Изольда Извицкая
Одну из самых ярких и красивых советских актрис, чья судьба была наполнена взлетами и падениями, хорошо помнит старшее поколение любителей кино. Изольда Извицкая достигла пика своей популярности в 1950-х годах.
Фильм, в котором она исполнила главную роль, был показан на Каннском кинофестивале. О талантливой русской красавице были опубликованы статьи в таких изданиях, как New York Magazine и Le Parisien libéré, а ее портреты украсили обложки этих журналов. В Париже открылось кафе, названное в честь актрисы, что также подтверждало ее международное признание.
Кто мог тогда предположить, что спустя 15 лет после взлета карьера Извицкой может окончиться столь трагично? Актрисы не стало в 38 лет, и причины ее преждевременной смерти оказались весьма пугающими.
Детство и юность
Изольда Васильевна Извицкая появилась на свет в Дзержинске, расположенном всего в 34 километрах от Нижнего Новгорода. По другим сведениям, семья Извицких переселилась в Дзержинск из Москвы, когда дочке исполнилось два года. Ее отец, Василий Герасимович, работал химиком на местном заводе, а мать, Мария Степановна, была педагогом и руководила городским Дворцом пионеров.
С раннего детства Изольда впитывала любовь к искусству: часто бывая на работе у матери, наблюдала за тем, как юные артисты ставят сценки и спектакли. Когда девочка подросла, по просьбе дочери мать записала ее в драмкружок при Дворце пионеров.
С тех пор юная кинозвезда мечтала о сцене и актерской карьере. Однако, как следует из ее юношеского дневника, сама она не верила, что сможет стать актрисой, несмотря на похвалы к ее игре в самодеятельном театре.
Сомнения в своих способностях развеяла приемная комиссия ВГИКа, которая приняла Извицкую на обучение. Она записалась на курс к Ольге Пыжовой и Борису Бибикову, а в 1955 году успешно окончила театральный вуз, став дипломированной актрисой.
Роковая встреча
Изольда родилась в 1932 году в Дзержинске. Несмотря на то, что в детстве она занималась в кружке художественной самодеятельности, мечтать о театральной карьере ей было не суждено. Родители не имели никакого отношения к искусству: отец был химиком, а мать — учительницей. Тем не менее, она продолжала тайно мечтать о кино. Даже после окончания школы Изольда уехала в столицу, не сообщив никому о своих намерениях. Лишь когда ей удалось поступить во ВГИК, она сообщила родным о своем успехе.
Первый раз актриса появилась на экране, будучи студенткой. Однако судьбоносной для нее стала картина Михаила Калатозова «Первый эшелон», где она встретила своего будущего супруга, актера Эдуарда Бредуна. Бредун не только стал частью ее жизни, но и принес ей немалые несчастья.
Сорок первый — первый и последний
Тем временем жизнь продолжалась. Хотя у молодой пары не было детей, к Извицкой пришла такая слава, о которой ее муж мог только мечтать. Это произошло благодаря Григорию Чухраю и его драме «Сорок первый». На тот момент Изольда только что окончила ВГИК и была довольно неизвестной. Однако в паре с привлекательным и именитым Олегом Стриженовым она сыграла блестяще. Именно благодаря этому фильму Международный Каннский кинофестиваль присудил «Сорок первому» специальный приз за оригинальный сценарий и романтизм. Американские журналы украсили обложки советской актрисой, и вскоре Изольда стала часто выезжать за границу.
Успех оказался для нее поистине потрясающим. Поэтому падение в забвение казалось ей особенно болезненным. С каждым годом ей все реже предлагали значимые и характерные роли. В большинстве случаев ей суждено было играть незначительных персонажей, а режиссеры часто предпочитали находить новых талантов. После «Сорок первого» Извицкая оказалась вне зоны интересов кинематографистов.
Даже мечтать не смею
Отец Изольды работал химиком на заводе имени Свердлова в Дзержинске, а мать была преподавателем в местном Доме пионеров. Родители дали дочке имя, которое с кельтского переводится как «та, на которую любуются».
Девочка действительно росла настоящей красавицей. В школьные годы она увлеклась драматическим искусством, и вскоре все её внимание сосредоточилось на этом увлечении. В выпускном классе она записала в дневнике: «Все говорят, что я хорошо читаю и играю в самодеятельности. Но если бы всё это когда-нибудь пригодилось! Ой, дура я. Даже мечтать об этом не смею. Как можно: из меня — и вдруг артистка?!».
Эта запись красноречиво свидетельствует о характере Извицкой: она постоянно сомневалась в своих способностях, долго переживала даже малейшие неудачи и страдала от негативных отзывов, независимо от их справедливости. Друзья и коллеги, которые знали Извицкую на протяжении многих лет, говорили, что профессия актрисы — не для нее. Ее выдающийся талант соседствовал с психологической нестабильностью, что сжигало ее изнутри. Родители не считали решение дочери стать актрисой удачным, хотя и не препятствовали ей. Изольда, переехав в Москву, с первой попытки поступила во ВГИК.
Какая из нее крестьянка?
Во второй половине 1950-х годов в советском кино режиссеры приступили к освоению ранее непроработанных тем. В частности, они начали смотреть на события Гражданской войны с новой точки зрения. Теперь белогвардейцы воспринимались не только как враги, но и как личности с трагической судьбой, часто весьма достойные, но потерянные, неспособные принять новые реалии.
В 1924 году писатель Борис Лавренев создал повесть «Сорок первый», основанную на трагической истории любви белогвардейца и девушки из Красной Армии. Лавренев, переживший Гражданскую войну, хорошо понимал чувства своих героев: он успел побывать как в ряды Добровольческой армии, так и в РККА.
В 1955 году за адаптацию этой повести взялся начинающий режиссер Григорий Чухрай, который столкнулся с сомнениями о том, как пройдет фильм через цензуру. Кроме того, существовали трудности с подбором актеров. В то время как про Олега Стриженова было легко договориться, студентка ВГИКа Изольда Извицкая столкнулась с сопротивлением худсовета. «Как может она быть крестьянкой, посмотрите на нее!» — возмущались критики. Действительно, утонченная и красивая Извицкая больше напоминала графиню, чем красноармейку, безжалостно сражающуюся с врагами.
Оглушительный успех и любовь
После переезда в Москву жизнь Изольды стремительно набрала обороты. В то же время с первыми успехами в кино она нашла свою любовь. На предпоследнем курсе актриса сыграла небольшие роли в фильмах «Богатырь идет в Марто» и «Тревожная молодость». А на съёмках картины «Первый эшелон» она познакомилась с Эдуардом Бредуном, с которым вскоре заключила брак.
Занимаясь личной жизнью, Изольда не забывала о карьере. В 1955 году, по приглашению директора Григория Чухрая, она снялась в драме «Сорок первый», после выхода которой стала всемирно известной. Извицкая блестяще исполнила роль бойца Красной Армии Марии Басовой. Успех фильма стал чем-то невероятным и неожиданным, как для профессионалов, так и для самой Изольды. В 1956 году картину увидели 25 миллионов зрителей, а критики не жалели похвал в адрес как актерского мастерства главной героини, так и ее красоты — особенно её светло-зеленых глаз и вьющихся каштановых волос. После премьеры зарубежная пресса единодушно провозгласила Извицкую советской актрисой номер один.
Номинация «Сорок первого» на 10-й международный кинофестиваль в Каннах вывела советское кино на новый уровень. Жюри присудило картине премию за оригинальный сценарий, гуманизм и романтизм, что породило новую волну восторга по отношению к красоте и таланту Извицкой. Американские и французские издания сравнивали ее с Мэрилин Монро, что было воистину необыкновенно. В Париже даже открыли кафе, названное в честь Изольды. Это было настоящее помешательство.
Несмотря на стремительно возросшую популярность, актрисе так и не удалось повторить свой успех. Вместо глубоких и интересных ролей ей предлагали однообразных и менее значительных персонажей, что вызывало разочарование у зрителей.
Алкоголизм
После всемирной славы и огромного успеха актриса столкнулась с серьезным спадом в своей карьере, который переживала весьма тяжело. Уже через несколько лет после выхода «Сорок первого» ее стали значительно реже приглашать на съемки.
Причиной тому стало отношение некоторых режиссеров, которые не желали работать с известными артистами, предпочитая формировать свои новые звезды. Они не осознавали тех возможностей, которые раскрыл для них талант Извицкой в роли Марютки, — делился своими мыслями Григорий Чухрай.
Творческий кризис привел к тому, что актрису охватило бесконтрольное употребление алкоголя. Эдуард Бредун, о котором уже шла речь, сыграл в этом немаловажную роль. Хотя сам он был актером довольно посредственного уровня, его зависть к успехам супруги оказала серьезное влияние на их отношения. Друзья Изольды говорили, что она жаловалась Бредуну на алкоголизм, однако тот продолжал провоцировать ее к выпивке.
Именно Бредун, хоть и не осознавая, привел свою молодую жену к зависимости. Это не помешало ему же в дальнейшем оскорблять ее и обвинять в пьянстве. Первый бокал шампанского Извицкая выпила на своей свадьбе в 23 года. Позже, по инициативе Бредуна, начались частые застолья с алкогольными напитками, такими как водка и коньяк, — вспоминал Адам Бернштейн.
Друзья и знакомые Извицкой знали о ее тяжелых жизненных обстоятельствах и пытались помочь через работу, заваливая ее предложениями. Сейчас можно утверждать, что это помогло. После роли в фильме «Вызываем огонь на себя» Извицкая смогла не пить около полутора лет. Однако затем все началось заново. Постоянные запои привели к разрыву с мужем. В феврале 1971 года актриса не пришла на репетицию, чего никогда прежде не случалось. Она не отвечала на телефонные звонки, что обеспокоило ее коллег. Тогда они попросили Эдуарда Бредуна проверить, в чем дело, однако никому не открыли. Тогда он вызвал рабочего ЖЭКа, который в присутствии полицейского вскрыл дверь.
Она лежала на полу в своем стеганом халате, головой в кухне, худым телом — в комнате. После того как Бредун увидел это, он громко воскликнул: «Ну что, опять набралась, вставай!» Но Извицкая не поднялась. На ее лице отчетливо проступали характерные пятна, что и привело слесаря к мнению о том, что «она мертва». Я точно знаю дату ее смерти — 23 февраля, — вспоминала Татьяна Гаврилова.
Следственная группа считала, что Извицкая направлялась на кухню, но потеряла сознание по пути и упала, что и стало причиной остановки сердца. Официальной причиной смерти считается сердечно-сосудистая недостаточность. По предварительным данным, легендарная актриса ушла из жизни ровно за неделю до того, как ее обнаружили. На момент своей смерти ей было всего 38 лет.
Больная любовь и алкоголизм
После съемок в фильме «Первый эшелон» Извицкая вышла замуж за актера Эдуарда Бредуна, и этот брак оказал негативное воздействие на всю ее жизнь. По словам близких актрисы, супруг страдал от алкоголизма и привлекал Извицкую к своим застольям. Учтя, что у нее с раннего детства имелись проблемы с почками, актриса стеснялась своего недуга и старалась не говорить о нем с окружающими. Пристрастие к алкоголю лишь ухудшило ее здоровье.
Кроме проблем с алкоголем в семье начались ссоры: Бредун унижал и оскорблял супругу в обществе знакомых. Еще одной трагедией стало отсутствие детей. Актриса мечтала о том, чтобы стать матерью, однако здоровье, подорванное запоями, не позволяло ей иметь детей. Некоторые знакомые Супруги полагают, что Бредун не вовлекал жену в пьянство, а наоборот, пытался спасти ее, но Изольда не слушала его.
Нищета и смерть
Как бы там ни было, в начале 1970-х Бредун ушел от Извицкой к другой женщине. Актриса осталась одна, в полном одиночестве и нищете. Сломленная жизнью, Изольда перестала вести светскую жизнь, общалась только с самыми близкими людьми и не выходила на улицу, довольствовавшись скромным питанием. После серьезного нервного срыва и истощения её поместили в лечебницу. Реабилитация прошла успешно, и Извицкую снова пригласили на роль в театре. Но по завершении спектакля она снова исчезла.
Коллеги Извицкой начали беспокоиться по поводу её отсутствия и регулярно звонили, но она не отвечала. После этого Эдуард Бредун, узнав о том, что его бывшая супруга пропала, отправился к ней в квартиру. Увиденное шокировало его – актриса лежала на кухонном полу. Бредун предположил, что Изольда опять напилась, но вскоре понял, что перед ним бездыханное тело.
Согласно мнению близких людей, Извицкая потеряла сознание и упала, что происходило с ней нередко из-за проблем, вызванных алкоголем. Помощь была оказана слишком поздно, и актрисе не удалось избежать трагической судьбы. В ее квартире не оказалось еды; единственным знакомым предметом был кусок засохшего хлеба, лежащий в металлической селедочнице. Врачи предположили, что тело Изольды пролежало в квартире около недели. На момент смерти актрисе было всего 38 лет.
Сделай Чеснок своим источником новостей в Яндекс.Новости или Google News. Самые горячие новости из мира шоу-бизнеса мы публикуем в нашем телеграм-канале.