, а денежные знаки в их отношении воспринимались как что-то постыдное.
Однако Бари быстро заметил некую несоответствие в этой модели, так как в их семье деньги имелись. Родители много работали, как он сам выразился, «пахали», чтобы обеспечить семью. Поэтому мальчик с ранних лет размышлял о том, как можно разбогатеть, не тратя на это много сил и времени.
Свободолюбивый и независимый дух начали проявляться у Бари с первых лет жизни. Он не выносил строгой дисциплины, часто пропускал занятия, иногда не ночевал дома и даже устраивал драки с одноклассниками, в результате чего его исключали из школы и, позже, из комсомола.
В то время он вместе с несколькими одноклассниками организовал свой первый джазовый музыкальный коллектив «Интеграл», который начал давать концерты и гастролировать по близлежащим деревням и областям.
Первые успехи и протесты против серой советской жизни
После завершения школы Бари перебрался в Усть-Каменогорск и поступил в строительно-дорожный институт, однако обучаясь, он не прекращал заниматься музыкой и гастролировать с «Интегралом», который становился всё более популярным в Казахстане. Тем не менее, появление новой солистки в группе привело к конфликтам и, в конечном итоге, распаду коллектива.
В то время Бари, не дождавшись окончания учёбы, решил служить в армии, где вновь стал одним из создателей и участников музыкального коллектив. После демобилизации он возобновил активность «Интеграла», подобрал новый состав и начал выступать по всему СССР. У него появились свои взгляды на музыку и имидж группы, которая должна была стать уникальной и не похожей на другие.