Марлен Хуциев и поддержка семьи в тяжелые времена
16 марта 2019 года известный советский и российский кинорежиссер Марлен Хуциев был срочно помещен в реанимацию больницы имени Боткина в Москве. Марлена Мартыновича доставили в медицинское учреждение с диагнозом внутреннего кровотечения. Он находился под тщательным наблюдением врачей, что позволило надеяться на его восстановление.
Интересно, что в преддверии 2018 года Хуциев также проходил лечение в стационаре из-за аналогичных проблем со здоровьем. В тот раз его сын нашел его в бессознательном состоянии. Режиссер был против госпитализации без своей супруги, и медперсонал согласился на его просьбу, устроив их обоих в одной палате. К сожалению, жена Марлена Хуциева, Ирина Соловьева, скончалась 5 января 2019 года. И несмотря на трагические события, сам режиссер постепенно восстановился и был выписан домой 26 февраля.
Семья Марлена Хуциева
Марлен Мартынович предпочитал не афишировать свою личную жизнь, поэтому о его семье известно немного. Его единственной супругой была Ирина Соловьева, с которой они вступили в брак в молодости и прожили долгую счастливою жизнь. Ирина работала в сценарной редакции киностудии имени М. Горького и активно принимала участие в создании многих кинопроектов. Вместе с супругой Хуциев воспитал сына Игоря Марленовича, который также стал режиссером, оканчивая ВГИК. Внучка Нина выбрала другой путь и завершила обучение на китайском отделении Московского государственного университета имени Ломоносова, не связав свою судьбу с миром кино.
Марлен Мартынович Хуциев родился 4 октября 1925 года в Тифлисе, ныне столице Грузии Тбилиси. Его отец, Мартын Леванович Хуцишвили (1900-1937), служил комиссаром в четвертой гаубичной дивизии, а позже стал заместителем наркома внутренней и внешней торговли СССР, но был расстрелян по обвинению в преступлениях, связанным с 58-й статьей. Мать, Нина Михайловна Утенелишвили (1905-1957), была актрисой, родом из дворянской семьи.
Имя Марлен является сокращением от имен Карла Маркса и Владимира Ленина, что определило его восприятие и жизненный путь. В молодости Марлен учился в 43-й средней школе в Тбилиси.
После начала Великой Отечественной войны он стремился попасть на фронт, однако из-за проблем со здоровьем его не призвали.
Детство и юность
Марлен Хуциев, выдающийся режиссер, появился на свет 4 октября 1925 года в Тифлисе, который позже стал известен как Тбилиси. Его родители, имея грузинские корни, намеренно выбрали современное имя для сына, что символизировало их идеалы и привязанность к обществу тех времен.
Отец, Мартын Леванович, был преданным коммунистом и принимал активное участие в событиях Гражданской войны. После войны он устроился на работу в наркомат торговли, а в мирные времена продолжал служить народу.
Мать Марлена, Нина Утенелишвили, была театральной актрисой и принадлежала к аристократической военной семье. Когда мальчику исполнилось три года, его родители разошлись, и мать перевезла его в Москву, где вновь начала свою карьеру в театре. Регулярно оставляя сына одного, она не могла в полной мере заботиться о нем, что привело к тому, что его отец забрал его обратно в Грузию.
Марлен провел свои первые семь лет в новой семье отца, который повторно женился. Однако в 1937 году, после ареста и казни отца, мальчик вновь воссоединился с матерью в Тбилиси. В школе учителя сразу заметили его особую тягу к искусству, что было вдохновлено наследием его матери.
В юности Марлен Хуциев задумывался о карьере художника, много рисовал и посещал художественные выставки. Он подготовился к поступлению в художественную академию, однако не прошел отбор. Сильно расстроившись, он изначально устроился помощником декоратора на киностудии, где вскоре увлекся процессом создания фильмов и открыл в себе новый талант.
После окончания Второй мировой войны Марлен отправился в Москву, где без труда поступил во ВГИК на курс к Игорю Савченко, ставшему его вдохновителем и наставником. Он быстро проявил свои режиссерские способности.
Кинематографическая карьера Марлена Мартыновича началась с малозаметного фильма «Градостроители», которого снял в 1950 году совместно с режиссером Феликсом Миронером.
Кинематографическая деятельность
Свой самый известный фильм «Весна на Заречной улице» Хуциев снял в 1956 году на Одесской киностудии. Это произведение не просто принесло ему славу на весь Советский Союз, но и сделало популярными актеров, исполнивших главные роли – Николая Рыбникова и Нину Иванову. Эта работа стала визитной карточкой режиссера, который виртуозно соединил романтическую историю с важными социальными темами.
Три десятка лет назад, открывший свою работу, Хуциев пережил волну успеха в молодом возрасте. Он сумел сохранять скромность и близость к своим корням, несмотря на всесоюзную известность.
Фильм «Весна на Заречной улице» стал стартом карьеры не только для режиссера, но и для оператора Петра Тодоровского, который, спустя много лет, поучаствовал в проекте Хуциева в качестве актера в военной кинопленке «Был месяц май».
В 1958 году вышел еще один успешный фильм «Два Федора», который стал заметным этапом в актерской карьере Василия Шукшина, который сыграл центральную роль, а его возлюбленную сыграла актриса Тамара Семина.
В 1959 году Марлен переехал на Горьковскую киностудию, где создал новый фильм «Застава Ильича», сценарий к которому был написан в соавторстве с талантливым сценаристом Геннадием Шпаликовым.
Однако «Застава Ильича» столкнулся с цензурными проблемами. Фильм долго не выходил в прокат из-за недовольства критиков, которые увидели в нем нестандартное и неприглядное изображение молодежи шестидесятых. Никита Хрущев раскритиковал фильм, заявив, что в нем нет персонажей, которые могли бы олицетворять идеалы советской молодежи. Он считал, что такая тематика в условиях строительства коммунизма неуместна.
Хрущев также упомянул о влиянии стихотворческих строк Рождественского, Окуджавы, Ахмадулиной, Вознесенского и Евтушенко, которые были использованы в фильме и сочетались с документальными кадрами. Оригинальная версия «Заставы Ильича» была показана лишь перед распадом Советского Союза.
В 1965 году режиссер перешел на Мосфильм, где активно продолжал творить. В 1966 году вместе с 25 деятелями искусства он подписал открытое письмо генсеку Брежневу против реабилитации Сталина, что также было связано с воспоминаниями о судьбе своего отца.
В том же году Хуциев порадовал зрителей фильмом «Июльский дождь», который был в разработке с периода съемок «Заставы Ильича». Однако лента также столкнулась с критикой из-за своих эстетических приоритетов и воспринималась как слишком сложная для широкой аудитории. Первоначально фильм собрал лишь три миллиона зрителей — неудовлетворительная цифра для советского проката.
Биография Марлена Хуциева
Марлен Мартынович Хуциев появился на свет 4 октября 1925 года в Тифлисе, ныне известном как Тбилиси, Грузия, в семье Мартына Левановича Хуциева и Нины Михайловны Утенелишвили. Его школьные годы прошли в Москве, но после репрессий отца в 1937 году, он вместе с матерью вернулся в родной Тбилиси. Позже, по завершении школьного обучения, он попробовал поступить в Тбилисскую академию художеств, но не смог этого сделать из-за конкуренции. Когда началась Вторая мировая война, Марлен Хуциев не попал на фронт из-за здоровья.
Кинокарьеру Хуциева начал в 1944 году, работая ассистентом художника на Тбилисской киностудии.
После войны Марлен Хуциев переехал в Москву и поступил во ВГИК на факультет режиссуры (мастерская И.А. Савченко), который успешно завершил в 1950 году.
Среди однокурсников Хуциева были такие знаменитости, как Александр Алов, Алексей Коренев, а также режиссеры Владимир Наумов, Сергей Параджанов, Юрий Озеров и Феликс Миронер.
Его дипломной работой стала короткометражка Градостроители. После окончания института Хуциев несколько лет проработал помощником режиссера дубляжа на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького, а затем с 1955 года занялся полнометражным кино, как второй режиссер на съемках фильма Ляна Бориса Барнета.
В 1955 году Хуциев получил должность режиссера-постановщика на Одесской киностудии, где в 1956 году в сотрудничестве со своим однокурсником Феликсом Миронером снял свой первый полнометражный фильм Весна на Заречной улице. Этот фильм, рассказывающий о любви учительницы и сталевары, имел огромный успех с более 30 миллионами зрителей.
Успех первой картины был закреплен драмой Два Фёдора (1958), которая повествовала о солдате, вернувшемся с войны. Роль главного героя, Федора-большого, стала дебютной для тогда еще неизвестного Василия Шукшина.
В 1959 году Хуциев вернулся на киностудию имени Горького в качестве ассистента режиссера.
После XX съезда КПСС и на волне хрущевской оттепели, Хуциев в 1962 году снял фильм Застава Ильича, ставший символом поколения шестидесятников и созданный в соавторстве с Геннадием Шпаликовым, который еще учился на сценарном факультете ВГИКа.
Из-за критики со стороны Никиты Хрущева фильм был выпущен только через два года, под измененным названием – Мне двадцать лет, а также цензурные правки изменили многие ключевые моменты фильма, включая выступления поэтов.
Личная жизнь Марлена Хуциева
Марлен Хуциев был женат на Ирине Соловьевой, которая скончалась 5 января 2019 года в одной из московских больниц.
В главном герое одного из своих самых известных фильмов Весна на Заречной улице, Хуциев выбрал фамилию Савченко в честь своего учителя Игоря Савченко, у которого он учился во ВГИКе.
В 1979 году Марлен Хуциев принял участие как актер в фильме, посвященном человеку, в честь которого он получил свое имя (составленным от имен МАРкс и ЛЕНин) – «Карл Маркс. Молодые годы» под руководством Льва Кулиджанова.
В фильме Застава Ильича (или Мне двадцать лет) приняли участие будущие известные кинематографисты и сценаристы, такие как Наталия Рязанцева, Александр Митта, Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский.
В телефильме Был месяц май также сыграл роль известный кинооператор-фронтовик Петр Тодоровский.
Фильмография Марлена Хуциева
Режиссура:
«Невечерняя» (2007-2011)
«Люди 1941 года» (2001)
«Бесконечность» (1992)
«Послесловие» (1983)
«И все-таки я верю…» (1974)
«Алый парус Парижа» (ТВ) (1971)
«Был месяц май» (ТВ) (1970)
«Июльский дождь» (1966)
«Мне двадцать лет» (Застава Ильича) (1964)
«Два Федора» (1958)
«Весна на Заречной улице» (1956)
«Градостроители» (1950)
Сценарист:
«Невечерняя» (2007)
«Люди 1941 года» (2001)
«Бесконечность» (1992)
«Послесловие» (1983)
«Июльский дождь» (1966)
«Мне двадцать лет» (Застава Ильича) (1964)
«Улица молодости» (1958)
Актер:
«Карл Маркс: Молодые годы» (сериал) (1979); роль: Луис Бланк
«В день праздника» (1978); роль: Рамзес
«Гори, гори, моя звезда» (1969); роль: князь
«Интервенция» (1968); роль: главнокомандующий
«Золотой телёнок» (1968); роль: Гигиенишвили, бывший князь (эпизод, не вошел в фильм)
Частная жизнь Марлена Хуциева
Супруга – Ирина Семеновна Соловьева, выпускница ВГИКа, работала членом сценарной редколлегии на киностудии имени Горького.
Ирина Соловьева скончалась 4 января 2019 года в больнице, где проходила лечение вместе с мужем.
Сын – Игорь Марленович Хуциев (родился 31 августа 1952 года), закончил режиссерский факультет ВГИКа, учился под руководством М. Ромма и Л. Кулиджанова.
Внучка – Нина Хуциева, окончила китайское отделение МГУ.
Последние события в жизни Марлена Хуциева
В конце декабря 2018 года Марлен Хуциев попал в больницу в тяжелом состоянии вместе с женой. Ирина Соловьева умерла 4 января 2019 года.
Весь январь 2019 года режиссер провел в стационаре, и средства массовой информации стали сообщать о его ухудшающемся состоянии здоровья.
Марлен Хуциев умер 19 марта 2019 года в 7:00 утра в Боткинской больнице Москвы в возрасте 93 лет.
Уже в ранней жизни завязала роман из мести неверному мужу
В начале 60-х годов прошлого века актриса Уроженко познакомилась с переводчиком Юрием Виролайненом в одной из московских гостиниц. Мужчина работал с иностранными партнерами из Финляндии, где его родители на некоторое время также жили. В тот же день Юрий дал понять девушке, что заинтересован в близости, но это предложение оскорбило ее. Уроженко жестко отказала, но еще долго вспоминала о его привлекательной наружности.
Смирив обиды, вскоре они встретились снова в кафе Север и, найдя общий язык, быстро начали бурный роман. В результате молодые люди поженились и переехали к родителям Виролайнена в деревню Нижняя Колония под Ленинградом, а в 1964 году у них родился сын, которого назвали в честь отца — Юрий.
Однако, несмотря на рождение ребенка, Виролайнен не ушла в декрет и продолжала работать в театре им. Горького, снимаясь в кино и справляясь с семейными обязанностями.
Между утренней репетицией и выступлением было четыре часа перерыва. Я прыгала в электричку, потом бежала километр от станции до дома. Молоко по дороге капало. Прибегала взмокшая — и сразу грудь сыночку в рот. Затем кормила остальных, таскала уголь и дрова, топила печь, мыла посуду, стирала, — однажды рассказывала Любовь Ивановна.
Тем не менее все ее усилия не были оценены мужем. Юрий продолжал искать счастья на стороне и, когда в 1971 году во время съемок фильма «Любить человека» проявил внимание к актрисе Сергею Герасимову, любовь Виролайнен ответила ему взаимностью. Хотя оба были на момент романтических приключений несвободны, их связь продолжалась пять лет. В это время Юрий добился успехов на своей работе, получив для любимой квартиру в центре Ленинграда, также как и Виролайнен, добившаяся статуса популярной актрисы.
Найти новую любовь и испортить отношения с сыном
Семья Виролайнен распалась окончательно в 1977 году, когда малая актриса привела супруга в больницу для хирургического вмешательства на сердце. Именно там она познакомилась с хирургом Александром Зориным, с которым затем ушла от своего пьющего и неверного мужа. Она также рассталась с Герасимовым.
Кроме чувств жалости я не испытывала ничего к Юре. Уход в любовь к Зорину в 37 лет стал для меня невыносимым испытанием. В «герасимовской» квартире остался Виролайнен с сыном, а мы с Александром долго мыкались по съемным углам. Каждое утро я прибегала к своему ребенку, чтобы накормить, отправить в школу, купить продукты, приготовить обед, — откровенно признавалась актриса.
В то время 13-летний Юрий обиделся на свою известную мать и смог простить ее лишь много лет спустя. По признанию Любови Ивановны, в их отношениях до сих пор ощущаются дистанция и тоска. Виролайнен-младший последовал по стопам матери и стал актером, а его дочь, также названная Любовью, продолжила их творческую династию.
Во время перестройки актрисе пришлось изрядно потрудиться, так как она осталась без работы и даже устроилась в косметологическую компанию, где начала вести курсы. Позднее ей пришлось помочь мужу снимать его операции на видеопленку. В 2002 году она вернулась к актерской деятельности, но в основном предлагали лишь эпизодические роли.
С Александром Зориным, которому она была замужем более тридцати лет, Любовь прожила до его смерти в 2018 году. На сегодняшний дата, 81-летняя актриса часто дает интервью, следит за успехами своей внучки в кино и продолжает радоваться жизни.