Вдова Клико как гениальный маркетолог — история женщины, создавшей величайший бренд
Шампанское Veuve Clicquot (Вдова Клико) известно многим как символ роскоши и изысканной жизни, аналогично тому, как сумка Birkin считается эталоном среди модных аксессуаров. Однако малознакома многим история, что Вдова Клико — это не просто название, а реальная женщина по имени Барба-Николь Понсарден Клико. 18 июля в России выйдет фильм «Мадам Клико» от режиссера Томаса Нэппера, который расскажет о жизни этой выдающейся француженки, совершившей революцию как в бизнесе, так и в маркетинге ещё до того, как маркетинг официально появился в экономической теории.
Барба-Николь Понсарден появилась на свет 16 декабря 1777 года в Реймсе, городе во французской провинции Шампань, в семье состоятельных людей. Её отец был известным текстильным промышленником, и в то время провинция Шампань знаменита была в первую очередь именно текстилем, а не виноделием. Барба-Николь получила отличное образование, что было редкостью для девушек той эпохи. Её отношения с отцом были очень близкими, он охотно делился с ней секретами своего дела, тем самым формируя в её сознании предприимчивое мышление.
В возрасте 21 года Барба-Николь вступила в брак с Франсуа Клико, сыном основателя винодельческой компании Филиппа Клико-Муран. Сначала это было скорее деловое соглашение, нежели романтический союз, так как семьи молодых людей находились в состоянии соперничества. Именно благодаря своему мужу, который был вовлечен в винодельческий бизнес, она постепенно начала интересоваться производством шампанского, особенно методами создания игристых вин.
Их совместная жизнь длилась всего шесть лет, за которые у них родилась дочь Клементина. К сожалению, Франсуа вскоре скончался, возможно, от тифа или в результате самоубийства. Согласно тогдашним обычаям, молодая вдова, которой на тот момент было всего 27 лет, должна была распродать бизнес мужа и заниматься такими занятиями, как благотворительность, искусство и воспитание детей, подобно другим дамам из высших кругов общества. Тем не менее, мадам Клико выбрала иное направление, опираясь на моральную и финансовую поддержку своего отца и свекра, ведь согласно законам того времени только вдовы имели право управлять собственным состоянием.
Сообщество изначально отнеслось к новости, что вдова Клико возглавит бизнес своего мужа, с недоверием. В те времена существовало мнение, что женщина на винодельне только портит вино: «чем больше женщина, тем хуже вино». Однако за шесть лет брака молодые супруги всецело изучали бизнес. Оказалось, что у Барба-Николь помимо предпринимательских способностей имелось и гениальное видение маркетолога. Хотя маркетинг как дисциплина на тот момент еще не существовал, она разработала инструменты, которые по ныне используются в рекламной и PR-индустрии.
Прежде всего это — разработка инноваций, чтобы опередить конкурентов технологически.
Вдова Клико внедрила и развила метод ремюажа, который помог справиться с проблемой мутности шампанского из-за осадка. Данный метод заключался в постепенном вращении бутылок, благодаря чему осадок скапливался у горлышка. Кроме того, она усовершенствовала процесс дегоржажа, позволяющий удалять осадок из бутылки без существенной утери вина и давления, сохраняя именно те качества, которые делают шампанское уникальным. Метод ремюажа остается основополагающим этапом в производстве традиционного шампанского и до сих пор актуален для дорогих марок игристых вин.
Она сделала ставку не только на высокое качество своей продукции, но и на создание престижа марки. Стратегически правильно выстраивая свой бренд, она интуитивно использовала правило 4P, которое считается основой современного маркетинга. Это правило охватывает четыре ключевых элемента: product (товар или услуга), price (цена, наценки и скидки), promotion (продвижение, PR, реклама) и place (дистрибуция, место продаж). Когда все эти элементы находятся под контролем, продукт имеет шансы на успешное существование на рынке. Хотя впервые это правило было описано Эдвардом Маккарти только в 1960 году, мадам Клико успешно применяла его за 150 лет до этого. Она одна из первых поняла, что упаковка имеет критическое значение для того, чтобы подчеркнуть исключительность своего шампанского. Золотистые этикетки и элегантные бутылки стали символизировать роскошь и высокий статус, который искала ее аудитория. Она знала, что высокое качество и высокая цена привлекают статусных клиентов, и это остается актуальным до сих пор, как, например, в мире моды, где высокие цены служат мотивирующим фактором для состоятельных покупателей.
Как молодая вдова винодела-неудачника напоила шампанским всю Россию: феномен успеха мадам Клико
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Весь мир знает шампанское, созданное рукой мадам Клико. Николь прославилась как первая успешная женщина в винном бизнесе, в то время как эта сфера была исключительно мужским полем. Окружающие, включая семьи, считали её безумной, когда после смерти мужа-винодела 27-летняя Клико объявила, что самостоятельно займется развитием производства. Это происходило в тот период, когда близость женщины к вину по примете якобы превращала напиток в уксус. Но Николь бросила вызов установленным предрассудкам и добилась невиданных успехов, заслужив статус первой деловой женщины в мире и покорив сердце российского императора.
Предпринимательница с детства
Барба-Николь Понсарден с детства была окружена виноделием. Она родилась в состоятельной франкской семье в Реймсе. На рубеже 18 века её отец достиг успехов в текстильной индустрии, в то время как провинция Шампань всё еще не ассоциировалась с виноделием. Барба-Николь получила образование, что было редкостью для женщин того времени, включая тонкие аспекты предпринимательского дела, которые ей передавал отец. В 21 год она приняла предложение руки от Франсуа Клико, молодого человека из соседней, тоже богатой семьи. Этот брак не изначально основывался на романтике, так как их семьи находились в соперничестве, а союз применялся скорее как удачная сделка.
Молодой супруг вскоре включил Барба-Николь в общие планы по развитию семейного бизнеса. К началу 19 века в Шампани уже начали выпускать ассортимент как белых, так и красных вин, и союз Барбы-Николь с Франсуа поспособствовал созданию направления по производству игристых вин. За шесть лет их брака они стали близки, и их отношения постепенно развились в крепкую любовь. Однако после рождения дочери Клементины Франсуа скончался. Остальная вдова, согласно времени, должна была продать бизнес и пойти по стопам других женщин — заняться благотворительностью и воспитанием детей.
Но мадам Клико выбрала иной путь, опираясь на поддержку отца и свекра. Она использовала закон, который позволял вдовам иметь возможность распоряжаться своими финансами и управлять бизнесом. Барба-Николь быстро продемонстрировала своим скептикам, что обладает талантом к предпринимательству и редким взглядом маркетолога.
Особый напиток для России
Мадам Клико не была примером традиционной женской красоты. На сохранившихся фотографиях явно читается её непоколебимая решимость и сильный характер. Барба-Николь не проявляла кокетства и не пыталась привлекать внимание мужчин, её единственной целью был бизнес мужа. Несмотря на предвзятое мнение, девушка смогла собрать вокруг себя команду умелых мужчин и впоследствии сама занялась делами, контролируя их на всех уровнях.
Несмотря на вызовы, которые вставали на её пути, в сложные времена приходилось идти на жертвы, например, закладывать семейные драгоценности в целях спасения бизнеса, что другие дамы не осмеливались бы делать. Она стойко пережила трудные времена и рисковала всем из-за любви к своему делу. Особенно близким помощником вдовы стал Луи Бонэ, который объездил всю Европу в поисках рынков сбыта и выбрал Россию в качестве ключевого направления.
История гениального маркетинга: как вдова Клико вошла в историю
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Дзен и ВКонтакте.
Среди множества выдающихся историй в мире маркетинга, история мадам Клико занимает особое место. Вдова Клико, как её стали называть после смерти мужа, стала иллюстрацией того, как продуманная маркетинговая стратегия и успешное продвижение продукта могут преобразовать небольшой винный дом в уважаемую легенду. Шаги, предпринятые мадам Клико в XIX веке, не только укрепили бренд Шампанского дома Veuve Clicquot, но и оказали существенное влияние на всю индустрию алкогольных напитков. Давайте подробнее рассмотрим этот уникальный случай успешного маркетинга, а также выделим ключевые факторы, которые позволили вдове Клико создать нечто большее, чем просто бизнес — настоящую легенду.
1. От печального происшествия к успешному брендингу: история жизни вдовы Клико!
История вдовы Клико — это классический пример того, как трагическое событие может послужить началом успешного брендинга и стратегического маркетинга. Судьба бароны завязалась с потерей мужа, который владел небольшим винодельческим предприятием. В то время ей предстояло столкнуться с множеством трудностей и испытаний. Вместо того, чтобы опуститься до отчаяния, она приняла решение кардинально изменить свою жизнь и развитие бизнеса.
Активно работая над развитием компании, вдова Клико создала уникальный имидж своего продукта. Она умело использовала личные истории как источник вдохновения для формирования особого бренда. Её шампанское стало символом стойкости, силы и решимости, что привлекло внимание потребителей и укрепило позиции на рынке. Благодаря данному подходу и сильному маркетингу, история жизни вдовы Клико олицетворяет ассоциации с высококачественным вином и роскошью. Этот успех стал образцом для многих компаний, демонстрируя, что даже после самых тяжелых испытаний можно двигаться вперед и достигать своих целей.
2. Искусство создания легенды: как вдова Клико стала символом успеха!
История вдовы Клико является ярким примером того, как с помощью грамотных маркетинговых ходов возможно создать легендарный бренд. После смерти своего мужа в 1805 году вдова Клико унаследовала небольшую винодельческую компанию во Франции. Решив продолжить дело своего супруга, она прокладывала свой путь к успешному бизнесу, использовав различные рекламные методы. Николь оригинально подошла к оформлению этикеток, на которых был изображён её портрет, что закрепило ассоциацию белого шампанского с элегантностью и роскошью. Несмотря на то, что шампанское в то время считалось напитком для аристократии, она нашла способы вывода своего продукта на более широкий рынок.
Благодаря неординарным решениям и нестандартному подходу к маркетингу, вдова Клико сделала свою компанию одной из самых успешных винодельческих организаций своего времени. Её имя стало символизировать качество и престиж, а шампанское Вдова Клико стало одним из самых узнаваемых брэндов в мире. Вдова Клико не только стала выдающейся предпринимательницей, но и иконой маркетинга, продемонстрировав, как с помощью верных стратегий можно создать легенду в бизнесе.
Интересный факт
Имя Клико связано с прорывом в технологии шампанизации, что сделало возможным массовое производство прозрачного высококачественного игристого вина. В 1816 году с помощью управляющего погребами Антуана Мюллера мадам Клико спроектировала специальную стойку, позволяющую наклонно размещать бутылки вверх дном и регулярно их встряхивать, что значительно упростило накопление дрожжевого осадка в горлышке. Улучшенный процесс дегоржирования — удаления замороженного дрожжевого осадка — стал более эффективным и экономичным. В течение некоторого времени дом Клико хранил эту технологию в секрете, но в конце 1820-х годов секрет был раскрыт, и другие винодельни начали внедрять потоковые линии ремюажа.
Несмотря на хорошие урожаи виноградников, унаследованных от мужа, для виноделия во Франции наступил затруднительный период. Мадам Клико взялась за дело своей жизни в самый разгар Наполеоновских войн, когда Наполеон ввел торговое эмбарго, что фактически эквивалентировалось блокаде торговли между европейскими странами. Французские виноделы лишились возможностей продаж за пределами страны и вынуждены были тратить усилия на борьбу за ограниченные ресурсы внутреннего рынка. В 1810 году партнёр мадам Клико, выбранный её свекром, отказался от сотрудничества, оставив вдову одну с убыточным бизнесом.
Урожай 1811 года стал настоящим сюрпризом — подобного сладкого и сочного винограда не было прежде. Считалось, что причиной этому стала Великая Комета, которую можно было наблюдать по ночам с весны 1811 года (290 ночей) в северном полушарии. Крестьяне в Шампани шептались, что это явление не только приподняло урожай, но и предвещает большие перемены и крах империи Наполеона. Виноделы в этот год отказались от своих фирменных этикеток, заменив их на изображения звезд на пробках. Нанимая новшества и технологии, мадам Клико произвела исключительно изысканное и тонкое вино, которое было названо в честь кометы, впервые используя виноград только из текущего урожая вместо смешивания вина различных годов. Именно с того времени такие вина, произведенные из одного сорта винограда и одного года, стали именовать винтажными. К сожалению, все те обстоятельства, что должны были бы вызывать ликование, наконец повлекли еще больший ущерб для виноделов. Лишь немногие могли себе позволить покупать шампанское, несмотря на снижение цен, и не только во Франции, но и в оккупированных Наполеоном странах.
В тени императора
В то время, когда император готовился к вторжению в Россию, на армию собирались деньги с населения, и к этой комиссии входил и отец Барбы-Николь, что и принесло ему долгожданный дворянский титул, о котором он мечтал. Ранее, благодаря помощи Наполеону в начале его правления (он какое-то время гостил у отца с Жозефиной в их поместье), тот назначил его мэром Реймса. В 1810 году, хоть и не влезая в политику, отец Барбы-Николь принимал участие во встрече новой жены Наполеона — австрийской принцессы Марии-Луизы, ради свадьбы с которой император разорвал отношения с Жозефиной Богарне. Избежать больших торжеств, устроенных её отцом в честь приезда принцессы, было нельзя. Но вскоре мадам Клико возненавидела императора — как за его войны, так и за тот факт, что для своей свадьбы он предпочёл брать шампанское не у неё, а у её конкурентов, открыто их т 지원ив.
Когда баронесса оказалась на грани банкротства, она снова обратилась за поддержкой к свекру, который согласился помочь, однако поставил множество условий. Она прекрасно понимала, что только смелые и решительные действия, а также большой риск могут привести к успеху. На этот раз ее рискованная игра оправдалась. Но для этого ей предстояло преодолеть множество преград, связанных с закрытием границ и проблемами передвижения. Мадам Клико обратилась к энергичному торговцу, который не боялся рисковать, и с его помощью начала осуществлять контрабанду. Луи Бон оказался в числе умных и ловких, не боялся пренебрегать законами, и отправился в соседние страны, предлагая выгодные сделки потенциальным клиентам. Однако их старания не всегда заканчивались положительно — лучшее, что они могли получить, — это словесные оскорбления, а худшее могло быть физическим насилием. Постоянные предложения купить по заниженной цене шампанское у виноделов Наполеона, чей бизнес находился также под контролем его армии, вызывали вполне предсказуемую реакцию. Были случаи, когда мадам Клико теряла целые партии своего вина из-за негодного качества, ведь во время долгих транспортировок оно подвергалось жаре и портилось. Целый год усилий и труда утекали в бездну вместе с утерянной продукцией. Поддерживая известность и контроль, они с Боном не были пойманы на контрабанде, но мадам Клико пришлось продать значительную часть своих ювелирных изделий, чтобы покрыть убытки и финансовые долги, растущие из-за бутлегерства. Луи, её верный помощник, был отправлен в дорогу к иностранным дворам с предложением купить дорогие драгоценности. Однако даже королевские лица в той политической неразберихе не могли позволить себе роскошь.
Всё дело в волшебных пузырьках: Как война и Россия спасли вдову Клико от санкций
Начало предприятия
Барба-Николь родилась в Реймсе в 1777 году, когда в Шампани уже производилось несколько тысяч бутылок игристого вина ежегодно для королевского двора и знати. В то время производством занимались небольшие домашние хозяйства с индивидуальным знаком на бочках.
Отец Барбы-Николь, богатый текстильный предприниматель, стремился породниться со знатью и выдал старшую дочь за сына другого состоятельного мануфактурщика Клико. Семья сама торговала вином, скупала бочки у производителей и передавала их на продажу в другие регионы Франции и немного за границу. Это была стандартная схема бизнеса; виноделы стремились быстро реализовать свою продукцию, чтобы освободить склады для новых бочек и избежать помарок. В то время разлив вина по бутылкам только начинал развиваться, большинство бутылок были изготовлены вручную, были хрупкими и разного объема.
Франсуа Клико, молодой супруг Барбы-Николь, стараясь реформировать семейное дело, стал заниматься экспортом и принимать решение, что компания должна заниматься и выращиванием винограда, и производством. В свадебном подарке они с Барбай-Николь получили богатые угодья, включая виноградники. Также он задумывал производить дорогое бутилированное вино — ведь в бутылках можно было получать в три раза большую прибыль, чем от продажи того же самого товара в бочках.
К сожалению, Франсуа вскоре умер, и в 28 лет, оставшись вдовой, Барба-Николь приняла решение сосредоточиться исключительно на производстве шампанского, что принесло ей необыкновенный успех. Её бизнес стал славиться не только продукцией, но и качеством, и бороться с трудностями, включая природные катаклизмы, законы и предвзятости.
Обладая выдающимся умом, амбициями и управленческим талантом, мадам Клико сосредоточилась на улучшении качества шампанского, производимого в её доме. Легенда сообщает, что она приказала перенести большой дубовый стол из гостиной в винный погреб, который стал её рабочим местом. Барба-Николь детально изучила весь производственный процесс — состав почвы, особенности винограда, методы борьбы с вредителями, этапы сбора урожая, хронометраж выдержки в подвалах, переработку и разлив в бутылки.
Каждый её рабочий день заканчивался поздно. Годы работая, Николь стала одержимой, упорно следуя своему принципу: «У моего вина будет одно качество — лучшее из всех!».
Она также уделяла значительное внимание своим клиентам, изучала их предпочтения и требования. Вела записи, анализировала пожелания и жалобы. Клиенты часто выражали недовольство по поводу мутной жидкости, оставлявшейся в бутылках. Вино того времени страдало от мутно желтого налёта на дне.
Николь смогла разрешить эту величайшую проблему в своих потаённых подвалах. Как именно это было сделано, осталось её секретом на десять лет. Вскоре стало известно, что если хранить бутылки горлышком вниз, осадок собирается там, а затем, охладив, открыть, замороженный осадок под давлением спонтанно вылетает из бутылки. Оставшееся вино становится прозрачным. Эта процедура называется ремюаж, и стала основным элементом классической технологии производства шампанского.
Понимая важность качества исходных материалов, Николь инвестировала в расширение площадей своих виноградников и в культивирование лучших сортов.
Благодетельница рабочих Варвара Алексеевна Морозова
Еще в начале 90-х гг. недалеко от московской станции метро “Кировская” (ныне “Чистые пруды”) стояло здание интересной архитектуры – Тургеневская библиотека-читальня, давшая название Тургеневской площади.
13 сентября 1883 года городской голова получил заявление от Варвары Алексеевны Морозовой с предложением пожертвовать 50 000 руб. на открытие читальни в память о только что скончавшемся Иване Сергеевича Тургеневе. Библиотека должна была обеспечить доступ к книгам тем слоям населения, которые не имели возможности пользоваться обычными библиотеками. Архитектор Чичагов создал проект нового здания, и через полтора года читальня открылась, принимая около 300 человек в день. Спустя несколько лет, также под влиянием инициативы В.А. Морозовой, в Москве появились другие общественные читальни, такие как библиотеки им. А.Н. Островского (1888) и им. А.С. Пушкина (1899). Таким образом, Варвара Алексеевна Морозова запустила создание сети публичных библиотек в столице.
После смерти мужа Варвара Алексеевна унаследовала крупную текстильную фабрику и, став умной и решительной вдовой, успешно управляла ею. Она первой среди владельцев фабрик Морозовых назначила на пост директора русского инженера-механика, а не иностранца. В 1878 году на фабрике трудились почти 6 тыс. человек, перерабатывая 212 тыс. пудов хлопка. Расширение рынка сбыта, выгодные закупки сырья, привлечение дешевой рабочей силы приносили огромные прибыли. Варвара обладала проницательностью и здравым смыслом и успешно ориентировалась в коммерческой среде.
В 1878 году на фабрике работало почти 6 тыс. человек, перерабатывалось 212 тыс. пудов хлопка.
Проводя жесткую управленческую политику, она не забывала также учитывать условия жизни своих рабочих, занималась благотворительностью в городе, где находилось её производство. На фабрике имелись бесплатные школа, больница, родильный приют, дом для престарелых, колыбельная с прислугой, а также приют для сирот.
Рабочие размещались в специальных колониях — это были отдельные дома на четыре семьи, с отведёнными участками земли для сада и огорода, а также в каменных казармах усовершенствованного типа с новейшими системами отопления и вентиляции. Варвара Алексеевна искренне считала себя благодетельницей рабочих. Во время стачек и забастовок она стремилась сама разобраться в конфликтах и была искренне удивлена неблагодарностью забастовщиков. К примеру, когда чиновники опрашивали зачинщиков во время расследований в полиции, те отвечали: «…учился при фабрике Морозовых, …воспитывался на счёт фабрикантов.»
С годами производство расширялось, число рабочих возрастало, и снова возникали нехватки в жилых, лечебных и образовательных учреждениях. В 1910 году общее собрание акционеров мануфактуры приняло решение выделить 580 тыс. рублей на эти цели. Началось строительство, и уже через три года в Царском Селе была открыта самая большая казарма при фабрике, получившая название «Париж», которая вызывала зависть у всех, кто не мог в ней жить.