Николай Петрович Бурляев
Николай Бурляев — это многогранный общественный деятель, талантливый актер, режиссер, сценарист и писатель. Его жизнь началась в 1946 году в Москве, в историческом и культурном сердце России, которое, безусловно, оказало существенное влияние на его творчество.
С раннего возраста Николай проявил интерес к миру искусства и кино. Он не только активно играл в различных произведениях, но вскоре освоил и профессию режиссера. Бурляев занимает активную позицию в общественной и политической жизни, что подчеркивает его связь с современим контекстом и ожиданиями общества.
Николай Бурляев появился на свет в августе 1946 года в Москве, и мало кто мог предположить, что он станет знаковой фигурой российского искусства. Окруженный ожиданиями о том, что ему следует стать архитектором, он избрал совершенно другой путь. Интересно, что его предки, в частности бабушка и дедушка, были артистами и имели свой передвижной театр, исполняя как комедийные, так и драматические роли. Это, безусловно, могло повлиять на развитие его артистических талантов.
Хотя о предках Николая Петровича известно не так много, можно предположить, что именно от них он унаследовал свою артистическую искру, харизму и потрясающую способность перевоплощаться в разные роли.
Детство и первые шаги в искусстве
Николай Бурляев рос в обычной коммунальной квартире в Москве, что было довольно распространенным явлением для того времени. Его жилье имело общие коридоры, туалет и кухню, что создаёт атмосферу общежития. Можно отметить, что среди соседей по этому дому оказался Борис Ливанов, также известный советский актер, который играл ключевую роль в советском театральном искусстве. Он был отцом Василия Ливанова, который, в свою очередь, знаменит своей великолепной интерпретацией Шерлока Холмса.
Маленький Коля с восхищением смотрел на своего именитого соседа и мечтал быть таким же талантливым актером. Однако в возрасте пяти лет он столкнулся с серьезной проблемой: после сильного испуга он начал заикаться, что вызвало неуверенность в его театральной карьере и заставило родителей задуматься о другом пути для него — возможном строительстве или архитектуре.
У Николая были старшие братья, один из которых был увлечен шахматами. Николай Петрович вспоминает, как он помогал брату на шахматных турнирах, записывая ходы и переставляя фигуры на доске. Один из его братьев даже снимался в кино и иногда брал Николая с собой на пробы. В то время все уверяли, что из-за заикания юноша должен оставить мечты о кино и сосредоточиться на более приземленной профессии.
Тем не менее, неудачи не сломили юного таланта. В 1964 году, сразу после окончания средней школы, он сделал невероятный шаг, успешно поступив в Щукинское училище на второй курс. За время учебы он смог улучшить свою дикцию и стал сниматься в небольших ролях благодаря поддержке своего старшего брата. Он блестяще учился и активно принимал участие в театральных постановках. Уровень его таланта заметил великий режиссер Андрей Тарковский, который предложил ему роль в своей картине «Иваново детство». На тот момент Николай был ещё совсем молод, но его работа впечатлила многих, что открыло для него новые горизонты в кино.
Подготовка к ролям занимала важное место в жизни Бурляева. Например, он вспоминал, что для роли мальчика, решившего переплыть Днепр, он тренировался в бассейне, чтобы получить необходимые навыки, которые позволили бы ему правдоподобно изобразить своего персонажа. Позже ему предстояло изучить множество других дисциплин — от фехтования до верховой езды и фигурного катания. Эта многосторонняя подготовка актера подчеркивает, что истинный артист должен быть готов к постоянному обучению и освоению новых навыков ради воплощения своих героев на экране.
Фильмы
Кинодебют Бурляева состоялся, когда он был ещё в шестом классе. В это время Андрей Кончаловский, работающий над своей дипломной работой в ВГИКе, гулял по Бродвею, известной всем как улица Горького. Он заметил Николая, игравшего около кафе «Отдых», и предложил ему роль в своем фильме. Так получился «Мальчик и голуби» — трогательная и поэтическая история, за которую картина на Венецианском фестивале в 1962 году была удостоена приза. Появление юного артиста в картотеке Мосфильма подтвердило его талант.
На съемочной площадке Бурляев познакомился с Владимиром Шуруповым, частым работником театра Моссовета, который стал его проводником в театр. Последующие четыре года Николай играл в спектакле «Ленинградский проспект», где его партнером по сцене был Николай Мордвинов, который воплощал роль дедушки.
Еще одной важной вехой в карьере Николая стала работа с Тарковским, который пригласил его на основную роль в «Ивановом детстве». Режиссер обратил внимание на талантливого молодого человека еще в 1960 году, а через два года через Кончаловского предложил ему пройти пробу, читая отрывок из рассказа Владимира Богомолова «Иван», что поставило актера на путь к успеху.
Бурляев считал свою встречу с Тарковским судьбоносной. Его герой — жертва войны, мальчик-оборванец, который полон отваги и смелости. Во время съемок Николай также тренировался в бассейне, так как его персонажу нужно было переплыть Днепр поздней осенью. Фильм снова привлек внимание Европы, а в Венеции Тарковский получил награду «Золотой лев св. Марка». Особую оценку юного дара дал известный писатель Жан-Поль Сартр.
В дальнейшем актер активно развивал разнообразие своих навыков, обучаясь фигурному катанию, фехтованию и верховой езде. Бурляев подчеркивает, что актер должен постоянно учиться и овладевать новыми профессиями, чтобы правдиво передавать образы на экране.
Когда Тарковский работал над «Андреем Рублевым», он предложил Николаю роль Бориски. Однако картину долго задерживали на полках, и зрители смогли её увидеть только в 1971 году. В 1972 году Бурляев сыграл небольшую, но заметную роль в фильме «Проверки на дорогах», который вышел в прокат 13 лет спустя. В картине «Игрок», адаптированной по роману Федора Достоевского, Бурляев предстал в психологически сложной роли Алексея Ивановича.
С 1976 года Николай Бурляев начал заниматься собственным кино, и к этому времени у него уже был диплом режиссера. Его первая работа в качестве режиссера — «Ванька-Каин» — представила его как самостоятельного творца. В 1987 году вышел фильм «Лермонтов», в котором он выступал одновременно как режиссер и сценарист.
В 80-е годы Бурляеву предстояло сыграть множество значимых ролей. Он появился на экране в образе композитора Володи Косцова в детском фильме «Камила», исполнил роль отца Миши Бурляева в фильме для детей «Живая радуга», а также сыграл школьного учителя в комедии «Печники». В экранизации «Вечера на хуторе близ Диканьки» он искусно изобразил Ивана Федоровича Шпоньку. В 1983 году Николай попал в звёздный проект, сыграв фронтовика Александра Нетужилина в драме «Военно-полевой роман», где его партнерами стали такие известные актеры, как Наталья Андрейченко, Инна Чурикова и Виктор Проскурин; фильм впоследствии был номинирован на Оскар.
На протяжении своей карьеры Бурляев показал многообразие амплуа, а одной из лучших его работ зрелого периода стала роль Иешуа в культовом фильме «Мастер и Маргарита», который был снят в 1994 году Юрием Карой. Картину выпустили в прокат лишь спустя десять лет после завершения съемок, и в ней принимали участие такие звёзды российского кино, как Виктор Раков, Анастасия Вертинская, Михаил Ульянов, Валентин Гафт и Александр Филиппенко.
Личная жизнь
Николай Бурляев был трижды женат. Его первым браком стала связь с актрисой Натальей Варлей, с которой он связал свою судьбу в 20 лет. Хотя она была всего на год моложе, их отношения не сложились, вероятно, из-за их неспособности адаптироваться к совместной жизни, и вскоре они расстались. Второй женой Николая стала режиссер и актриса Наталья Бондарчук, друзья которой как раз и были знакомы с Натальей Варлей. Этот брак оказался более долгосрочным, и у пары родились двое детей — Мария и Иван. Иван с ранних лет увлекался музыкой, окончив консерваторию и став композитором, в то время как Мария последовала по стопам родителей, изучая актерское мастерство в ГИТИСе, а затем работая в Театре Маяковского.
Третьей супругой Бурляева стала Инга Шатова, также актер, которая после замужества активно начала помогать мужу и возглавила кинофорум «Золотой витязь». У этой пары тоже родились двое детей — сын Георгий и дочь Даша. Даша появилась на свет, когда Бурляеву исполнилось 50 лет. Актер утверждает, что в личной жизни он ощущает себя счастливым, поскольку его дети одарены талантом, а с бывшими женами он сумел сохранить добрые отношения.
Работа с Тарковским
Судьбоносная встреча Бурляева с Андреем Тарковским произошла в 1961 году, когда режиссер планировал снимать фильм «Иваново детство» и искал подходящего молодого актера для главной роли. Поддержка Андрея Кончаловского послужила тому, что Тарковский обратил внимание на Николая, и юноша был приглашен на пробы. С самой первой встречи стало очевидно, что Бурляев идеально подходит на роль Ивана — мальчика, который потерял своих родителей во время войны и стал разведчиком. Несмотря на свой ограниченный опыт, Николай блестяще справился с поставленной задачей и успешно реализовал замысел режиссера. Эта картина была удостоена «Золотого льва» на Венецианском фестивале и других престижных наград, став одним из лучших кинофильмов о Второй мировой войне, произвела много впечатлений на таких именитых режиссеров, как Ингмар Бергман, Сергей Параджанов и Кшиштоф Кесьлевский, которые отметили ее влияние на их творчество.
Следующей работой Бурляева и Тарковского стал «Андрей Рублев» (1966). В этом проекте изначально планировалась роль Фомы для Николая, но, после прочтения сценария, актер понимал, что не чувствует себя в этом образе. В то же время, роль Бориски, которому выпала задача отлить колокол, привлекала его больше. Тарковский был категорически против изменения кастинга, и Николай решил прибегнуть к хитрости: он обратился к общему другу Савве Ямщикову, который предложил режиссеру поспорить на ящик коньяка, что Бурляев действительно сможет играть эту роль. В итоге пробы показали, что Бориску должен сыграть именно Николай, так как он справится с ней лучше всех. Заключительная новелла, названная «Колокол», стала кульминацией всего фильма и в полной мере продемонстрировала выдающийся драматический талант Бурляева. Съемки были напряженными, так как актер одновременно работал над картиной Юлия Файта «Мальчик и девочка», постоянно перемещаясь между площадками. Это создавало значительное напряжение, и Тарковский выражал недовольство, что его актер отвлекается на другие проекты, считая это предательством. Но успех картины сгладил все острые углы, и после этого Бурляев больше не снимался у Тарковского.
Николай Петрович признается: «Я до сих пор люблю и боготворю Андрея Тарковского. Он сломал мне жизнь на многие годы, закрепив за мной образ такого жесткого, нервного мальчика. А я на самом деле другой. Я — человек покоя и гармонии, как в “Военно-полевом романе”.
Студенчество
Николай Бурляев получил среднее образование в школе рабочего молодежи № 18, которая славилась талантливыми учениками. Среди его одноклассников были будущие выдающиеся фигуристы, такие как Татьяна Тарасова и Алексей Уланов, а Ирина Роднина, одна из самых известных фигуристок, училась на два класса младше.
Во время съемок «Мальчика и голубей» Кончаловский познакомил Николая с младшим братом Никитой Михалковым. С тех пор между ними завязалась крепкая дружба, и они проводили много времени вместе. Никита окончил школу на год раньше и поступил в Щукинское училище. В 1964 году Николай также подал документы в это учебное заведение, и благодаря своей известности после работы в Тарковского, его зачислили сразу на второй курс к выдающемуся педагогу Юрию Катино-Ярцеву, который воспитал многих известных актеров, таких как Наталья Гундарева, Юрий Богатырев и Константин Райкин.
Во время обучения Никита поставил спектакль «Двенадцать разгневанных мужчин», который стал дипломной работой курса и долго оставался на сцене столичных театров. Бурляев сыграл в этом спектакле Генри Форда, присяжного, который внёс решающий вклад в судебное заседание. Однако в знаменитых фильмах Михалкова Николаю не довелось сыграть, что его несколько огорчало. В один момент Никита предложил ему небольшую роль в фильме «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», что нестерпимо обидело Бурляева, привыкшего к более значимым и характерным ролям.
В свои 15 лет они не общались. Только позже, увидев документальный фильм-исповедь Никиты «Анна: от 6 до 18», Николай был потрясен и открыл для себя нового, неведомого ранее человека.
Однако динамика в их дружбе сменилась: Тарковский задал слишком высокую планку, и Бурляеву стало сложно соглашаться на роли, которые, по его мнению, не несли глубокого морального посыла.
Главная в доме
С Ингой Шатовой Николай познакомился на Международном кинофестивале славянских и православных народов «Русский витязь» в 1992 году. Она была выпускницей ГИТИСа, училась на одном курсе с Андреем Звягинцев и считалась многообещающей актрисой. Однако в 90-е годы было трудно начать успешную карьеру, поэтому Инга оказалась в команде организаторов фестиваля, что сыграло ключевую роль в их сближении.
По собственному признанию, Николай долго присматривался к Инге, прежде чем решиться на более активные шаги. Когда они повенчались, Инга полностью посвятила себя дому и детям. «Наш дом — это её царство. Я могу иногда делать вид, что главный в доме, хотя хорошо знаю, кто на самом деле занимает эту позицию», — говорит Бурляев. В его семье царит долгожданная идиллия, каждый занят тем, что ему нравится, уважая мнение другого.
Среди фильмов, в которых снялся Николай Бурляев, можно отметить:
Детство Бемби (1985)
Игрок (1972)
Камила (1980)
Легенда (1970)
Мальчик и девочка (1966)
Трын-трава (1976)
Уик-энд с убийцей (1992)
Николай Бурляев сейчас
В августе 2024 года в Санкт-Петербурге прошло заседание Культурного фонда России, участники которого единодушно пришли к выводу о необходимости реорганизации Министерства культуры. Эта инициатива свидетельствует о значительных изменениях, которые происходят в мире искусства и культуры в России.
Несмотря на то что Бурляев сосредоточен на своей общественной деятельности, он не забывает о своем творчестве. Николай Петрович продолжает выходить на театральные подмостки в спектакле «12». Одним из ключевых событий осени стал выход отреставрированной версии его фильма «Лермонтов», который приурочили к юбилею великого поэта.
Не оставил Бурляев без внимания и телевидение: он посетил студию программы «Мой герой», что свидетельствует о его активности и желании делиться опытом с зрителями.
Фильмография
- 1961 — Мальчик и голубь
- 1962 — Иваново детство
- 1966 — Андрей Рублев
- 1969 — Мама вышла замуж
- 1972 — Игрок
- 1979 — Отпуск в сентябре
- 1983 — Военно-полевой роман
- 1983 — Вечера на хуторе близ Диканьки
- 1986 — Лермонтов
- 1994 — Мастер и Маргарита
- 1995 — Какая чудная игра
- 2003 — Любовь и правда Федора Тютчева
- 2008 — Адмиралъ
- 2009 — Гоголь. Ближайший
- 2014 — Тайна Снежной Королевы
- 1976 — Премия Ленинского комсомола
- 1984 — Заслуженный артист РСФСР
- 1996 — Народный артист Российской Федерации
- 2011 — Орден Почёта
- 2017 — Орден Александра Невского
- 2021 — Орден Преподобного Сергия Радонежского
- 2023 — Медаль За заслуги перед Чеченской Республикой
- 2024 — Медаль В ознаменование 10-летия возвращения Севастополя в Россию