Наталия Медведева
Наталия Медведева, как и героиня повести Владимира Кунина «Интердевочка» Таня Зайцева, провела свое детство без отца: она росла с матерью-учительницей, испытывала давление социальных норм, мечтая покинуть СССР и увидеть мир за его пределами. Когда эта мечта сбылась, Наталия вскоре осознала, что жизнь эмигранта оказывается довольно монотонной и пресной. В своих произведениях она не стеснялась открыто говорить о своей личной жизни, однако её нонконформизм порой ставил под угрозу её карьеру.
Будущая писательница, артиста и модель появилась на свет в Ленинграде 14 июля 1958 года. Она начала воспринимать свой день рождения как настоящий праздник только после переезда в Париж, где местные жители ежегодно отмечали День взятия Бастилии: все обнимались, пели песни и запускали фейерверки. В детстве же дата рождения Наталии в большей степени ассоциировалась с горем, так как через два дня после её появления на свет умер её отец, военный, долгое время страдавший от тяжелой болезни. Семья Медведевых жила в коммунальной квартире на площади Мира (сейчас это известная Сенная площадь): часть помещения сдавали, а в остальной площади на маленькой площади упаковывались вчетвером — Наталия, её мама Маргарита Васильевна, старший брат Сережа и бабушка.
В ранние годы Наташа устраивала представления для соседей по коммуналке: на общей кухне она читала стихи, пела песни и недвусмысленно ожидала аплодисментов. Также всем гостям, посетившим их дом, она с охотой делала необычные прически.
Мать Наталии старалась развивать её творческие способности. Она закончила музыкальную школу по классу фортепиано и занималась фигурным катанием, для выступлений в котором костюмы шила бабушка. В отличие от героини автобиографической повести «Мама, я жулика люблю», Медведева в своё отрочество была достаточно активной пионеркой и с удовольствием принимала участие в различных мероприятиях, таких как Зарницы и слеты.
С 14 лет Наталия уже участвовала в показах модной одежды, которые проходили в ДК на Васильевском острове. В 1975 году на экраны вышел художественный фильм «Дневник директора школы», в котором она сыграла роль старшеклассницы Поплавской, влюбленной в персонажа Игоря Кольцова, которого исполнил Сергей Кошонин. В фильме также снимались такие известные актеры, как Олег Борисов, Ия Саввина, Алла Покровская, Людмила Гурченко, Елена Соловей и Юрий Визбор.
Однако жизнь начинающей актрисы была насыщена не только творчеством, но и бурной общественной жизнью, включая вечеринки, алкоголь и сигареты. Позднее Наталия отразила свои поездки на дискотеки в пригородном ДК в песне «На станции Токсово», которую впоследствии стали называть гимном 70-х годов.
Личная жизнь
В 16 лет Наталия вступила в романтические отношения с 24-летним фарцовщиком, полностью игнорируя предупреждения учителей и мольбы матери. Однако через год жизнь разделила влюбленных — её избранник уехал в Норильск.
Скоро после этого она завела роман с другим мужчиной — Аркадием Гусаковым. Узнав о его намерении эмигрировать, Наталия решила, что брак с ним станет её шансом вырваться из СССР. Несмотря на противостояние, Маргарита Васильевна согласилась на замужество и эмиграцию своей несовершеннолетней дочери. В Соединенных Штатах Медведева стала брать частные уроки актерского мастерства, а также училась в Лос-Анджелесском городском колледже и консерватории по классу вокала.
Тем не менее, брак с Гусаковым вскоре закончился разводом. Вторым мужем Наталии стал ювелир Александр Плаксин, который, как оказалось, вскоре после свадьбы изменил ей. В 2020 году певица Любовь Успенская, будучи женой Плаксина, призналась, что супруг всегда считал её бездарностью по сравнению с Медведевой.
В Нью-Йорке девушка встретила писателя Эдуарда Лимонова, за которым вскоре отправилась в Париж, а затем и в Москву. Брак с Лимоновым считали самым ярким любовным союзом в русской литературе последних десятилетий XX века. В их отношениях сочетались взаимное притяжение, пьяные скандалы, адюльтеры, а также разрушительные для любви выяснения отношений, нередко доходившие до драк. Именно под влиянием Эдуарда Наталия начала писать прозу, а взаимоотношения с супругом, основанные на духовной близости, но физической измене, отразила во многих своих произведениях, включая повесть «А у них была страсть…».
Лимонов посвятил своей третьей жене строчки: «Так никого и не родила, но многим тело свое дала». После аборта, сделанного Наталией, она лишилась возможности иметь детей.
В середине 90-х годов Медведева познакомилась с композитором Сергеем Высоковским, который был гитаристом группы «Коррозия Металла» и имел прозвище Боров. С рокером, на восемь лет младше Наталии, она вместе провела последние годы своей жизни, однако официально брак с Лимоновым так и не был расторгнут.
Это он, Эдичка
Их первое свидание состоится в 1980 году, встреча двух эмигрантов, которых жизнь несколько сломила. Эдуард Лимонов переживал тяжелый развод со своей второй женой, поэтессой Еленой Щаповой, и уже опубликовал свою нашумевшую книгу «Это я, Эдичка», в которой демонстрировал крайне циничное и потребительское отношение к женщинам. Разбивая сердца добрых и заботливых девушек, он искал ту, которая способна заставить его страдать.
На тот момент певица и модель Наталия Медведева уже пять раз была замужем. В первом браке, заключенном в 16 лет с блестящим чемпионом по многоборью, она покинула Россию. Второго мужа — владельца ювелирного магазина — она бросила, когда он обанкротился. Странной была их связь: «Я хотела петь, выступать. Он любил, когда я играла роль роковой женщины, но мог и ударить меня прямо в ресторане за то, что, по его мнению, я слишком высоко подняла юбку», – говорила Наталия.
После этого у неё были романы с американским страховым агентом и французом, однако с каждым из них ей было скучно, и все они не могли избавить её от ощущения одиночества. И тут появился Лимонов. Позже она скажет: «Мне кажется, что наша пара состоялась тогда, потому что мы были как два одиноких волка, стоящих на краю. Внизу все копошатся, а мы стоим, будто думаем: прыгать к ним или нет. Но даже если мы прыгнем, будем чужаками.»
Последнее танго в Париже
Два года спустя после их знакомства Лимонов и Медведева переехали в Париж. Лимонов, погруженный в написание серьезного критического труда о западных ценностях, впервые ощутил себя аскетом и мыслителем. Наталия продолжала карьеру, снимаясь для журналов, выступая по ночам в кабаках и записывая альбомы. Однажды после утреннего выхода из русского ресторана «Балалайка» на неё напал маньяк, который шесть раз ударил её в лицо отверткой. Она соответствовала, но не успокоилась.
Семейная жизнь с Лимоновым напоминала горы. Она была либо безумной страстью, либо дикой, разрушительной дракой. Измены были с обеих сторон, но её перепады настроения и демонстративные измены в глазах мужа не могли не ранить его. Чтобы избежать подозрений, Лимонов стал всё чаще уезжать в опасные уголки планеты, но это не избавляло его от воспоминаний о том, как он застаёт жену с другим. Он возвращался и иногда действительно заставал её с другим. В своей нашумевшей книге «Анатомия героя» Лимонов описал свои мучения тех лет – как, доведенный до отчаяния, ему неожиданно представлялось, что он убивает свою жену.
Их жизнь была постоянной борьбой между двумя сильными личностями, но Наталия не хотела этой борьбы; её страсть заключалась в желании быть с ним, быть единым целым. Но такого понимания с Лимоновым не складывалось. Он воспринимал её как объект, нуждающийся в контроле и покорности. У него была страсть к ярким женским личностям, но в то же время он ожидал от них поведения, схожего с «профессиональными» отношениями.
Он вывез капитал из России, мягкую, податливую глину
Первый муж Наталии, Аркадий Гусаков, ведет свой собственный полулегальный бизнес, как многие из её окружения в Союзе. Когда Наталия, будучи подростком, переехала к нему в США, он решил, что она может стать манекенщицей, учитывая её высокий рост, стройное телосложение и запоминающееся лицо.
О первых годах её жизни в эмиграции Наталия рассказала позже в романе «Отель ‘Калифорния'». В отличие от «Жулика», в этом произведении она уже не говорит от первого лица. Приключения, переживаемые главной героиней Настей, не完全 совпадают с её биографией, однако основные моменты того периода её жизни можно проследить.
О первом муже в романе Наталия упоминает, что он вывез капитал из СССР, стремясь создавать из неё «супермодель», описывая её как «мягкую, податливую глину». Настя должна была стать девушкой, украшающей обложки журналов. Однако сама она не хотела быть под его контролем, стремилась к независимости.
Не долго думая, как и героиня её романа, Наталия нашла свою самостоятельность и быстро ушла от мужа, сосредоточившись на строительстве своей карьеры. Она учила английский и сняла отдельную квартиру, получила водительские права и подписала свои первые модельные контракты, хотя и на достаточно скромные гонорары.
Тем не менее, её карьера манекенщицы не ограничивалась лишь фотографиями для каталогов. В статьях о Медведевой часто упоминается, что она появилась на обложке дебютного альбома популярной музыкальной группы The Cars. На этом изображении молодая Наталия сидела в автомобиле, одна рука на руле, другой кокетливо прикрывая глаза козырьком, с яркими красными губами.
Кроме участия в съемках, она активно участвовала в дефиле у известных американских модельеров. В то же время она не могла похвастаться миллионными контрактами, а жизнь манекенщицы в Америке оказалась довольно затратной. Наталия вспоминала, что манекенщица должна была обладать множеством пар обуви, колготки быстро рвались, а косметика постоянно исчезала под воздействием жары: «Косметика таяла на глазах – и в буквальном, и в переносном смысле,» — делилась она своими впечатлениями о том времени.
Характерная внешность Наталии, с высокими скулами, впалыми щеками и крупным ртом с немного выступающими зубами, привлекала внимание, но агенты нередко охарактеризовывали её как femme fatale (роковую женщину), что в то время не способствовало её успеху. В конце 70-х – начале 80-х годов в США становились популярными модели с здоровыми и сияющими лицами. По воспоминаниям Наталии, её модельный агент ещё тогда понимал, что на «роковых женщинах» денег не заработать. Она начала задумываться об альтернативной карьере.
Он её считал такой крутой, а меня бездарностью
Подобно многим эмигрантам, съехавшимся в Лос-Анджелес, Наталия начала мечтать стать артисткой. Её начальное музыкальное образование, полученное в детстве в Ленинграде, сыграло свою роль. На фоне эмиграции из СССР, русские и псевдорусские рестораны и кабаре начали пользоваться популярностью, где зрителей развлекали русские и цыганские романсы.
Наталия, обучаясь в Штатах актерскому мастерству и занимаясь вокалом, стала выступать на таких сценах. Её репертуар помимо русских романсов также содержал и джазовые номера. Несомненно, её талант был замечен — к ней подошли представители съемочной группы фильма «The Black Marble» режиссера Харольда Беккера. Наталия получила эпизодическую роль самой себя — певицы-исполнительницы русских романсов. Картина была выпущена в 1980 году и, хотя не имела большого успеха, была удостоена награды Edgar Allan Poe Award.
Тем не менее, её кинокарьера в Соединенных Штатах оказалась недолгой. После жизни в Калифорнии, где уровень жизни оказался чрезмерно высоким, она переехала в Нью-Йорк, где продолжала выступать с романами и популярными песнями в Golden Palace на Брайтон-Бич — в районе, известном своим значительным эмигрантским сообществом.
Наталия оставалась очень молодой и привлекательной женщиной, и в её жизни вновь возникли романы, которые следовали друг за другом. В один момент она вышла замуж за владельца ювелирного магазина Александра Плаксина, однако их брак оказался недолгим. Предполагается, что Александра больше привлекали именно её вокальные данные. Позже он женился на певице Любови Успенской, которая много лет спустя в эфире телевидения произнесла о Медведевой: «Это была первая жена моего четвертого мужа. Он её считал такой крутой, а меня — бездарностью.»
15 лет большой любви с желанием уничтожить: Эдуард Лимонов и Наталия Медведева
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Эдуард Лимонов, самобытный писатель, автор скандально известных романов, лидер оппозиционных партий и эмигрант, который вернулся на родину, обладал обаянием и умением покорять женские сердца, несмотря на эксцентричность своего образа жизни. У Эдуарда была счастливая жизнь с множеством женщин, однако только с Наталией Медведевой он испытал мучительные отношения, продлившиеся 15 лет, полные не только страсти и любви, но и желанием физически уничтожить объект своих эмоций.
Он и Она
На момент их встречи в 1980 году каждый из них имел сложную и насыщенную личную жизнь. Эдуард Лимонов был уже дважды женат и в этот период переживал тяжёлый развод с поэтессой Еленой Щаповой. Он успел опубликовать свой первый известный роман «Это я – Эдичка», который принес ему мгновенную славу. Эдуард не стеснялся своей циничности по отношению к женщинам, гордясь своей способностью добиваться от них желаемого. Он мог легко покорять их сердца, но так же быстро и бросать, отправляясь на поиски той, которая сможет затронуть его душу.
И Наталия нашла его: она была певицей и моделью, обладающей опытом в любовных делах. До встречи с Лимоновым она уже успела побывать в пяти браках и, возможно, попыталась бы сосчитать свои романы, но не смогла бы. В 17 лет она заключила свой первый брак с Аркадием Гусаковым, благодаря которому оказалась за границей. Начав карьеру модели и певицы, Наталия без особого труда пришла к тому, что использовала своих супругов исключительно для достижения своих целей. Её следующим мужем стал владелец ювелирного магазина Александр Плаксин, тот самый, который позже стал мужем Любови Успенской.
С Плаксином Наталия рассталась в тот момент, когда у него начались серьезные финансовые проблемы, и он фактически обанкротился. Но сама Наталия позже утверждала, что он не подходил ей как личность, так как её творческая натура и чувственность не находили понимания. Плаксин часто проявлял агрессию к Наталии, не считая зазорным нанести ей побои, если она превышала его ожидания, например, поднимая юбку на сцене во время выступлений.
Наталия решила уйти от мужа, недовольного её стремлением к самовыражению. Остальные её супруги не оставили значительного воздействия на её жизнь, и единственное, что она могла вспомнить о них — это бесконечная скука. Затем, наконец, в Нью-Йорке она встретила Лимонова. С ним скука казалась невозможной; их встреча напоминала противостояние двух одиноких волков. В 1982 году они переехали в Париж, а через год вступили в брак. Однако для легализации их отношений во Франции Наталия сначала заключила фиктивный брак с французским писателем Тьерри Мариньяком, другом Лимонова.
Американские горки
Загубил девку
В последние годы Наталия жила с гитаристом Сергеем Высоковским, которому она посвятила свой роман «Мой любимый», опубликованный после её смерти. По мнению Лимонова, эта связь стала губительной для Медведевой:
— Находясь с Сергеем, Наташа, скорее всего, употребляла наркотики и много чего еще. Однажды она мне звонила и спрашивала, как поступить: «Мой друг наркоман. Что делать?» «У тебя есть два выхода, — ответил я, — либо нести свой крест, либо немедленно, безжалостно избавиться от него.» Она выбрала первый путь.
— Медведева часто жаловалась на финансовые трудности в интервью и в своей последней книге. Говорят, у неё не было денег на медицинскую помощь.
— В её дневниках часто упоминаются цифры, означающие деньги, которые её друг either просил, или даже крал у неё. В этом, безусловно, есть его вина. Хотя в судебном порядке это доказать невозможно, я думаю, если у него все же есть совесть, ему должно быть тяжело с этим жить. Он загубил её, что уж говорить.
— Она и сама нередко проявляла безжалостность по отношению к себе.
— Это верно, но при этом, когда она была со мной, не погибла — вот о чем речь. Ей хотелось выпить, скрыться в пустоте. «Ты не даешь мне жить,»— говорила она. Она имела ввиду, что когда она напивалась, я запирал её, не пускал никуда, приносил безалкогольное пиво. Убедившись, что она в относительном порядке, я снова начинал отпускать её. Из-за неё я сам уменьшил потребление алкоголя — когда мне хотелось выпить, я делал это втайне. И я всегда был далек от алкоголизма: могу выпить много, но проблем с этим у меня никогда не было. Поэтому жить с ней было мне неудобно. До 88 года мы пили вместе вино за обедом, и я быстро привык к этой культуре. Однако в конце концов мне пришлось отказаться от этой привычки из-за Натальи.
— Удивительно, что при всех своих проблемах с алкоголем, она все равно выглядела великолепно.
— Как это — великолепно? Она была настоящим живым индиго в последние годы, выглядела старше своего возраста. Наталия была красива в 26-27 лет.
— Однако безжалостное отношение Медведевой к своей красоте поразительно. Она могла бы извлечь из этого пользу.
— И что — выйти замуж за богатого человека?
. а закончила жизнь она с Сергеем Высокосовым, посвятив ему свой последний роман Мой любимый
— В том числе.
— Она бы его обругала через два дня. (Смеется.) У неё было слишком много страсти. Она была очень талантливая, но неразумная.
— А откуда у неё на теле шрамы, ожоги и синяки, о которых вы часто писали в ваших книгах?
— Это последствия её беспорядочной жизни. У Наталии была наследственная болезнь крови, из-за чего синяки не проходили долго. Однажды рана на ноге заживала полтора месяца. Одна из её грудей была обожжена, когда в ресторане на неё вылили кипяток. В общем, её «боевые» ранения напоминают о жизни воров: у неё были ножевые ранения и прочее.
— Сожалела ли она о том, что не родила детей?
— По-моему, у неё не было такого желания. Хотя у нерожавших женщин иногда такое ощущение появляется по мере старения. С другой стороны, те, кто родили, нередко начинают жалеть о своих детях.
— Вы были близки с её семьей?
Такая карма.
Наталия Медведева скончалась во сне в зимнюю ночь — остановилось сердце. Эдуард Лимонов узнал о её смерти, сидя в Лефортово, из новостей.
— Вы ожидали такого ужасного конца?
— С высоты моих почти 62 лет я не вижу ничего ужасного. Это просто такая карма: талант, страсть и, как следствие, ранняя смерть. Она могла покинуть этот мир намного раньше. Наташа умерла через сутки после того, как прокурор требовал для меня 14 лет строгого режима. Думаю, это произвело на неё гнетущее впечатление. Это подтвердило все её худшие предчувствия. Она, как всегда, не хотела видеть жизнь в развитии. Но ведь прокурор ничего не добился — это стало ясно через две с лишним месяца.
Говорят, в ту ночь она позвонила брату в Ленинград и сказала, что жить так больше не может. Я считаю, это было самоубийство, опираясь на её последнюю книгу «Мой любимый». В ней есть чудовищные строки: «Смертушка, приди, забери меня». Я никогда не читал ничего более мрачного. В романе явственно прослеживается полное жизненное безумие, когда человек уже не в состоянии различать любовь и ненависть, хорошо и плохо.
Рано или поздно, я уверен, Наталия станет легендой. Её образ, нетипичный для России, но весьма привлекательный, напоминает о западных типажах — Дженис Джоплин, которая скончалась от передозировки, Мэрилин Монро, глотавшей успокаивающие таблетки, и других трагичных женщин. Такие личности привлекательны в рассказах и фильмах, но жить с ними невероятно тяжело. Хотя, безусловно, отношения с такой страстью — это огромный опыт, если их понять.
Наталия прожила ровно столько, сколько необходимо было такому человеку. Если бы она прожила дольше, это повредило бы её легенде. Грустить о её смерти — бессмысленно. Она жила так, как считала нужным, и многое повидала. Рано или поздно в российском пантеоне она займет пугающее, смертоубийственное, но в то же время великолепное место — и у девочек будет стремление подражать ей.
Надежда Келлер
Собеседник, май 2005