Эрик Харрис и Дилан Клиболд
В результате трагических событий в школе Колумбайн, три человека получили ранения, пытаясь спастись от насильников. В итоге, 18-летний Эрик Харрис и 17-летний Дилан Клиболд покончили с собой непосредственно на месте происшествия. События в Колумбайн стали одним из самых печально известных примеров массового насилия в учебных заведениях США.
- 1 Биография
- 2 Старшая школа
- 3 Первые столкновения с законом
- 4 Наёмные убийцы
- 5 Приобретение оружия
- 6 Последствия
- 6.1 Мотивация
Биография
Эрик Дэвид Харрис появился на свет в городе Уичита, штат Канзас. Его семья часто переезжала из-за работы отца Уэйна Нельсона Харриса, пилота военно-транспортных ВВС США. Мать, Кэтрин Энн Пул, выполняла роль домохозяйки. Летом Харрисы сменили место жительства из Платтсбурга, штат Нью-Йорк, в Литтлтон, Колорадо, после того как Уэйн ушел в принудительную отставку в результате сокращения штатов.
На новом месте семья прожила в арендуемом жилье в течение первых трех лет. Уэйн устроился на работу в Корпорацию услуг безопасности полетов в Энглвуде, а Кэтрин начала работать в кейтеринговой компании. Старший брат Эрика, Кевин, на три года старше, поступил в Колорадский университет в Боулдере. Эрик учился в средней школе Кен Кэрил, где встретил Дилана Клиболда, когда они были в седьмом или восьмом классе. В 1996 году семья Харрисов купила дом на сумму 180,000 долларов к югу от средней школы Колумбайн, куда Эрик начал ходить за год до этого. Соседом Харрисов оказался Брук Браун, с которым Эрик познакомился в школьном автобусе и который дружил с Диланом Клиболдом с первого класса.
Дилан Беннет Клиболд родился в городке Лэйквуд, штат Колорадо. Его отец, Томас Эрнст Клиболд, работал геофизиком и занимался недвижимостью, а мать, Сьюзен Френсис Яссенофф, работала с инвалидами. Семья Клиболдов придерживалась лютеранских традиций, и Дилан вместе с старшим братом Байроном прошел конфирмацию. В доме соблюдали некоторые еврейские ритуалы в честь еврейского происхождения мамы, а ее дедушка, Лео Яссенофф, был известным строителем и филантропом, построившим еврейскую общинную организацию в Огайо.
С 1990 года семья Клиболд жила в Каньоне Дир Крик, где Дилан учился в начальной школе Норманди, а затем перевелся в Ранчо Губернатора, участвуя в программе для одаренных детей CHIPS. В этом периоде он встретил Брукса Брауна. Родители Дилана спустя несколько лет заметили, что он чувствует себя изолированным в новой средней школе Кен Кэрил, что, возможно, было связано с трудностями, испытываемыми большинством подростков при переходе из начальной в среднюю школу. В 1995 году Дилан, Эрик, Брукс и их четвертый друг Натан Дайкмен поступили в старшую школу Колумбайн, только что отремонтированную на сумму 15 миллионов долларов, и стали первыми девятиклассниками, увидевшими новые помещения, включая обновленный кафетерий.
Бойня в школе Колумбайн
Одним из самых громких преступлений, совершенных подростками в последнее время, стало массовое убийство в Колумбайн в 1999 году, которое стало непреложным символом насилия в учебных заведениях США и даже послужило примером для подражания. История бойни так многогранна и известна, что пересказывать её в мельчайших подробностях здесь нет необходимости. Тем не менее важно отметить главные моменты. Это были одни из самых трагических событий в истории американских школ по количеству жертв.
Оба юноши отличались хорошими успеваемостью и воспитаны в обеспеченных семьях. Знакомые описывали их как стеснительных и замкнутых личностей. Они имели глубокую страсть к компьютерам и вынашивали планы о поступлении в университет. Однако в старших классах у них возникли трудности с социализацией. Их неоднократно травили одноклассники, и, в свою очередь, они также находили себе более слабых жертв. В январе 1998 года их арестовали за кражу имущества из грузовика. На суде молодые люди признали себя виновными, и им назначили прохождение специфических курсов и консультативные занятия с психологами. Однако их покаянные письма, направленные владельцу украденного имущества, были неискренними, а признания лживыми. Тем не менее, это позволило им сняться с учета досрочно.
Харрис и Клиболд в образе мафиози записывают любительскую короткометражку.
По данным, выданным полицией, характеристики Харриса указывали на его умственные способности и вероятность успеха в жизни, тогда как характеристика Клиболда подчеркивала его потенциальный интеллект и необходимость осознания работы, как важного элемента для достижения мечты. Эта информация важна для понимания их последующих действий.
В своих дневниках они подробно описали свои намерения совершить теракт, черпая вдохновение из аналогичных происшествий в США. В записной книжке Клиболда говорится, что они стремились оставить после себя наследие. Поскольку они были несовершеннолетними, то их оружие — два дробовика и пистолет-пулемёт Tec-9 были куплены старыми знакомыми. Бомбы же были изготовлены самостоятельно.
Утром 20 апреля 1999 года Эрик и Дилан прибыли к своей школе на автомобилях, вдобавок припарковавшись на чужих местах, которые давали им вид переполненной столовой. Они взяли с собой пистолет-пулемёт, дробовики и две самодельные бомбы, которые предварительно закладили в столовой за несколько минут до звукового сигнала о начале уроков. Бомбы были рассчитаны на взрыв в момент, когда в столовой будет много людей, но ни одна из них не сработала, и убийцам пришлось прибегать к огнестрельному оружию.
Эрик и Дилан в школьных коридорах.
Между 11:18 и 11:19 Эрик закричал: «Давай! Начинай!», и с этими словами парни начали стрелять по всем, кого видели. Некоторые учащиеся, изначально подумав, что это шутка, медленно начали разбегаться, предоставив возможность Эрику и Дилану расстреливать своих жертв практически вплотную. Тем не менее, они промахивались, что дало шанс многим спастись. Один из раненых учеников услышал, как его друг умолял о помощи, на что Дилан язвительно ответил: «Сейчас помогу» и выстрелил ему в лицо.
Они двигались по коридору в сторону столовой, убивая тех, кто попадался на их пути. Харрис начал стрелять в студентов, сидящих недалеко от входа в столовую, однако практически никто не пострадал. Так как бомбы не сработали, весь первоначальный план оказался под угрозой срыва. Поняв это, они начали стрелять по ученикам и сотрудникам учреждения, выходя на спортивную площадку. Полицейский, прибывший к школе в 11:24, также открыл огонь по убийцам.
Массовые убийства в школах сегодня
Чо Сын Хи, совершивший массовое убийство в 2007 году.
С момента событий в Колумбайн произошли и другие массовые расстрелы, произошедшие в учебных учреждениях по всей Америке. 16 апреля 2007 года в политехническом институте в Блэксберге, выпускник Чо Сын Хи убил 32 человека и ранил 25, после чего застрелился. Вначале он убил двух человек в своем общежитии, затем переоделся, написал предсмертную записку и, захватив рюкзак с оружием, вошёл в учебный корпус. Менее чем за 20 минут ему удалось убить более 20 человек, прежде чем покончить с собой.
14 февраля 2008 года в Университете Северного Иллинойса бывший студент Стив Казмерчак открыл огонь по своим однокурсникам, убив пятерых. После прибытия полиции он покончил с собой. В Коннектикуте 14 декабря 2012 года 20-летний Адам Лэнза сначала расстрелял свою мать в доме, а затем приехал в школу Сэнди-Хук, где убил 26 учеников и педагогов, после чего также застрелился.
14 февраля 2018 года во Флориде Николас Круз, ранее исключённый из своей школы, открыл огонь в средней школе Marjory Stoneman Douglas, убив 17 человек и ранив 15. У него ранее были проблемы с учениками, что и стало причиной его исключения. Однако никто не ожидал, что 19-летний парень может устроить такую кровавую бойню. Придя в свою школу, он активировал пожарную сигнализацию, и когда студенты и сотрудники начали двигаться к выходу, он произвел массовую стрельбу.
Машины скорой помощи у школы Marjory Stoneman Douglas в 2018 году.
Большинство стрелков, как правило, белые подростки из не самых бедных и неблагополучных семей, причем средний возраст стрелков составляет 15 лет (59% из них — старшеклассники). Чаще всего они чувствуют себя изолированными, подвергаются травле сверстниками, используя своё нападение как способ свести счёты с окружающей реальностью. Нельзя не отметить, что такие стрелки, как правило, являются учениками той самой школы, где происходит трагедия, а не внешними агрессорами.
Психолог из университета Брукингса, Робин Ковальски, отмечает: «У людей, устроивших стрельбу в Сэнди-Хук и Колумбайне, были диагностированы разнообразные психические расстройства. Хотя это общее место для многих стрелков, каждое преступление движимо различными факторами, и у каждого стрелка свой путь мышления и свой исторический фон». Этот аспект служит запутанным моментом в попытках установить единую подходящую мотивацию таких действий.
Важно отметить, что большинство стрелков никогда не смогут дать четкие объяснения своих мотивов, оставляя общественности лишь возможность выдвигать предположения. Николас Круз, однако, был пойман и досконально допрошен. В 2022 году появилось видео с его ответами на вопросы психиатра.
Николас Круз, задержанный полицией 14 февраля 2018 года.
Круз поделился с доктором Скоттом, что впервые задался мыслями о массовом убийстве в возрасте 13 или 14 лет. Эти мысли возникали и исчезали, но он уже тогда начал изучать, как осуществлять подобные действия наиболее эффективно. Идею своего преступления он начал разрабатывать за месяц до дня «Х». Врач поставил ему диагноз — социопатическое расстройство личности, при котором у человека отсутствует чувство эмпатии и сочувствия к другим. Также врач заметил, что Круз преувеличивал свои симптомы, чтобы сбить врачей с толку, или просто чтобы привлечь к себе внимание.
Горе
Никто из департамента шерифа не связался с Брайаном Рорбофом. К нему домой не приходили полицейские, и он не получал известия о том, что его сын убит. Рано утром в среду его разбудил телефонный звонок. Это был его друг, который предупредил о фотографиях, опубликованных в Rocky Mountain News. Брайан схватил газету и увидел на первой странице заголовок «Горе». Внутри было несколько десятков рассказов очевидцев и множество фотографий раненых детей, среди которых он не увидел своего сына.
Дойдя до тринадцатой страницы, он увидел фотографию, сделанную с вертолета, на которой группа учеников пряталась за полицейским автомобилем на парковке. Полицейский, стоя на коленях, держал ружье на капоте автомобиля, и его палец замер на спусковом крючке, а глаза искали цель. Рядом с машиной лежал мальчик, застывший на боку с одним коленом, поднятым к груди, а руки раскинуты по сторонам. Подпись под фотографией гласила: «Без движения». Это издание не называло имя жертвы, и хотя было сложно рассмотреть лицо мальчика, Брайан все понял и не стал проверять, что напечатано на четырнадцатой странице.
Дэнни был единственным ребенком Брайана и очень напоминал своего отца. Родители развелись, когда мальчику было четыре года. Сью снова вышла замуж, а Брайан остался холостым. У него был успешный бизнес по установке аудиосистем, и Брайан наслаждался работой, чему радовался и его сын. С момента, как Дэнни научился ходить, он много времени проводил в мастерской отца. Уже в семь лет он умел подсоединять провода к колонкам. Когда Дэнни подрос, он стал работать вместе с отцом после школы.
Несколько месяцев перед трагедией в Колумбайне Дэнни удостоверился в своем намерении: он не собирался поступать в колледж, а сразу после окончания школы начал бы работать у отца. Брайан был безмерно счастлив. Через три года он планировал сделать сына партнером. Буквально через четыре недели Дэнни начинал работать на полную ставку в мастерской.
В среду утром, увидев фотографию сына в газете, Брайан сел в автомобиль и поехал к школе. Он подошел к границе оцепления и потребовал от полицейских тело своего ребенка. В ответ он услышал категорический отказ. Не только его не передали, но тело Дэнни даже не перенесли в помещение. Труп все еще лежал на тротуаре, и полицейское командование заявило Брайану, что тело может быть заминировано.
Брайан понимал, что это лишь отговорки. Поиски бомб в здании начались во вторник во второй половине дня. Полицейские намеревались сперва провести обыск внутри, а после вернуться к телу Дэнни. Отношение полиции к погибшим и их семьям огорчало Брайана.
В это время начался снегопад.
В конечном итоге тело Дэнни пролежало на тротуаре двадцать восемь часов.
В Колумбайне 20 лет назад погибло 13 человек.
Мисти Бернал начала свой день в среду в 3 часа утра. Она спала плохо и тревожно, часто просыпаясь от кошмаров. Ей снилось, что Кесси осталась в здании школы, сидит в темной кладовке на холодном полу. Мисти испытывала беспокойство, представляя, что ее дочь может находиться всего в ста метрах, и при этом её не пускают к ней. Она поняла, что не сможет больше спать, и пошла в ванную. Брэд также принял душ. Затем они оделись и направились к границе оцепления. Полицейский остановил их, пояснив, что дальше идти нельзя. Брэд заявил полицейскому, что их дочь осталась в школе и умолял его честно ответить, что с ней.
Скорбь
В 10:00 директор Фрэнк Ди Энджелес должен был выступить перед учениками, родителями, преподавателями и всеми, кто чувствует боль от случившейся трагедии. Встреча предусматривалась в католической церкви Свет мира, одной из самых крупных в городе, могущей вместить большое количество людей. Люди надеялись, что директор сможет ответить на некоторые их вопросы, хотя сам он не чувствовал, что сможет это сделать.
Фрэнк не мог уснуть, ворочаясь всю ночь. «Господи, подскажи, что мне делать», – произносил он, обращаясь к Богу. Утро пришло, но в голове так и не появилось ответа. Его охватило чувство вины: «Я должен был обеспечить безопасность для учеников и преподавателей», – говорил директор. «Но я подвел множество людей».
В церкви Свет мира вмещаемость составила восемьсот пятьдесят мест, и все они были заняты. Сотни студентов и родителей стояли вдоль стен и в проходах. Перед собравшимися выступила череда местных чиновников, пытающихся утешить настрадавшихся детей, что оказалось невероятно сложным. После каждого выступления раздавались скромные и вежливые аплодисменты, однако никто не высказал откровенное сочувствие ученикам.
Мистер Ди надеялся, что его также тихо поблагодарят за его вклад и не подвергнут критике. Он ощущал, что во многом сам стал причиной трагедии. Директор не подготовил текст речи и собирался сказать все, что чувствует.
Как только его объявили следующим выступающим, зрители встали на ноги. Дети начали громко кричать, свистеть и аплодировать. Внезапно сотни людей, которые до этого не демонстрировали никаких эмоций, начали аплодировать и громко плакать.
Мистер Ди схватился за живот, отвернулся от публики и зарыдал. Его рыдание сотрясало все тело, и он не мог совладать с чувствами. Целую минуту он не мог контролировать себя, и все это время ученики продолжали хоровое выражение поддержки.
Все это казалось слишком странным, – позже вспоминал он. «Я не смог контролировать свои эмоции и впал в конвульсии. Отвернувшись от зала, я винил себя. Мне было очень стыдно, и когда я услышал свист и аплодисменты, я осознал, что ученики поддерживают меня, и поэтому эмоции захлестнули меня снова».
Директор подошел к микрофону и произнес: «Мне очень грустно из-за произошедшего, и мне больно видеть, как вы страдаете сейчас. Я понимаю вас и всегда буду рядом, чтобы поддержать вас». Он откровенно заявил, что жалеет о случившемся и хочет, чтобы всё было по-другому, но такой возможности нет. Ученики ценили его честность и открытость.
В тот день многие ученики, находившиеся в Клемент-Парке, говорили о том, что устали слышать от взрослых, что вскоре всё станет хорошо. Дети были в курсе ситуации и хотели, чтобы кто-то с должной серьезностью описал происходящее. В завершении выступления мистер Ди сказал учащимся, что любит их. Он адресовал эти слова каждому из них…
…Внезапно раздались громкие крики. Сначала слышались отдельные голоса, затем их стало больше, и они исходили из одного места. Люди, включая детей, родителей и журналистов, бросились в ту сторону, откуда доносились крики. Выяснилось, что это были несколько девушек, собравшихся вокруг машины Рэйчел Скотт, находившейся среди автобусов, которые перевозили других учениках.
Я молилась, чтобы он умер
Сью вспоминает утро того дня, когда её сын покинул дом навсегда. Она не видела Дилана в лицо, лишь слышала, как он, уже стоя у двери, прощался с ней. О трагедии в Колумбайн сообщила ей супруг.
Он задыхался в трубку, едва дыша: «Включи телевизор, что-то происходит в школе». Вскоре к их дому пришли полицейские, и супругов вывели на улицу для обыска. В этот момент Сью осознала ужас всего происходящего. «Я начала молиться, чтобы он умер. Я решила, что что-то должно остановить это, что бы там ни происходило», – делилась она впоследствии.
Ей потребовались месяцы, чтобы осознать, что её сын способен на убийство. Первое время она находилась в абсолютном отрицании, говоря: «Да, он был там, но он никого не убил, он не может быть ответственным за все эти ужасности».
Принять всю информацию было нелегко. Постепенно она прошла через все стадии отрицания и замедленно начала принимать факты. «Хорошо, они были на месте. Да, они навредили людям. Это бессмысленно. Да, у них был план», – размышляла мать школьного стрелка. Но когда полиция сообщила ей о четком плане Дилана и Эрика взорвать школу и расправиться со всеми учениками, она поняла, что не выдержит такого ужаса.
Это были признаки психического заболевания
Анализируя события, Сью испытывает вину за то, что не распознала сигналы, которые подавал ей сын. Она расценивала его поступки как обычный подростковый бунт.
«Я не могла предположить, что это были предвестники суицида или психики», – отмечает она, добавляя, что до нахождения причин и анализа последовательности событий ей нужно было время.
Первая половина года после трагедии превратилась для семьи Клиболд в настоящий кошмар. Пока Сьюзан пыталась справиться с произошедшим, ей не раз приходилось слушать о том, что, вероятно, они с мужем – чудовища, воспитавшие такого сына.
Однажды, как рассказывает женщина, когда кассир увидел знакомую фамилию на чеке, подписанном Сьюзан Клиболд, он поинтересовался, кем ей приходится убийца из Колумбайн. Она ответила: «Это мой сын», и кассир начал громко кричать, подозревая её в связи с Сатаной, привлекая внимание всех в магазине. Сью пришлось покинуть магазин в спешке.
Второй удар она получила спустя шесть месяцев, когда решилась пойти в полицию, чтобы просмотреть оставленные сыном видео, где он вместе с другом Эриком объяснял мотивы своего поведения.
«Я была в шоке, когда увидела человека на видео, который не был моим сыном», — говорит она, осознавая, что в её представлении Дилан просто следовал указаниям своего друга.
Когда она включала радио, постоянно слышала обсуждения и критику своего сына.
Это понятно: людям хочется верить, что всё просто, и причина кроется в ужасном воспитании.
Эта точка зрения удобна, и никто не хочет осознать, что такое может произойти с ними, – делится своими мыслями женщина.
Всем спортсменам встать! Парни в белых кепках — враги!
Фразы, произнесенные убийцами в Колумбайн, в значительной степени помогли позже установить их мотивы. Когда они обнаружили мальчика по имени Эван, Эрик выстрелил в стол, а Дилан закричал, что все спортсмены в белых кепках должны встать — имеется в виду, они имели в виду своих обидчиков. «Это за всё дерьмо, которым вы нас кормили за четыре года!» — заявил один из них. Когда никто не встал, Эрик и Дилан начали обходить столы, стреляя в каждого, кто им попался. В библиотеке они убили больше всего детей; часть раненых и даже некоторые невредимые смогли выжить, притворившись мертвыми. Один раз Эрик заговорил с одной девушкой, но, будучи отозванным Диланом, не захотел возвращаться к ней.
Убийцы также стреляли из окон по полицейским, которые пытались эвакуировать школьников.
Заглянув под один из столов, Дилан встретился взглядом со знакомым парнем по имени Джон, и Джон ляпнул первое, что пришло ему на ум: «Привет, что ты тут делаешь?». На что Дилан с иронией ответил: «Убиваю людей» и велел ему убираться прочь. Джон встал и, не веря своему спасению, вышел, продолжая думать, что ему выстрелят в спину. Тем временем, Эрик и Дилан продолжили свою стрельбу, заметив, что патроны заканчиваются, они стали шутить о том, что резать подростков ножами будет куда веселее.
Парни вновь заметили Эвана, который в панике перебрался из-под того стола, в который сначала выстрелили. Это их развеселило. «Назови хоть одну причину, по которой нам не стоит тебя убивать», — спросили они. Эван смог лишь сказать: «Мне не нужны проблемы». Этот ответ понравился убийцам и они решили продолжить свою кровавую расправу, направившись в комнату отдыха. Напоследок Дилан и Эрик выстрелили в запертую дверь служебного помещения, где скрывались пятеро человек, включая раненого у двери ученика и учительницу.
Когда они покинули библиотеку, было 11:36. На счету парней, устроивших массовое убийство в школе Колумбайн в 1999 году, уже числилось 12 убитых и 23 раненых подростка от 15 до 18 лет, а также один смертельно раненый учитель физкультуры. Вскоре оставшиеся в живых начали осторожно выходить через другой выход, оставляя двух раненых на произвол судьбы и убитых.
Люди, заперевшиеся в служебном помещении, оставались там до официального окончания чрезвычайной ситуации. Позже оказавшимся там оказали помощь, и они выжили.
Возможно, к тому времени мотивация убийц исчерпалась. Свидетели утверждают, что они бездумно бродили по коридорам, заглядывая в стеклянные окошки в дверях классов и взирая в глаза тем, кто находился внутри, однако ни в коем случае не собираясь искать их.
Позже они затеяли перестрелку с полицией, которая пыталась убрать раненых школьников со двора. Параметрики прикрыли полицейские ответным огнем, и это столкновение длилось около шести минут. Позже выяснилось, что последние три минуты стреляла только полиция. Таким образом, массовое убийство в школе Колумбайн закончилось. Парни убили себя, каждый выстрелив себе в голову. Вероятно, это и было их изначальным планом.
Идея кошмара
Хотя все действия убийц произошли за менее чем час, их трагические последствия заставили многих обвинять полицию и школьный персонал — якобы они действовали не достаточно быстро. Однако на самом деле, учительница позвонила в полицию в первые минуты стрельбы, первый полицейский прибыл в течение нескольких минут, а уже через полчаса в здание вошли бойцы спецназа, эвакуируя одного за другим школьников и учителей.
Существует миф, связанный с событиями в школе Колумбайн, в соответствии с которым Эрик и Дилан целенаправленно нападали на христиан. Эта легенда выросла из единственного вопроса, который убийцы задали одной из девочек в библиотеке: «Ты веришь в Бога?», на который та испугано ответила: «Господи, помоги мне». Однако, учитывая, что убийцы произносили много разных грубых вопросов, глупо выделять лишь один в качестве мотива. Значительно более актуально проанализировать их первые крики о спортсменах и предшествующем издевательстве.
Очевидно, что не каждый, кто подвергается травле, берётся за оружие.
Массовое убийство в колледже Колумбайн было первым известным случаем, когда жертвы травли выбрали не одиночное возмездие против своих обидчиков, а решили показать им всем, кто на самом деле хозяин. Дискуссии по поводу того, что могло подтолкнуть Эрика и Дилана к такому ответному шагу, все еще актуальны. Их интересовали боевики, видеоигры, такие как «шутеры», музыканты, символизировавшие различные формы протеста, психическое расстройство и даже принадлежность к готической субкультуре, каждая из которых была на слуху в тех трагических деньках.
Возможно, идею массового убийства в школе Колумбайн вдохнул случай с нападением на начальную школу в Британии в 1996 году, когда мужчина ворвался в классы, где находились дети пяти-шести лет и начал их расстреливать. Этот инцидент получил широкое освещение в прессе. Подобные попытки стрельбы в школе произошли и в США в 1998 году, когда два подростка помладше Эрика и Дилана убили четырёх детей и одну учительницу.
Безусловно, трагические события в Колумбайн вызвали множество подражаний как в США, так и в других странах, таких как Европа и Россия. Финский школьник Эрик Аувинен, перед тем как совершить стрельбу в школе, также стал жертвой травли, как и американец Джеффри Уиз. Обоих объединяет еще и желание консервативных ценностей (включая гомофобию и неприязнь к матерям-одиночкам), а в случае Уиза можно проследить увлечение личностью Гитлера. Таким образом, можно сказать, что одного факта травли недостаточно, чтобы подросток в состоянии накапливающегося отчаяния пошел на убийства подобных себе.
При этом преступники, устроившие массовые убийства в школах, не всегда являются жертвами травли. Например, немецкий подросток Тим Кретчмер расстрелял студентов колледжа из-за отказа своей возлюбленной, а причины действия американца Адама Лэнза до сих пор остаются загадкой.
Можно задаться вопросом, можно ли было заметить, что Эрик Харрис и Дилан Клиболд шли по пути массового убийства? Журналисты и психологи продолжают задаваться этим вопросом. И мать Дилана также размышляет об этом. Она написала книгу о том, каково это — быть матерью сына, который устроил массовое убийство в школе.