Александр Ширвиндт
Народный артист РСФСР Александр Анатольевич Ширвиндт стал знаковой фигурой для многих, кто жил в эпоху Советского Союза. Хотя ему не всегда удавалось исполнять роли ведущих персонажей, каждый его образ запомнился зрителям своим уникальным обаянием и шармом. Благодаря этим качествам, многие его герои обрели свое место в золотом фонде советского кинематографа. Как отмечал его близкий друг и партнер по сцене, режиссер Марк Захаров, основной задачей и одновременно призванием Александра Анатольевича было быть самим собой — Ширвиндтом.
Будущий артист появился на свет летом 1934 года в Москве. Его фамилия, достаточно необычная для отечественного восприятия, была наследием от отца, Анатолия Густавовича (также известного как Теодор Гдальевич), талантливого музыканта, педагога и скрипача, который имел прусские корни. Мать, Раиса Самойловна, принадлежала к еврейской национальности и, завершив обучение во Второй студии МХТ, затем работала в столичной филармонии.
Семья Ширвиндт возлагала надежды на то, что их сын продолжит музыкальные традиции отца, и поэтому отправила Александра в музыкальную школу. Однако, к большому удивлению родных, мальчик не проявил интереса к музыке, и на пятом курсе его исключили из-за недостатка способности к этому искусству.
На выбор будущей профессии значительно повлияли частые визиты талантливых артистов эстрады и кино в дом Ширвиндтов. Общение с такими звездами, как Василий Качалов, Ростислав Плятт, Рина Зеленая и Леонид Утесов, оставило на юноше неизгладимое впечатление, что пробудило в нем страсть к актерскому искусству.
После успешного окончания престижной школы № 110, куда ходили дети высокопоставленных чиновников, молодой человек подал документы в два высших учебных заведения: Театральное училище имени Щукина и Московский государственный университет. После сдачи вступительных экзаменов он выбрал театральное училище, где стал студентом на курсе Веры Львовой.
Театр
После завершения учебы Ширвиндт поступил в труппу Театра-студии киноактера. Этот коллектив был создан специально для актеров, чтобы они могли выступать на сцене в перерывах между съемками, тем самым обеспечивая себе активное взаимодействие с театром.
Однако Ширвиндт не задержался там надолго, так как оказался в Театре имени Ленинского комсомола, где провел 12 лет. В этом театре ему посчастливилось работать с выдающимся режиссером Анатолием Эфросом, у которого он сыграл в таких знаковых постановках, как «Чайка» и «104 страницы про любовь». Высокий и статный (ростом 183 см и весом 95 кг) артист быстро завоевал популярность у зрителей.
Затем Ширвиндт провел год на сцене Драматического театра на Малой Бронной, после чего присоединился к труппе Московского академического театра сатиры, который стал для него вторым домом. Пригласил его туда Валентин Плучек, предложив сыграть роль графа Альмавивы в «Женитьбе Фигаро».
Несмотря на множество сыгранных ролей в театре, сам артист утверждал, что никогда не ощущал в себе настоящей страсти к актерству. В процессе своей карьеры он постепенно перешел к работе как режиссер. Его режиссерский дебют состоялся в 1970 году, когда он вместе с Марком Захаровым поставил спектакль «Проснись и пой!».
В 2000 году Ширвиндт занял пост художественного руководителя Театра сатиры и начал активно развивать репертуар, включая в него классические произведения, наряду с комедийным материалом. На сцене театра появились постановки по пьесам таких авторов, как Жан Ануй, Теннесси Уильямс и Михаил Булгаков.
Под руководством Ширвиндта театральный коллектив вышел на новый уровень успешности, завоевав титул лучшего театра по итогам гастролей в США в 2002 году. А в 2015 году Театр сатиры был признан одним из самых посещаемых театров, с количеством зрителей более 2,5 миллиона человек в год.
В 2019 году артист отметил свой 85-й день рождения, но по традиции не праздновал его в шумной компании, а уехал на Валдай, чтобы заняться рыбалкой. Основной юбилей был перенесен на октябрь, и он прошел в честь сразу трех событий: его 85-летия, 95-летия Театра сатиры и 110-летия со дня рождения основателя театра Валентина Плучека.
В начале марта 2021 года, приуроченный к юбилею Андрея Миронова, состоялась премьера спектакля «Театральный стриптиз», где пахотливым постановщиком выступил Владимир Жуков.
По словам Александра Анатольевича, первоначально он планировал осуществить эту постановку совместно с Михаилом Казаковым, пригласив на роль молодого актера Миронова. Однако проект не состоялся по причинам, не зависевшим от участников.
В конце сентября 2021 года Ширвиндт покинул пост художественного руководителя Театра сатиры. его контракт истек в июле того года. Тем не менее, артист выразил желание продолжать сотрудничество с театром. В итоге, в день назначения нового художественного руководителя Сергея Газарова был проведен общий сбор артистов, на котором Александра Анатольевича выбрали президентом театра. Ширвиндт также вернулся к сценической игре, сыграв в постановке «Где мы?!…».
Детство и выбор профессии
Родители Александра не могли уделять много внимания воспитанию сына, так как большую часть времени проводили на работе или в гастрольных поездках. Его детство прошло под заботой бабушки, которая проживала в городе Чердынь, где маленький Саша получил начальное образование. Позже он переехал к родителям и закончил старшую школу в Москве. Этот период оказал значительное влияние на его дальнейшую биографию и личностное развитие, так как он учился в то время в представительной московской школе, где обучались дети высокопоставленных партийных деятелей.
Ширвиндт всегда хотел, чтобы их сын продолжал семейные традиции. Они принудительно направили Александра в музыкальную школу, однако позже поняли, что он не проявляет должного усердия в этом деле. Между тем, он испытывал большое удовольствие, находясь в окружении друзей-артистов, которые часто приходили к ним в гости и с энтузиазмом делали рассказы о сценическом искусстве, чем вдохновляли мальчика и привлекали его к романтике актерской профессии.
Невзирая на все препятствия, вскоре Ширвиндт начал мечтать о карьере актера, желая добиться таких же успехов, как Леонид Утесов, часто захаживавший к ним в гости. В последнем классе школы он определился с выбором профессии, подав документы в театральные институты и готовясь к вступительным экзаменам. Хотя у Александра не было опыта игры на сцене, ему очень помогли навыки бальных танцев, приобретенные во время занятий танцами.
В 1951 году он стал студентом Щукинского театрального училища, учась на актерском курсе у Веры Львовой. Его преподаватели предсказывали ему блестящее будущее, отмечая его талант и стремление работать на сцене.
Работа в театре
Такой талантливый и многообещающий молодой актер не мог остаться незамеченным. Руководитель Театра-студии киноактера заметил Александра еще во время его учебы. Дипломные спектакли «Ночь ошибок» и «Трудовой хлеб» произвели на всех присутствующих неизгладимое впечатление, и сразу после выпуска Ширвиндта пригласили в труппу театра. Театр состоял в основном из актеров кино, которые выступали на сцене в перерывах между съемками, что давало Александру шанс позже появиться и в кино.
Дебютной работой Александра на театральной сцене стала картина под названием «Первая конная», режиссером которой был Бенедикт Норд. Премьера состоялась в 1957 году и произвела фурор как среди зрителей, так и критиков, которые высоко оценили уровень его актерского мастерства и выразили желание увидеть больше работ молодого таланта.
После года работы в театре на Малой Бронной, Ширвиндт решил продолжить свою карьеру в Московском академическом театре сатиры, который вскоре станет его вторым домом. Постепенно Александр стал не только актером, но и режиссером; его дебют в новой роли состоялся в 1970 году, когда он вместе с Марком Захаровым стал режиссером спектакля «Проснись и пой!».
Изначально команда хотела организовать эту постановку в ресторане «София», но позже Валентин Плучек пригласил артистов в Санкт-Петербург, чтобы порадовать своего друга Андрея Миронова. Труппа хотела сделать сюрприз, но кто-то предал секрет, и Миронов успел подготовиться к визиту артистов, забронировав столик в ресторане, где они эмоционально отметили свой театральный дебют.
Работа в кино
Александр Ширвиндт вошел в мир кино, дебютировав в роли эстрадного певца Вадима Ухова в фильме «Она вас любит», который вышел в 1956 году и был снят Семёном Деревянским и Рафаилом Сусловичем. Среди его наиболее известных с cinematic работ можно выделить роли: Павлика в комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975 года, режиссер Эльдар Рязанов), Альфреда Шато-Жебюса в музыкальном фильме «Небесные ласточки» (1976, Леонид Квинихидзе), Харриса в комедии «Трое в лодке, не считая собаки» (1979, Наум Бирман), а также Мясоедова в драме «Забытая мелодия для флейты» (1987, Эльдар Рязанов) и Аркашу в комедии «Бабник» (1990, Анатолий Эйрамджан). В 2009 году сыграл джазового пианиста Александра Белых в музыкальном фильме «Пестрые сумерки», созданном Дмитрием Коробкиным и Людмилой Гурченко. В общей сложности Ширвиндт снялся более чем в сорока фильмах, исключая театрализованные версии спектаклей.
В 1970-х годах он также вел на Центральном телевидении ряд передач, включая «Семь нас и джаз», «Терем-теремок» и «Театральные встречи». В 1980-х годах он вел программу «Утренняя почта» в тандеме с другом и коллегой Михаилом Державиным.
Членство в профессиональных организациях, общественная деятельность
Александр Ширвиндт был активным членом Союза кинематографистов России и Российской академии кинематографических искусств «Ника». Кроме того, он был соучредителем регионального благотворительного общественного фонда «Содружество», сопредседателем совета попечителей «Московского английского клуба» и членом попечительских советов Российской государственной библиотеки искусств и благотворительного фонда «Детские сердца».
В 2018 году он стал доверенным лицом кандидата на пост мэра Москвы Сергея Собянина.
Актерская карьера
С отличием закончив училище, Ширвиндт был принят в труппу Государственного театра киноактера, и в это время он начал сниматься на Мосфильме. Его дебютная работа — роль второго плана в мелодраматической комедии «Она вас любит» с участием Георгия Вицин. Деньги, заработанные на этом фильме, стали основой для покупки его первого автомобиля марки «Победа». Позже Александр Анатольевич перешел в Театр имени Ленинского комсомола, где его первой значимой ролью стал спектакль «Первая Конная». Постепенно Ширвиндт стал задействован практически во всех спектаклях театра, таких как «До свидания, мальчики!», «Колесо счастья», «О Лермонтове».
Его успех на сцене театра облегчили роли Тригорина в «Чайке», Людовика в «Мольере», Гудериана в «Каждому своё». Эти работы стали основой его звездной карьеры.
В этот период Ширвиндт продолжал свои съемки в кино, исполняя небольшие, но яркие роли в таких музыкальных комедиях, как «Приходите завтра» (1962) с Екатериной Савиновой и Анатолием Папановым в главных ролях, а также в мини-сериале «Майор Вихрь» (1967). В 1968 году актер перешел в Московский драматический театр на Малой Бронной, где выступал в таких спектаклях, как «Ромео и Джульетта», «Счастливые дни несчастного человека» и других.
Уже через два года Ширвиндт попадает в Театр Сатиры, где впоследствии сыграл более 30 разнообразных ролей. Его работа в театре, особенно роль графа Альмавива в комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро», была названа одной из лучших в его театральной карьере. Среди его значимых спектаклей выделяются «Обыкновенное чудо», «Дом, где разбиваются сердца», «Ревизор».
В этом театре, помимо актерства, Ширвиндт стал работать как режиссер, начав свою карьеру с организации совместных постановок с Марком Захаровым и Андреем Мироновым, а затем самостоятельно. Ширвиндт осуществил более 20 постановок, включая такие спектакли, как «Молчи, грусть, молчи», «Спартак», «Маленькие комедии большого дома», «Недоросль».
В это время Ширвиндт работал не только на сцене, но и преподавал в театральном училище имени Щукина, где его учениками были такие известные актеры, как Андрей Миронов, Алла Демидова, Наталья Гундарева, Александр Пороховщиков, Мария Голубкина и Леонид Ярмольник.
Александр Ширвиндт также достиг успеха на телевидении, где популярные передачи, такие как «Семь нас и джаз», «Терем-теремок» и «Театральные встречи», сделали его лицом настоящего зрительского успеха. Кроме того, он неоднократно озвучивал популярных мультфильмов, включая «Новый Аладдин», «Алиса в Стране чудес», и «Пес в сапогах».
Это умный и интересный человек также стал автором нескольких книг, в основном мемуаров, в которых он увлекательно делится воспоминаниями о золотой эпохе отечественного кино и театра, а также делится своими проницательными афоризмами.
Ширвиндт — писатель
Александр Анатольевич Ширвиндт отличается глубокой эрудицией и мастерством рассказчика. Он опубликовал несколько своих книг, преимущественно мемуаров, в которых великолепно рассказывает о золотом веке русского кино и театра, добавляя в свои тексты незабываемые афоризмы. В продолжение своей писательской деятельности в 2018 году увидели свет его новые мемуары под названием «В промежутках между», которые были тепло встречены читателями. Ширвиндт смог сохранить свой остроумный стиль и ироничное отношение к жизни, что продолжает привлекать к нему внимание.
На фото: Александр Ширвиндт на презентации своей книги «Проходные дворы биографии». (Фото: Антон Новодережкин/ТАСС)
Личная жизнь Александра Ширвиндта
Александр Ширвиндт счастлив в браке. Его единственной супругой стала архитектор Наталья Белоусова.
В 1958 году у них родился сын Михаил, который продолжил семейные традиции, став успешным телеведущим.
Александр Ширвиндт также гордится статусом дедушки и прадедушки. Его внук Андрей преподает в МГУ, в то время как внучка Александра работает искусствоведом.
У Ширвиндта есть три правнучки — Анастасия (родилась в 2002 году), Элла (родилась в 2011 году), Ирина (родилась в 2018), и два правнука — Семен и Матвей (родились в 2020 году).
Еще один внук появился в семье в мае 2020 года.
Александр Анатольевич — яркая личность, помимо актерского мастерства и режиссуры, увлекается баскетболом, играет на скрипке и любит рыбалку.
Смерть Ширвиндта
15 марта 2024 года мир потерял замечательного человека — президента Театра сатиры, народного артиста России Александра Ширвиндта.
Печальную новость сообщил художественный руководитель театра Сергей Газаров.
«Мне позвонил Миша, сын Александра Анатольевича, сообщил, что он ушел из жизни в больнице всего полчаса назад. Я пока не знаю, как и что мы будем делать», — рассказал Газаров.